15 – 22 октября 2009 г. в Ташкенте проходила V Международная биеннале современного искусства. Проведение таких значительных выставок стало замечательной традицией нашего города, превратившей Ташкент в один из крупнейших центров современного искусства. В то же время динамика проходящих в Ташкенте биеннале свидетельствует о расширении масштаба этих международных проектов, что в немалой степени связано с ростом экономической мощи Узбекистана, очевидным прогрессом его финансовых возможностей, позволяющих предлагать художникам выставочные площадки, не имеющие аналогов на всем постсоветском пространстве. Церемония открытия биеннале, состоявшаяся в ЦВЗ АХУз, отличалась беспрецедентной масштабностью (на открытии присутствовало около 2 тысяч зрителей) и весьма красочной театрализованной программой, с использованием современных аудио- и видеотехнических средств.
В этом году, когда широко отмечался 2200-летний юбилей нашей столицы, было решено посвятить биеннале проблеме урбанизма в ее антропологическом и культур-философском аспекте, что нашло свое отражение в девизе выставки “Философия города: антропологический ландшафт”. Эта концептуальная идея связана как с урбанистическими аспектами, так и с актуальными проблемами современной цивилизации. Проблема урбанизма, с точки зрения организаторов Ташкентской биеннале, интересна как процесс отображения в искусстве атмосферы больших городов, динамики жизни людей в пространстве города. Главной позицией остается выражение философии, мироощущения и нравственных коллизий современного жителя города, независимо от того, где этот город находится, – на Востоке или на Западе.
Организаторами биеннале выступили, как обычно, фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана”, Академия художеств республики, Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане и хокимият Ташкента. Проходила V Ташкентская международная биеннале в новом формате – в рамках Недели искусств – Artweek. Демонстрация моделей известных кутюрье и дизайнеров одновременно с выставками художников придали ей новый, более высокий социальный и профессиональный статус. Это отмечалось не только специалистами и самими участниками, но и многочисленным зрителями, число которых увеличилось во многом благодаря этому расширенному формату биеннале.
Свыше 90 ведущих художников из многих стран мира, а также более 100 художников Узбекистана продемонстрировали всю палитру стилей и форм современного мирового изобразительного искусства – от видеоарта, перформанса и инсталляций до живописи, скульптуры, графики и фотографий на таких выставочных площадках Ташкента, как Центральный выставочный зал, Ташкентский Дом фотографии, Галерея изобразительного искусства Узбекистана, выставочный зал “Культура и искусство Узбекистана”, Караван-сарай культуры Икуо Хираямы, Государственный музей искусств.
Важной особенностью V Ташкентской биеннале стало также проведение в ее рамках Международной научной конференции “Современное искусство – стратегия выбора”, посвященной актуальным проблемам мирового искусства. В ее работе приняли участие ведущие критики и художники из 12 стран мира – Испании, Германии, Австрии, ЮАР, Польши, Латвии, Эстонии. России, Казахстана, Азербайджана, Турции и Узбекистана. На конференции основной упор был сделан на аналитическую оценку современного искусства в условиях глобализации и мирового экономического кризиса. Доклады сопровождались показом работ ведущих художников представляемых стран, что создало наглядную картину процесса развития современного мирового искусства.
В Центральном выставочном зале (ЦВЗ) были по преимуществу выставлены работы узбекистанских художников, кроме двух оригинальных работ художников из Кореи и Японии. Это инсталляция “Игра света и тени” японского художника Нонки Нишимура в виде кубообразного цветистого шатра (2-я премия биеннале) со стилизованными изображениями животных и птиц, метафорически воплощающих силы природы, отчуждение с которой в условиях мегаполисов катастрофически сужает духовный ресурс современности. 4 абстрактных полотна корейского художника Кенчан Жонга, свисающих по вертикали с потолка, аккомпанировали философской инсталляции японского художника, что стало одной из удачных импровизаций наших экспозиционеров.
Эти две работы стали своеобразной пространственной увертюрой к экспозиции Центрального выставочного зала, 2-й этаж которого был предоставлен узбекистанским участникам. Здесь наряду с инсталляцией Ю. Алагир и интерактивным проектом И. Финкельштейн, демонстрировались живописные работы как известных, так и молодых художников Узбекистана. Оценивая в целом экспозицию этого зала, следует сказать, что несмотря на разнообразие пластических решений, к сожалению, большая часть работ была создана еще до анонсирования концепции Биеннале, и поэтому ощущался некий диссонанс между заявленными организаторами идеями и содержанием представленных работ. Несмотря на это, произведения таких художников, как Ф. Ахмадалиев, Ж.. Умарбеков, М. Исанов, Д. Мамедова и др., а также украсившие фасад Выставочного зала футурологические панно Б. Джалалова, стали своеобразным художественным открытием Биеннале.
Основная часть работ зарубежных художников была размещена в Галерее изобразительного искусства (ГИИ). Причем искусство стран-участниц, сгруппированное в отдельных залах, создавало картину презентации по национальным павильонам.
Медиа-инсталляционная атмосфера, созданная известной художницей Мехер Афруз (“Надписи на стене”) и молодым медиа-артистом Хусейн Саид Ясиром (“Спутанный”) из Пакистана с редким для восточной эстетики минимализмом выразительных средств придала экспозиции этого зала особую изысканность и не свойственный Востоку конструктивный прагматизм образной интонации.
Два известных живописца из Эстонии – Яан Элкен (“Белые полосы”, “Матрац слева направо”, “Все ваши истории поставлены на сцене” – 2009) и Мария Рузвалт (триптих “Ситуация I”,”Ситуация II”, “Ситуация III” – все 2008 г.) – выступили с серией сдержанно-холодных, но очень выразительных по пластике картин. Спектр читаемых эмоций – от напряженной драматической лексики до иронической или индифферентной констатации. За оригинальное решение актуальной тематики Яан Элкен отмечен специальным дипломом Биеннале.
Трое художников-живописцев из Германии продемонстрировали напряженные по драматургии и цветовой пластике полотна. Акбара Бехкалама, получившего за свои работы 1-ю премию Биеннале (Триптих – “Человеческий пейзаж”, 1997, “В свете огня”, 2004, “Ослепленный”, 2004). Гражданин Германии, выходец из Ирана, много лет назад, как и многие его соотечественники, был вынужден покинуть родину. В своих работах А. Бехкалам с потрясающей силой передает личные переживания и асссоциации, которые обретают в его картинах масштабы социальной трагедии. Зигфрид Хорст запомнился зрителям экспрессивными, яркими по живописи и слегка гротескными по интонации портретами (“Человек с тюбетейкой”, “Отец и сын”, “Раненый”, “Диалог” – все 2008 г., “Спрашивающий”, “В ожидании” – все 2009 г.), а его супруга Бриджит Станке – светлыми, воздушными инсталляциями (“Новая одежда Суламифь”, “Кокон” – 2009 г.). В целом судить о работах упомянутых художников как о целостном павильоне не приходится, тем более, что они экспонировались в разных залах, но можно сделать вывод о широком разнообразии позиций и взглядов мастеров Германии и их достаточно толерантном сосуществовании.
Датчанка польского происхождения Анна Задрос создала инсталляционный проект “239 метров красной линии”, 2008 – 2009 гг., в котором пронизывающие пространство красные нити создают ощущение тревожной взаимосвязи уходящего и наступающего времени, порождают драматическую фабулу темы одиночества в современном мире. Художники из Таджикистана Турсунов Бустон и Бахриддинов Салим в инсталляциях “Формула”, “Невидимая музыка” (2009), фотокомпозиции “Евро” (2009) и видеоарте “Сигареты для бедных” (2008) демонстрировали попытки решения пластических задач с учетом актуального социального контекста.
У многочисленной группы художников из США живописные работы, фото, инсталляции и перформанс достаточно компактно разместились в одном зале и представили разноплановые темы – от пленэрных, незатейливых композиций Синтии Эрдахл, Марсден Вильямс, Сюзан Свендсен, Энн Саведж до ассоциативных, социально детерминированных работ Томаса А. Даниела, Фреда Вэзерфорда, Джеймса Миллера, Кэтлин Марковитц, Барри Роэбука и Хиджи Сунг.
Голландская художница, скульптор по образованию, Люке Лот, помимо фоторабот в рамках проекта “Туркестанский римейк”, создала еще инсталляции из камней (“Ландшафт тела”, 2009 г.), разрисованных в виде человеческих ликов. Эта оригинальная композиция в форме человеческих фигур, выложенных из камней, исполнена тонкого лиризма. На камнях изящным рисунком выведены лица людей – смеющихся, опечаленных, размышляющих – но это не психологические портреты, а фиксация душевных состояний, переданная трепетной рукой художника.
За исключением живописных картин Н. Баженовой и О. Енина, Россия была представлена в ГИИ фотоработами, часть которых демонстрировалась в Ташкентском Доме фотографии (например, Е. Кедровская). Интересны композиции А. Есиповича (серия “Бракосочетание”, 2009 г.) и Н. Анфаловой (“Зона сада”, 2007 г.), проникнутые непритязательным, порой обнажающим реальность социальным анализом. Свои впечатления о городах Узбекистана отобразил В. Толстов в фотокомпозициях “Самарканд. Город неба” и “Бухара. Город на спине черепахи” (обе 2009 г.).
В ГИИ экспонировался также триптих “Микрокосмос-2″ (2009 г.) с картинами чуть меньших размеров известной турецкой художницы Сетенай Пак Озбек, получившей 3-ю премию биеннале. Ее работы полны экспрессии, умиротворенной и поэтизированной – в стилизованных бирюзовых и огненно-красных, напоминающих аппликацию, фигурах людей и птиц угадываются контуры некоего фантастического мироздания. У ее соотечественников, живописцев Кароглу Алайбей (“Абстрактная композиция”, 2008 г.) и Джабраилоглу Орхан (“Сон”, “Меланхолия города”, 2008 г.) более спокойные по интонации картины.
Тема урбанистической экологии прозвучала в серии графических работ художницы из ЮАР Жаннет Юнит (“Глубина шахты”, “Структура старого золотого прииска”, “Кимберли, вид с другого угла” – все 2008 – 2009 гг.). В оригинале – это инсталляционные проекты, но из-за технических причин Ж. Юнит подготовила графические варианты, используя уникальные природные материалы, за что в итоге получила диплом жюри.
Экспозицию Казахстана представила Галерея “ОЮ” (Шалабаев Г.). Это философско-ассоциативные фотоработы Андрея Нода (“Покинутый город”. Серия 2009) и проникновенные живописные новеллы Е. Фридлина (“Двор”, “Утро”, “Вороны” – все 2007 г.).
Художники Кыргызстана демонстрировали интересную по замыслу серию фоторабот Н. Колотова “Ташкент”, в которых бытовые фрагменты – щеколда, шкаф, посуда – призваны были создать образ целого. В данном случае – атмосферы города. Эти работы демонстрировались в ЦВЗ. В Галерее экспонировались лирические и утонченные по настрою картины его соотечественницы Розы Дангарычевой “Под небом голубым” (2006 г.) и “Город” (2009 г.).
Художники Азербайджана демонстрировали на биеннале как живописные работы – И. Костина (“Без названия”, 2009 г.), Н. Рахманов (“Люди и время”, 1992 – 2007 гг.), так фотоработы и видеоарт – Т. Ибрагимова (“Вечный двигатель”, “Оппозиция”, “Отражение в ночи”. Все три работы 2007 г.), Л. Ахундзаде (“Нефть”, 2009), С. Ибрагимова (“Мой дом”, 2008).
В ГИИ на первом этаже, в круглом зале были представлены видео- и фотоработы француза Жана Себастьяна Леллемана и группы испанских видеоартистов (Вирджиния Виллиплана, Карлес Сантос, Бартоломе Феррандо, Маи Монлеон), представленных арт-критиком из Испании Марией Терезой Бигуристайн. При всем тематическом и пластическом своеобразии для них в целом характерна жесткая, социально заостренная манера изложения и иррациональная пластика, нередко приводящая авторов к модернизированным вариантам классического европейского нигилизма прошлого века.
Особый резонанс имела инсталляционная работа призера предшествующей биеннале польского художника Иренеуша Соларека “Другие пространства” (2009), разместившаяся в большом левом зале первого этажа Галереи. Предоставить одному художнику такое пространство было решено еще до начала биеннале после ознакомления с подробным описанием проекта. Как показал опыт, это решение было обоснованным. И. Соларек решением жюри был удостоен 2-й премии, создав оригинальную по пластике и философскому звучанию свето-пространственную композицию, прекрасно выражающую идею постоянно меняющейся, неустойчивой, мерцающей реальности.
Здесь же, на первом этаже, был размещен проект “Туркестанский римейк” (автор идеи А. Хакимов, куратор З. Насирова), в котором наряду с 14 узбекскими художниками участвовала и голландка Лот Люке, что придало проекту международный характер. Его подробному анализу мы планируем посвятить специальную статью.
Проект “Туркестанский римейк” строился на фотоматериалах широко известного фундаментального “Туркестанского альбома”, опубликованного в 1871 – 1872 гг. В нем собраны фото городских и сельских жителей Туркестана разных социальных слоев и профессий, пейзажи, виды улиц, площадей, базаров и т.д. До этого проекта столь богатейший пласт истории нации не был предметом аранжировки художников. Это не только самоценные уникальные документы, но и блестящий материал для художественной интерпретации. Главная цель проекта – показать возможности обращения и нового прочтения современными художниками (различных эстетических и технологических предпочтений – живопись, видео-арт, перформанс, графика, фото) пластов недавней истории с точки зрения раскрытия в своих работах уникальности и неповторимости характеров, судеб, атмосферы того времени. К работе над проектом были приглашены художники Узбекистана, работающие в различных стилевых манерах и технике – живописи, инсталляции, графике, фотографии и т.д – А. Икрамджанов, С. Рахметов, Б. Исмаилов, А. Аликулов, Т. Ахмедов, З. Шарипова, Ф. Ахмадалиев, Г. Ибрагимов, Д. Раззыков, Н. Шарафходжаева, С. Джаббаров, А. Салиджанов, В. Енин, Н. Расулов. и т.д. Как видно из перечня среди них как известные, так и молодые художники.
Следует подчеркнуть, что жюри большую часть специальных дипломов по различным номинациям вручило именно участникам данного проекта, что свидетельствует о признани его концептуальной и творческой плодотворности.
Интересная экспозиция была развернута и в Ташкентском Доме фотографии, где были выставлены фотоработы и инсталляции современных художников Узбекистана и России – Н. Кузиевой, М. Гамбургской, Е. Кедровской, К. Мухамеджановой, С. Драбкова, П. Кима и др. Оригинален проект “Маргиналии” или “Искусство – народу” М. Ариповой, получившей спецприз МКСХ. Проект представляет образцы типичного убранства культурного городского интерьера второй половины прошлого века. Здесь мы видим, как актуализируется тема переклички времен, связи традиций, звучат ностальгические нотки по безвозвратно уходящему прошлому.
Своеобразно выглядела экспозиция, развернувшаяся в выставочном зале “Культура и искусство Узбекистана”, где наряду с серией инсталляций были представлены живописные и графические работы корейских художников. В центре зала была установлена огромная круглая композиция К. Норхурозова из насыпной земли на темы мифологического происхождения жизни, определившей пространственную атмосферу экспозиции. Серию оригинальных инсталляций представили в этом зале молодые художники Е. Кондратьев, П. Тимофеев, А. Ламанов, Т. Рахметов.
В рамках Биеннале состоялась персональная выставка известного австрийского художника Рейнхарда Бранднера, представившего уникальные по технологии живописные работы, написанные с использованием драгоценных металлов – золота и серебра.
В Государственном музее искусств в демонстрировался еще один проект Биеннале – выставка “Римейк сестер”, на которой были представлены 30 работ известной художницы Шамсирой Хасановой, активно работавшей в 1940-1950-е гг., и ее современных последовательниц – узбекской художницы Шоиры Хасановой и живописца из Вьетнама Нгуен Тхи Хиен Картины при всем различии пластических манер объединял высокий живописный класс, преемственность пластических традиций и современные поиски тонких человеческих ощущений и нравственных смыслов.
По итогам V Ташкентской международной биеннале 21 октября во Дворце творчества молодежи в Ташкенте прошла церемония закрытия. Международное жюри объявило имена победителей по различным номинациям. Гран-при за лучшую авторскую идею (проект “Туркестанский римейк”) был присужден искусствоведу А. Хакимову (Узбекистан), 1-е место – живописцу Акбару Бехкалам (Германия), 2-е место – за инсталляции Нонки Нишимура (Япония) и Иренеушу Солареку (Польша), 3-е место – художнице Сетеней Пак Озбек (Турция).
Биеннале-2009 стала еще одним свидетельством того, что Узбекистан привлекает не только культурным наследием, но и современным искусством. В рамках работы биеннале зарубежные художники, арт-критики делились своим опытом, обсуждали возможные совместные проекты, одним из которых является проект проведения в 2010 г. в Ташкенте Международного форума художников, концепцию которого решено сформулировать в начале следующего года совместными усилиями арт-критиков и художников Узбекистана, ЮАР, Франции, Испании, Голландии, России и Германии. Таким образом, V Ташкентская биеннале, продемонстрировав новые тенденции в современном мировом искусстве, открыла и новые перспективы для плодотворного диалога художников Узбекистана и других стран.
Акбар Хакимов