В 1983 г. была открыта Ургенчская художественная галерея имени Аль-Хорезми. В ее двух больших выставочных залах представлено около тысячи раритетов изобразительного искусства, графики и скульптуры. В разные годы в здании, в котором расположилась галерея, построенном в 1910 – 1912 гг., с учётом сложившихся традиционных методов национальной архитектуры Хорезма находились административные и другие учреждения. Причудливые геометрические узоры сложены из жженого кирпича. Гончаром из Мадира Балтой Ваисовым голубой фреской украшены обе портальные части здания, взятые государством под охрану как национальное архитектурное достояние народного зодчества. Остальные части сооружения заново отреставрированы с применением современных технологий. Автор проекта реставрации здания – Азамат Тухтаев.
Сейчас здание имеет П-образную форму. Стройный портик главного входа украшен четырьмя массивными резными двухстворчатыми дверями. Для их декоративно-стилизованного оформления растительными мотивами “ислими” привлекались народные зодчие, опытные мастера резьбы и росписи по ганчу и дереву из Бухары. Айван (площадь около 300 кв. м) украшен 12 колоннами хивинской композиции (XIX – XX вв.) и предназначен для проведения выставок на открытом воздухе. Резной узор двух колонн выполнил корифей хорезмского стиля резьбы по дереву уста Ата Палванов.
Основная цель галереи – бережное хранение, пропаганда богатого художественно-культурного наследия страны, находящегося в фондах, а также ознакомление населения с произведениями искусства и культуры. В галерее хранится 347 экземпляров изобразительного искусства, 253 – графики, 40 – скульптур, 9 – прикладного искусства. Их авторы – представители всех художественных школ и направлений, оставивших заметный след в истории национального изобразительного искусства. В числе экспонатов. – ценнейшие работы известных мастеров живописи Чингиза Ахмарова, Рахима Ахмедова, Неъмата Кузыбаева, Юсуфа Елизарова, Валентина Фадеева, Евгения Мельникова, Рузы Чарыева, Фаима Мадгазина, Сафо Дусчанова, а также современных художников страны Баходыра Жалалова, Жавлона Умарбекова, Алишера Мирзаева, Акмаля Нура, Риммы Гаглоевой, Акмаля Икрамжанова, Владимира Бурмакина, Жоллибая Изентаева. Украшают экспозицию и работы ведущих хорезмских художников Атахана Аллабергенова, Туры Курязова, Эркабая Машарипова, Куранбая Бекчанова, Даврона Юлдашева и др.
Гордость галереи – собрание скульптурных и графических работ графиков Кутлуга Башарова, Медата Кагарова, Марата Садыкова, Искандера Вахидова, Лекима Ибрагимова, Тельмана Мухаммедова, Георгия Чиганова, Юрия Стрельникова, Саитмамата Каландарова, Курбондурди Каландарова, скульпторов Ильхома Жаббарова, Дамира Рузыбаева, Вадима Немировского, Роберта Авакяна, Шавката Усманова, Бахтияра Рузметова и др.
Крупные выставки в галерее проводятся в двух выставочных залах общей плошадью 512 кв. м, небольшие – в вестибюле, фойе и малом зале.
С целью пропаганды и агитации произведений изобразительного искусства в выставочном зале областного Центра духовности и просветительства организуются передвижные выставки. Зрители тепло отзываются о работах Лолы Абдуллаевой, Таджибая Жуманиязова, Сафо Дусчанова, Туры Курязова, Куранбая Бекчанова, Даврона Юлдашева, Сали Кадирова, Павла Кичко.
В год развития и благоустройства села сотрудники галереи выезжали в отдалённые районы и сёла, где проводили выставки, беседы об изобразительном искусстве с участием художников, показывали видеофильмы о мастерах прикладного искусства.
Большая часть фонда галереи состоит из работ местных авторов. Демонстрация различных направлений развития современного искусства отражает творчество молодых художников, воспитывающихся в новой социально-культурной среде. Приоритетным направлением деятельности галереи считается пропаганда изобразительного искусства среди широкой общественности, организация передвижных выставок и формирование научной методологии.
В числе первоочередных задач сотрудников галереи – формирование современного музейного дела независимого Узбекистана; определение места музейного дела в современной художественной жизни и культуре республики; решение вопросов, связанных с комплектацией фондов музеев и сохранением экспонатов и экспозиций; укрепление международных отношений с музеями других стран; решение проблем развития маркетинга и менеджмента, снабжения современной техникой обработки базы данных; оформления внешнего вида музеев на современном уровне с присущими им особенностями; поиск новых подходов по экономическим вопросам; налаживание, установление контактов между посетителями и музеями; информация о культурных достояниях, вывезенных в зарубежные музеи и коллекции.
Для их успешного решения необходимы новые исследования, подготовка научных монографий. На наш взгляд, реализация этих задач будет содействовать дальнейшему развитию музейного дела нашей республики.
Азад Султанов, Равшан Палванов