В конце ХIХ – начале ХХ в. монументальное искусство Хивы, известной в мире непревзойдённой монументальной резьбой по дереву, достигло наивысшего расцвета. Была подготовлена целая плеяда народных мастеров, внесших достойную лепту в развитие богатого традициями классического искусства. В их числе такие известные мастера живописи и резьбы по дереву и ганчу, как Абдулла Балтаев, Рузмат Машарипов, Ата Палванов.
Ярким представителем хивинской школы резьбы по дереву был Ата Палванов, творивший на стыке двух веков. Он родился в 1867 г. в кишлаке Киёт в семье мастера резьбы по дереву и секреты мастерства перенял у своего отца Палвана урачи и деда Абдусаттара. Вплоть до 1927 г. Ата Палванов устанавливал резные двери и колонны для медресе и мечетей, для жилых домов. В 1929 г. после вступления в артель народного прикладного искусства “Учкун” А. Палванов работал вместе со своим учеником Сафо Богибековым (1903-1978). Их уникальные по композиции, прекрасные изделия, украшенные растительными узорами айланма ислими, не оставляют никого равнодушными. Так, одна из колонн, выполненная в 1937 г., ныне хранится в Государственном музее искусств Узбекистана. Она была удостоена Золотой медали на международной выставке в Париже.
Оригинальность хивинской школы резьбы по дереву заключается в том, что ее композиции совершенны по расположению узоров из плавно переплетающихся стеблей, волнообразных побегов с цветами, листьями и различных форм розетками, где в несколько рядов проходят резные каёмки с несложным геометрическим рисунком. Для передачи природной красоты и сохранения долговечности изделия готовые двери и колонны не покрывают лаком, а обрабатывают их поверхность нерафинированным растительным маслом. В 1945 г. группа хивинских мастеров под руководством Абдуллы Болтаева оформляла в национально-художественном стиле залы Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. Ата Палванов и Сафо Богибеков изготовили изумительные по композиции резные двухстворчатые двери для малого фойе и Хивинского зала театра. Современная архитектура и искусство резьбы по дереву составили прекрасный ансамбль, органично дополнив друг друга.
Для старого здания Ургенчского железнодорожного вокзала А. Палванов (в 1957 г. ему исполнилось 80 лет) с С. Богибековым изготовили четверо резных дверей по мотивам чертежей Рузмата Машарипова (1867-1968) – турунч, рапида гули (круглый цветок), олма гули (цветок яблони) в стиле айланма ислими (спиралеобразный растительный узор). Это была последняя работа А. Палванова. Всем своим творчеством, каждодневным трудом мастер пытался доказать необоснованность утверждения о том, что такой вид искусства, как резьба по дереву, является “лишним” для архитектуры советского периода. Сотни уникальных мастеров в тот период остались без работы, а само искусство начало приходить в забвение.
Автор настоящей статьи впервые встретился с А. Палвановым осенью 1969 г. Шел ему тогда 101-й год. Он был подтянут и бодр, улыбка не сходила с приветливого и открытого лица. У мастера всегда было много гостей, интересующихся прикладным искусством. Он рассказывал о своём творческом и жизненном пути, об истории искусства резьбы по дереву и о том, в каком плачевном состоянии она находится.
На вопрос о том, в чём секрет украшенных резьбой изделий из дерева, А. Палванов ответил: “Эти узоры можно, конечно, нанести и на кость, ганч и даже на золото, но нигде они не будут так нежны и совершенны, как на дереве”. По его мнению, тонкие узоры, нанесённые на ствол гужума (вяз Анросова, вид карагача с крепкой древесиной, идущей на ступицы арб), корамон чинары (платан) изумительны по красоте, поскольку само дерево имеет неповторимый рисунок – природный узор.
Каждая из работ мастера прекрасна и не повторяется в плане исполнения, каждой отданы жар сердца, частичка любви. “К ним относишься, как к своим детям, – говорил о них мастер и продолжал: “Думаю: где они сейчас и сохранились ли?” …Когда-то по заказу Жунаидхана Ата Палванов изготовил две колонны девятиметровой высоты, выполняя узоры олма гули, япрок, навда, тайха. Мастеру нелегко было расставаться с ними… “Усто, если бы были заказы, взялись бы за них?” – спросил я его тогда.
“Мы бы взялись за них с Сафо Богибековым, – ответил мастер. Это было бы отличной возможностью обучить на деле секретам мастерства плеяду подросших внуков. Но, увы, заказов сейчас почти нет”.
Последняя встреча с мастером состоялась летом 1971 г. Тогда я сфотографировал его. Это фото вы видите сейчас. Ему исполнилось 104 года. Собственноручно уверенно выведя красивую композицию, он подарил ее мне.
Умер А. Палванов в 1972 г. Некролога не опубликовали ни в одной газете. Не был он принят в члены Союза художников, причиной чему были его работы, выполненные по заказу ханов. Сохранилось лишь удостоверение, подтверждающее факт принятия его в члены Союза скульпторов, выданное в 1947 г.
С обретением независимости Узбекистана были приняты указы Президента страны и постановления правительства о мерах государственной поддержки народного художественного ремесленничества и прикладного искусства и об улучшении деятельности республиканского объединения “Усто”. Исполнилась мечта сотен замечательных народных мастеров таких, как Ата Палванов, “золотые руки” которых создали шедевры искусства резьбы по дереву. С. Богибеков, продолжив лучшие традиции наставника, воспитал и обучил ремеслу сотни учеников. Его сын Хайтмат Богибеков с более чем двадцатью учениками бережно хранит бесценное искусство предков. Выполненные ими резные колонны украшают площадь Памяти и почестей в столице республики.
Неповторимый национальный колорит сохраняют исполненные мастером резные колонны, двери с растительными узорами для террас ансамблей Аль Хорезми и Аль Беруни, площади Памяти и почестей, здание академии Маъмуна в Хиве. В настоящее время более ста мастеров резьбы по дереву продолжают создавать в этом прекрасном городе произведения, обогащающие сокровищницу национального прикладного искусства.
Азад Султанов