Традиционные формы танцевального искусства Хорезма

Выпуск №4 • 2877

Лязги. Исполняет заслуженная артистка Узбекистана Р. Атаджанова Танец – один из наиболее древних и массовых видов народного творчества. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его характер, история, нравы, обычаи и др. Народ создает в танце образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

Фольклорный танец – основа основ всей хореографии. И не случайно в нашей стране сегодня уделяется большое внимание фольклору, поскольку актуальной задачей современного общества является возрождение духовной культуры народа. Народные танцы делают как бы ощутимыми и уловимыми черты психического склада народа, нашедшие свое образное воплощение в яркой самобытности хореографического колорита, в неповторимом своеобразии формы и содержания.

Веками складывалась, отшлифовывалась и приобретала своеобразные и совершенные формы танцевальная культура Хорезма, доставляющая радость и эстетическое наслаждение своей яркой, выразительной формой, непосредственностью и свежестью чувств, эмоциональной открытостью, темпераментом. По существующим четким формам современной хорезмской хореографии можно проследить историю возникновения и формирования хорезмского танца.

В репертуаре современных мастеров танцевального искусства Хорезма и хорезмских масхарабозов сохранились танцы, танцевальные пантомимы, истоки которых – в древних обрядах, играх, в ритуальных подражательных пантомимах, в бытовых танцах празднеств. Необходимо отметить, что формы современного хорезмского танца сохранили особенности древних форм танцевального искусства, что находит подтверждение в материалах археологии, этнографии и изобразительного искусства. Таким образом, выявление структуры и функции хорезмских танцев может помочь в решении проблемы генезиса танца как вида искусства.

Масхарабоз уфари. Исполняют Т. Бекиев и С. Атаджанов В структуре хорезмского танца выделяются танцы “серьезные”, т.е. те, которые исполняют высокопрофессиональные танцоры, и танцы “потешные”, шуточные, которые исполняют масхарабозы.

Исследование структуры того или иного танцевального пласта помогает раскрыть заключенную в нем систему образов и выявить средства, с помощью которых создается хореографический образ.

Танец отражает события и явления реальной жизни, которые, в свою очередь, сказываются на структуре произведения, “в искусстве нет “внешнего”, не связанного с “внутренним” …и поэтому от характера “внешнего”, материального, формального непосредственно зависит характер выражаемого с их помощью духовного, содержательного, внутреннего” (1, с. 119). Таким образом, по строению хореографического произведения, его композиции, по лексике, манере исполнения можно судить о мироощущении, психическом складе и способе образного мышления народа. А через образную систему хореографического произведения можно выявить и его функцию, которую выполняет это произведение в жизни и в быту людей.

Классификация хорезмской хореографии, основанная на структурно-стилистическом методе, позволила выявить следующие четыре рода хорезмских танцев:

      - сюжетно-изобразительные танцы и танцевальные пантомимы;

 

      - цирковые танцы;

 

      - традиционно-бытовые танцы;

 

    - классические танцы.

ЛЛязги. Исполняет З.Латипов Родовое деление производилось по принципу – “род утверждает себя своеобразием художественной структуры” (1, с. 409). Такое родовое деление обосновано и вполне соответствует существующему в народе. Так, классические и традиционно-бытовые танцы можно соотнести с “серьезными”, а сюжетно-изобразительные танцы, танцевальные пантомимы и цирковые танцы – с “потешными”.

Дифференцируя хорезмский танцевальный фольклор с точки зрения его структуры, логики хореографического построения, мы идем от простого к сложному, от примитивных форм к более развитым.

Одну из начальных форм зрелищного искусства узбекского народа представляют сюжетно-изобразительные танцы и танцевальные пантомимы подражания животным и птицам, которые сохранялись в репертуаре хорезмских масхарабозов – артистов традиционного национального театра. Своеобразием их художественной структуры является синкретичность, где сливаются воедино музыка, пантомима, танец, слово, пение и драматические элементы. Качественные признаки, художественные средства жанра определяются “изнутри” самого рода искусства.

Все танцы и танцевальные пантомимы масхарабозов относятся к комическому жанру. Это остроумная иллюстрация жизненных событий, явлений, характеров, поданная как бы через призму комических средств. Комические танцы и танцевальные пантомимы подразделяются на шуточные, трудовые и подражательные (птицам, животным).

Подражательные танцы и танцевальные пантомимы, исполняемые до недавнего времени масхарабозами Хорезма, можно отнести к более древнему жанру танцевального искусства, о чем свидетельствуют ряжение масхарабозов в шкуру животного и использование маски, изображающей морду животного или просто устрашающей маски из козьего меха.

К подражательным танцевальным пантомимам можно отнести “Кум-пишик” (“Суслик”), “Эчки-уйин” (“Танец козы”), “Каптар уйин” (“Игра голубей”), “Пишак уйин” (“Танец кошки”), “Хўроз уриштириш” (“Бой петухов”), “Кучкор уриштириш” (“Бой баранов”), “Ғоз” (“Гусь”), “Макиён” (“Перепелка”). А к подражательным танцам – “Тустовук уйин” (“Танец фазанов”), “Чагалок” (“Чайка”).

Чагалак. Исполняет Дж. Ишчанов В популярном танце “Чагалок” изображается охота чайки на рыбу. В центр круга бросается головной убор – чугурма, якобы изображающий “рыбу”, и танцор исполняет полет чайки, прыгая и кружась, высматривая свою добычу, стараясь схватить ее клювом. Могло быть несколько попыток схватить добычу, но они заканчивались неудачно. Тогда танцор предпринимал новую попытку, изобретая новые варианты, все время держа зрителей в ожидании, поймает ли… И вдруг, в кульминационный момент, он опускался на колени, перегибался мостиком назад и хватал чугурму – “рыбу” – зубами. И зрители, и исполнитель были рады такой ловкости и находчивости.

Возможно, что истоки подражательных танцев и танцевальных пантомим хорезмских масхарабозов – в древних культах животных и птиц, которые, став народными символами, были распространены у народов Хорезма. Уже в искусстве танца можно заметить многофункциональность. Пантомимы и танцы несли магическую, воспитательную и эстетическую функции. Иллюстрируя движения и повадки животных и птиц, подражательные танцы и танцевальные пантомимы, иносказательно, с юмором или насмешкой раскрывали такие черты характера людей, как трусливость, жадность, хитрость и т.д.

К шуточным танцам масхарабозов можно отнести “Масхарабоз уфари”, “Раталла”, “Зумлак”, “Бобожоним”, “Лязги”, а к шуточным танцевальным пантомимам – “Полвон уйин” (“Борцы”), “Пурхон”.

Кроме шуточных и подражательных, к комическому жанру относятся трудовые танцы. В них раскрывается характер человека, его профессиональные качества, о чем свидетельствуют даже их названия: “Билама” (“Чабаны”), “Баликчи уйин” (“Рыбак”). Танцевальные пантомимы “Чугурма тикиш” (“Выделка чугурмы”), “Сартарош” (“Парикмахер”), “Чиппирадалли” (“Пекарь”), “Ошпаз” (“Повар”), “Этикдуз” (“Сапожник”) исполняют артисты с присущим хорезмийцам юмором и завидной наблюдательностью. Каждый исполнитель на ходу может импровизировать.

К цирковым танцам торжественного жанра масхарабозов относятся “Машъала” (танец с факелами), “Ут уйин” (танец с огнём), “Дорбоз” (танец на канате), “Симдор” (танец на проволке), “Хуққа уйин” (танец на ходулях), “Пичок уйин” (танец с ножами) и шуточные танцы комического жанра – “Магалдак”, “Тогора уйин” (танец с блюдом), “Коса уйин” (танец с пиалой).

Хуққа уйин. Исполняет заслуженный артист Республики Узбекистан Э. Кахаров “Хуққа уйин” – виртуозная, достаточно сложная пляска. Стоя на двухметровых ходулях, исполнитель ритмично двигается, подбрасывая ноги в разных направлениях, к тому же еще аккомпанирует себе на кайраках.

Традиционно-бытовые танцы торжественного и лирического жанров исполнялись на различных празднествах и увеселениях, посвященных удачной охоте, сбору урожая, военной победе, свадьбе или рождению ребёнка и т.п.

Бытовые танцы – наиболее характерные произведения фольклора, так как создавались на основе сложившихся традиционных танцевальных структур. Бытовыми зачастую становились ритуальные танцы, теряя своё магическое значение. Но в отличие от ритуальных, в бытовых танцах особое значение придавалось импровизации, постоянному художественному их обновлению. При этом могли сохраняться сюжет, пластика танца, его структура. Но те же движения наполнялись иным эмоциональным содержанием. Нередко в танец вносились новые движения импровизированного характера. Сюжет в бытовых танцах мог быть традиционным или создавался по поводу каких-то событий. К торжественным традиционно-бытовым танцам можно отнести “Лязги”, “Норим-норим”, “Бартаул”, “Юз бир”, а к лирическим традиционно-бытовым – “Оразибон”, “Ушлини уфориси”, “Сегани уфориси”, “Галалайлим”, “Эй мехрибоним”, “Лязги”.

“Лязги” – визитная карточка танцевального искусства Хорезма. Это не просто танец, это целая система, это всегда праздник, праздник для души. “Лязги” бывают торжественными, лирическими, комическими. Отличаются они способом выражения чувств, эмоций, мироощущения, миропонимания исполнителя. В начале танца звучит медленный запев. Танцовщица выходит в размеренном темпе, исполняет движения руками, украшенными зангами. И неожиданно замирает в статичной позе, приковывая к себе внимание зрителей. Затем на музыкальную фразу поза начинает как бы рассыпаться, и в конце “колена” звучит хорезмский “ключ” (определенная комбинация движений), и танцовщица замирает в другой позе. С каждым новым звучанием музыкальной фразы темп танца убыстряется и каждый раз заканчивается “ключом”. Танец поражает огромным количеством инвариантных движений, кажется, что исполнительница на глазах у зрителей сочиняет свой хореографический образ. “Лязги” никого не может оставить равнодушным. Танец покоряет своими яркостью, выразительностью, жизнеутверждающей энергией, вызывая восторг зрителей.

Постепенно выделялся профессиональный танец, исчезал разработанный сюжет, его содержанием становятся чувства и переживания, выражаемые не иллюстративными движениями, а движениями более обобщёнными. Это характеризует классический род хорезмских танцев. На Востоке, в том числе в Узбекистане, термин “классический танец” употребляется в том случае, если он отмечает танцевальные группы, которые могут синтезом танца и пантомимы выразить действенное содержание. Таким образом, к классическим танцам Хорезма можно отнести “Маком-уфори” и “Уфори”, ритмические части из Шашмакома. Все они лирического жанра. Исполнители – высокопрофессиональные артисты, владеющие большим запасом филигранно отточенных движений. Они способны выразить огромное богатство человеческих чувств и переживаний, умеют гармоничными движениями тела передавать душевный мир человека, т.е. создавать танцевальный образ (2, с. 223).

Для хорезмского танцевального искусства характерным является, во-первых, сохранение древних форм танцевального искусства; во-вторых, жанровое многообразие; в-третьих, сохранение и устойчивость традиций народного танца; в-четвёртых, большое количество мастеров танцевального искусства.

Искусство танца в Хорезме оказалось неподвластно времени; его формы, в которых заключено все многообразие жизни, продолжают жить, развиваться и служить неиссякаемым источником культурного и эстетического обогащения людей. Особенно близок в Хорезме переход от самодеятельного искусства к профессиональному (3, с. 16), унаследовавшему искусство народное, которое определяется не его массовостью, а истинным содержанием заключенных в нем образов и тем. С изменением же условий жизни вносятся соответствующие изменения и в танцы, жизнеспособность которых зависит от того, насколько полно они отражают психопластическую интонацию своего времени.

Хорезмский танец любят и танцуют в разных областях Узбекистана. Его исполняют как на больших республиканских праздниках, так и на семейных торжествах. Он входит в обязательные программы всех учебных заведений культуры и искусства республики.

Танец – искусство живое. Он существует в процессе его воспроизведения. Другими словами, танец живет лишь тогда, когда он исполняется. Следовательно, в хореографии понятие “сохранить” значит – развивать и популяризировать.

Литература
1. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.
2. Авдеева Л. А. Из истории узбекской национальной хореографии. Ташкент, 2001.
3. Каримова Р. З. Хорезмский танец. Ташкент, 1975.

Инна Горлина

Pin It

Comments are closed.