Предметы быта, изготавливаемые ремесленниками народа, ведущего оседлый образ жизни и кочевыми скотоводами, издревле имели между собой как общие черты, так и определенные различия. Эти соотношения, характерные для культуры кочевых скотоводов, наблюдаются лишь в создаваемых ими образцах искусства. Так, войлок – самый древний материал скотоводов, кочующих с яйлагов в гышлак (зимовья), распространен среди тюркоязычных народов, ведущих кочевой образ жизни.
Считается, что технология изготовления войлока появилась гораздо раньше технологии изготовления безворсовых и ворсовых ковров. Точная дата его появления неизвестна, однако войлочные изделия, обнаруженные при археологических раскопках на Алтайских курганах, дают основание полагать, что войлочными изделиями пользовались тюркоязычные народы уже в VI – IV вв. до н.э.
Войлок был, согласно тюркским верованиям (1, с.16,83,84), возведен до культового образа праотца. Гёйтюрки изготавливали фигурки своих божеств из войлока, помещали их в кожаные мешочки и привязывали к кольям, совершая им жертвоприношения в течение четырех времен года.
Китайские источники свидетельствуют о большом значении войлока в общественной жизни древних тюрков. Так, избранного кагана усаживали на белый войлок и символично семь раз обращали вокруг солнца, после чего он становился полновластным правителем. Согласно другому обычаю, авторитетные лица государства заворачивали избранного вождя в войлок и приносили его в новые владения (2, с.300, 302). Древние обычаи также оказали влияние на церемонию возведения на престол монгольского правителя, который усаживался на коня и, проскакав на нем, восседал на престол, настил которого был сделан из нарядно украшенного войлока.
Итальянский путешественник Марко Поло, бывавший в Монголии в XIII в., сообщал, что татары (тюрки) делают раскладные настилы для палаток и повозок из войлока, который надежно защищает их от холода и дождя.
По словам русского историка В. Я. Владимирцева, в XIII в. – в период расцвета кочевья, широко использовались повозки и кибитки, покрытые войлоком. В своих исследованиях он отмечал, что персы в XVI в. восторгались великолепием дворцовых шатров на колесах, используемых тюрками. В XVI в. персидский историк Разбехани (3, с.79) писал, что эти шатры изготавливались из войлока, снаружи украшались дорогой кожей, внутри их могли поместиться до 20 человек, а перевозило их множество запряженных верблюдов. В таких шатрах жили султаны и представители аристократии. Окна и двери в них украшались тончайшими узорами из войлока. Без сомнения, эти роскошные шатры считались венцом кочевой архитектуры.
Из войлока делали подстилы, торбы, бурки, сапоги, шапки, настилы для шатров и повозок (рис.1,2). Войлок был незаменим для людей, ведущих кочевой образ жизни. Он защищал от палящего солнца и от проливных дождей. Шатры из черного войлока в древности назывались “черными шатрами”. В такой войлок при изготовлении его добавлялась шерсть черного цвета (рис.3). Упоминание о “черных шатрах” встречается и в древнем тюркском эпосе “Дэдэ Горгуд”. Фраза “агбан эвлер” – “белые жилища” указывает на шатры, сделанные из белого войлока.
Войлочное ремесло занимает видное место в культуре азербайджанского народа. Войлок широко использовался в ткацких центрах Азербайджана, расположенных на возвышенностях, и имел большую значимость для скотоводов, ведущих полукочевой образ жизни. Изготовлением войлока славились Гарабах, Нахичевань и Газах. Несмотря на то, что эти территории были известны в качестве основных центров производства войлока, на всей территории Азербайджана он являлся неотъемлемой частью быта кочевников, и их образа жизни. В течение всего года кочевые скотоводы жили в продолговатых, прямоугольных шатрах, они даже покрывали повозки войлоком. Обычно шерсть овец, остриженных в зимовьях, промывалась на яйлагах, расчесывалась и сортировалась по качеству.
Менее качественная шерсть использовалась для изготовления матрацев, из нее делался войлок, необходимый в быту кочевых скотоводов; из более качественной шерсти изготавливались ворсовые и безворсовые ковры, кроме того, из них пряли нити для различных ковровых изделий. В зависимости от назначения применялся либо простой войлок, либо украшенный красивыми узорами, которые можно назвать синтезом традиций, формировавшихся тысячелетиями. Они оставались неизменными при любой социально-экономической и политической формации, не искоренялись, а лишь немного видоизменялись. С годами совершенствовалась техника художественного исполнения и цветовая палитра. Узоры, украшавшие войлочные изделия, связаны с мировоззрением древних людей, с их пониманием окружающего мира. Встречаются также войлочные орнаменты, содержащие знаки различных племен и родов. Эти узоры веками отражали материальные и духовные ценности целого народа.
Система узоров, украшавших войлок, развивалась как в статичной, так и в динамичной форме. Статичная система узоров – самый ранний образец текстильного искусства, сохранивший в абстрактных рисунках следы древней культуры. Динамичность же объясняется развитием этого вида искусства, то есть новыми творческими поисками. Абстрактные геометрические элементы, преобладавшие в системе войлочных узоров на первых порах, перекликаются с растительными орнаментами, широко использовавшимися в более позднее время и с современными сюжетами (рис. 4, 5).
В искусстве народов Узбекистана, Казахстана, Туркмении и Киргизии войлочное ремесло и поныне широко распространено (рис.6). Войлочные узоры этих тюркоязычных народов перекликаются с произведениями народно-прикладного творчества азербайджанских мастеров. Есть сходство и в названиях орнаментов. В частности, в народе встречаются такие названия орнаментов, как “колесо Фортуны”, “солнце”, “птичье крыло”, “рога барана”, “птица Умай”, “лепесток”, “амулет”, “гусиная шейка”, “собачий хвост” и пр. Орнаменты, воплощающие в себе древние и современные памятники, сегодня являются ценными украшениями хранилищ. Некоторые образцы войлока и поныне хранятся в Музее азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства им. Л. Керимова. Это образцы войлока, созданные профессиональными художниками в 1970 – 1980 гг., а также в начале XX в. в Газахе и Карабахе.
Образец войлока, созданный в начале XX в. гарабахскими мастерами, богат декоративным оформлением. Его поверхность изготовлена из коричневой шерсти, украшена красными и желтыми шерстяными нитями. Художественное оформление войлока напоминает ковровую композицию, то есть состоит из центрального поля, бордюров, основных и вспомогательных орнаментов. Основные элементы выполнены в форме орнамента “бута”. Орнамент “бута”, символизирующий священный огонь и другие вспомогательные элементы, крупных размеров из-за плотной фактуры войлока (рис.7).
Образец войлока из Газаха украшен системой орнаментов в виде пересекающихся линий зеленого цвета, выполненных из войлока и крючкообразных элементов в каждом углу на фоне пурпурного поля. Эта композиция восходит к символизму и очень напоминает композиции войлочных изделий Киргизии (рис. 8).
Другой образец войлока – работа М.Ахмедовой. Он изготовлен в 1979 г. Продолговатый орнамент геометрической формы, украшающий данное изделие, является абстрактной темой, плодом фантазии художника. Композиция построена на сочетании архаичного и современного. Орнаменты в виде ромбов, треугольников, прямоугольников, кругов отражают мировоззрение наших древних предков времен фетишизма. Даже цветовая гамма представленного ковра придает ему вид старинного изделия (рис. 9). Войлок, изготовленный художником Р. Гелашвили в 1989 г., выполнен в том же творческом направлении. Мистические представления здесь воплощены в орнаменты, имеющие вид деревьев (рис.10).
В Национальном музее истории Азербайджана, хранящем этнографически и исторически ценные образцы народного искусства, хранится коллекция войлочных изделий, среди которых – седла, пастушьи япынчи (рис.11), разновидности сапог из войлока. Многие из них вышли уже из обихода.
Согласно информации, полученной автором этих строк во время экспедиции в селении Гарабаглар Шарурского района Нахичеванской Автономной Республики, в доме жительницы этого селения Туган Акперовой есть войлок, сделанный из овечьей шерсти осенней стрижки. По традиции, местные жители используют войлок только в качестве настила на пол. Такого рода ковры украшаются стилизованно-геометрическими орнаментами в виде цветков и других элементов. Они прозваны в народе “прялка”, “верблюжья шея” и пр. Орнаменты, украшающие войлочные изделия этого района, схожи с орнаментами джеджимов (безворсовых ковров) и ворсовых ковров Нахичевани. Растительные узоры воплощают богатую флору этого края и выполнены в реалистичном стиле.
В Нахичевани при украшении войлока нити окрашиваются только натуральными красителями. К примеру, бледно-желтый цвет получается из высушенных колосьев пшеницы, коричневый и красный цвета – из красного репчатого лука, желтый цвет – из желтого репчатого лука, зеленый и коричневый – из ореховой скорлупы, фисташковые оттенки – из розового стебля.
К сожалению, сейчас войлочные изделия утратили массовый спрос; и продолжателями этого дела все больше являются художники и народные умельцы. Теперь войлок больше используют для украшения сувениров, как элемент декора.
Наряду с многолетними научными исследованиями войлочного ремесла, в настоящее время в Азербайджане есть достойные продолжатели этого дела. Социально-экономические центры, занимающиеся развитием прикладного искусства в Баку, активно поддерживают войлочное ремесло.
За последние годы социально-экономический центр “Эко-Сфера” (неправительственная организация) осуществил программу “Стабильное развитие прикаспийских сообществ” при финансовой поддержке Европейского Союза (Европейский Банк реконструкции и развития) и Института Открытое общество – Азербайджан (Фонд Сороса). Согласно программе, Баку и пригород столицы – селение Кала стали базовыми объектами. В течение 15 дней там был проведен мастер-класс экспертом из Киргизии, где сотрудники Центра обучались различным способам изготовления войлока. На втором этапе проекта 8 сотрудников Центра из селения Кала и 10 сотрудников из Баку, создав предварительно все необходимые условия, приступили к производству войлочных изделий и сувениров. Отмечу, что нитки, используемые для вышивки войлочных изделий национальными орнаментами, были окрашены только натуральными красителями. Среди изделий из войлока – очечники, сумки, кошельки, нарукавники, футляры для телефонов, накидки, шапки и пр. Был также издан каталог готовых работ, согласно образцам которого принимались заказы на изготовление сувениров, охотно раскупавшихся членами Международного женского клуба и магазинами сувениров. Каждое оригинальное изделие имеет защиту авторских прав.
Надеемся, что столь трепетное отношение к древнему наследию позволит и в дальнейшем сохранить войлочное ремесло и популяризировать его среди наших современников. (Фотографии – из коллекции Национального музея истории Азербайджана, снимки войлока сделаны в Государственном музее азербайджанского ковра).
Литература
1. Система тюркских верований в целостной системе верований Евразии // Умид Ниайиш-Огтай. Баку, 2007 (на азерб. языке).
2. Тюркская мифология. Бахеддин Огел. Т. 1; 2-е изд. Баку, 2006 (на азерб. Языке.)
3. Искусство стран Востока. М., 1986.
Хадиджа Асадова (Азербайджан)