Взаимосвязи искусствознания Узбекистана и Азербайджана

Выпуск №1 • 1652

Участники международной конференции. Баку. 2009  н Профессиональное искусствознание Азербайджана за свою более чем 60-летнюю историю прошло сложный и многоэтапный путь развития. Главным итогом деятельности научного сообщества азербайджанских искусствоведов стало создание истории искусства Азербайджана с древнейших времен до наших дней и формирование национальной школы искусствознания со всеми присущими ей институтами.

Ни одна национальная школа искусствознания не существует в вакууме. Являясь научной отраслью, искусствознание, как всякая наука, стремится к универсалиям, что невозможно без плодотворного диалога с другими научными школами. Становление азербайджанского искусствознания происходило в постоянном диалоге с российскими, грузинскими и, прежде всего, с узбекскими коллегами.

Формы взаимодействия национальных школ искусствознания Узбекистана и Азербайджана были и продолжают оставаться многообразными. Взаимная помощь в подготовке научных кадров; участие в конференциях, проводимых обеими сторонами; публикации в научных изданиях Азербайджана и Узбекистана; обмен научной информацией; осуществление аналогичных исследовательских программ; пропаганда достижений коллег в своих странах; личные контакты лидеров двух школ, их многолетняя переписка – вот далеко не полный перечень форм обсуждаемого взаимодействия. Отдельная тема – обмен опытом в деле создания методологических образцов для сводных, обобщающих фундаментальных работ по истории искусства двух стран.

Есть на этом пути плодотворного сотрудничества и знаковые, символические вехи. Возможно, символической точкой начала отсчета взаимодействия двух школ можно считать 1931 г., когда уроженец Кишинева выпускник московского вуза Лазарь Ремпель опубликовал в российском журнале “Литература и искусство” статью “Живопись Азербайджана”. Наверное, тогда он и сам не знал, что в 1954 г. переедет в Ташкент и уже в 1960-е гг. станет одной из ключевых фигур в истории взаимосвязей азербайджанской и узбекской искусствоведческих школ.

Участники международной конференции по искусству Востока. Ташкент. 1969 В 1963 г. Л. Ремпель и Г. Пугаченкова посетили Баку. Один из первых выпусков книги “Искусство зодчих Узбекистана”, опубликованной в 1962 г., находится в библиотеке академика Абдулвахаба Саламзаде, бывшего много лет заместителем директора по науке Института архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана, с дарственной надписью авторов и датой – 6 мая 1963 г. В 1966 г. Г. Пугаченкова и Л. Ремпель подарили А. Саламзаде свою новую монографию – “История искусств Узбекистана” (М., 1965) с надписью на титульном листе: “Нашему бакинскому собрату по розыску великого наследия восточных культур Абдулвахабу Саламзаде на добрую память. Г. Пугаченкова, Л. Ремпель. 2.02.1966 г.”. Среди подаренных азербайджанскому ученому научных исследований книги узбекских ученых М. Булатова, Л. Маньковской, Ш. Ташходжаева и др.

Академик Абдулвахаб Саламзаде (1916-1983) был автором около 130 научных работ, среди которых монографии “Архитектура Азербайджана XVI – XIX веков”, “Архитектор Аджеми Нахичевани”, “Архитектура советского Азербайджана” и др. Много внимания он уделял охране памятников архитектуры и монументального искусства, вопросам сохранения исторических городов. Одна из последних его книг так и называется: “Проблемы сохранения и реконструкции исторических городов Азербайджана”. Узбекские коллеги М. Булатов и Л. Маньковская в своей рецензии на эту книгу писали, что в ней поднята “важная проблема, имеющая практическое значение и для охраны памятников Средней Азии, где типология зданий во многом совпадает с памятниками средневекового Азербайджана, и об уместном использовании и приспособлении памятников для нужд современного исторического города” (1). Но, пожалуй, излюбленной для А. Саламзаде была тема средневековых башенных мавзолеев. Ей он посвятил не только свою кандидатскую диссертацию, но и свою последнюю проектную работу – построенный в городе Шуше в 1982 г. мавзолей выдающегося азербайджанского поэта XVIII в. Молла Панаха Вагифа.

Лидеры двух научных школ общались постоянно, а изданные книги попадали из Ташкента в Баку и обратно в течение 1 – 2 месяцев со дня выхода их в свет. Сохранилась и личная переписка. Ее главными темами на протяжении 1960 – 1970 гг. следует признать взаимные консультации по поводу работы над сводами памятников архитектуры и монументального искусства Азербайджана и Узбекистана. В тот период работу в масштабах советской страны курировал профессор Олег Александрович Швидковский – заместитель директора по науке московского Института искусствознания – тогдашнего головного научного учреждения в отрасли искусствознания. Консультируя бакинцев по вопросам сохранения архитектурного наследия, О. Швидковский не раз ссылался на опыт узбекских коллег.

Значительным событием в искусствоведческой науке конца 1960-х гг. стало проведение в Самарканде Международного симпозиума “Искусство Центральной Азии эпохи Тимуридов” (1969). Для участия в симпозиуме в Узбекистан прибыла представительная группа азербайджанских искусствоведов в составе профессоров А. Саламзаде, Р. Эфендиева, К. Керимова, М. Наджафова и народного художника Азербайджана Л. Керимова. На фотографии они запечатлены вместе с узбекскими и турецкими коллегами, а также с Б. Веймарном на фоне уникальных памятников Самарканда.

В октябре 1981 г. в Баку состоялась единственная в истории наших взаимоотношений двусторонняя конференция “Проблемы использования архитектурного наследия в зодчестве Узбекистана и Азербайджана”. Ее тематика являлась закономерным звеном в длительном процессе работы над сводами памятников архитектуры двух стран и в целом – исследований в области сохранения национального культурного наследия. Несмотря на небольшое число участников (всего 13), а может быть, в силу именно этого обстоятельства, конференция была на редкость предметной и целостной по содержанию. Все выступления отличались глубиной анализа национальных традиций и путей их интеграции в современную культуру азербайджанского и узбекского народов. Так, Т. Кадырова, тогдашний председатель правления Союза архитекторов Узбекистана, в своем докладе отметила: “Мы стоим на пути создания регионального градостроительства, которое будет синтезировать опыт мирового градостроительства и одновременно своеобразие исторической градостроительной культуры Узбекистана”. Сейчас, спустя почти тридцать лет, можно констатировать, что региональная модель градостроительства стала реальностью и оправдала себя не только в Узбекистане, но и в Казахстане, и в Азербайджане.

В 1983 г. в Баку состоялся первый Международный симпозиум по искусству восточных ковров. На этом симпозиуме Узбекистан представляли Г. Пугаченкова, Р. Такташ, М. Чурлу, Э. Исмаилова, Ш. Камбарова и А. Мадраимов. Большинство докладов узбекской делегации посвящалось искусству средневековой миниатюры. Г. Пугаченкова, например, выступила с докладом “Архитектурный сюжет на миниатюре из “Зафар-наме” ХV века”.

В 1989 г. Институт архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана организовал в Баку Всесоюзную конференцию “Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока”. Тогда в Баку высадился настоящий узбекский десант из 12 человек: архитекторы К. Крюков, Х. Султанов, Н. Газиназарова, Р. Асамов, Ш. Аскаров, А. Рахманов, К. Юсупов, искусствоведы Э. Исмаилова, И. Азимов, А. Мадраимов, Г. Бабаджанова и Л. Талис.

В 1992 г. Баку вновь принимал представителей Узбекистана на теперь уже Международной конференции “Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока”. На этот раз из Ташкента в Баку приехали М. Булатов, А. Мадраимов, Р. Такташ, П. Захидов, Ш. Аскаров, К. Крюков, А. Махкамов, Х.Турсунов. Наибольший интерес вызвал доклад одного из патриархов узбекской науки М. Булатова “К вопросу о мусульманском Ренессансе”.

В 1980 – 1990-х гг. узбекские коллеги посещали Баку неоднократно. Часто приезжала в Баку Э. Исмаилова, которая 7 января 1985 г. защитила в Институте архитектуры и искусства АН Азербайджана докторскую диссертацию на тему: “Искусство оформления среднеазиатской рукописной книги XVIII – XIX вв. Художественные черты и стилистические особенности”. В марте 1992 г. сотрудник этого Института Т. Ибрагимов защищает в Ташкенте в Институте искусствознания кандидатскую диссертацию “Азербайджанский плакат”.

В 1980 – 1990 гг. в Азербайджане жила и работала в Институте архитектуры и искусства уроженка Узбекистана Э. Гюль. Здесь она защитила кандидатскую диссертацию “Взаимосвязи коврового искусства Азербайджана и Средней Азии”. Сотрудники нашего Института были рады, узнав, что Э. Гюль после возвращения в Ташкент, работая в Институте искусствознания, стала доктором наук и с большим интересом читали ее монографию “Диалог культур в искусстве Узбекистана. Античность и средневековье”, вышедшую в 2005 г.

Среди участников проводившегося в марте 2009 г. в Баку Международного научного симпозиума “Мир мугама” был известный исследователь традиционной узбекской музыки Р. Юнусов. В декабре этого же года Институт архитектуры и искусства Азербайджана организовал Международную научную конференцию “Информационная культура Евразии”, на которой с докладом “Современное искусство Узбекистана в аспекте проблематики информационной культуры” выступила доктор искусствоведения К. Акилова. Таким образом, имеющиеся уже контакты ученых-искусствоведов Азербайджана и Узбекистана являются тем объединяющим началом, которое будет способствовать дальнейшему плодотворному сотрудничеству ученых двух дружественных стран.

Литература
1. Вечерний Ташкент, 2 августа 1979 г.

Эртегин Саламзаде (Азербайджан)

Pin It

Comments are closed.