О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова я слышал давно. В 2008 г. в Москве вышел в свет альбом “101 живописная работа из коллекции Р. Мирхайдарова”, в котором собраны репродукции с картин как известных, так и малоизвестных художников Узбекистана. “Щедра земля узбекская, – говорит коллекционер, отвечая на вопрос о том, почему он собрал работы именно этих художников. – Я давно, уже с 1961 г., увлекаюсь коллекционированием живописи. Меня привлекают яркие, самобытные работы узбекских художников. И мне не важно, известные они или нет. Главное – их творчество. Поэтому у меня в коллекции очень много работ совсем малоизвестных художников. Их с удовольствием смотрят, когда коллекция демонстрируется как в странах постсоветского пространства так и дальнего зарубежья”.
Мне вспоминается знаменитая коллекция Нукусского музея, собранная И. Савицким, который приобретал произведения тех художников, творчество которых не считалось тогда настоящим искусством. Сейчас – другое время. На выставках республики демонстрируются работы художников разных направлений и течений. Главный судья тут – зритель. Отрадно, что творчество художников поощряется государством. Их произведения приобретают коллекционеры, которых в настоящее время немало. У каждого коллекционера свой вкус, свой взгляд на искусство.
Если говорить о коллекции Рауля Мирхайдарова, сразу не скажешь, что она полна шедеврами. Но, признаться, она очень интересная, любопытная. “Основу коллекции Рауля Мирхайдарова, – пишет московский искусствовед Ирина Таратута, – составляют современные художники, работающие в разных направлениях: от абстракции, авангарда, импрессионизма до наива и традиционной русской живописи”. Кроме того, добавим, ещё можно увидеть в ней традиции и школы восточной миниатюры. Тематика работ 11 узбекских художников из этой коллекции, о которых идет речь в данной статье, разнообразна.
Большой интерес вызывают полотна Бабанияза Курбанова. Для его творчества характерен высокий профессионализм, знание тайн живописи. “У меня в коллекции 125 работ Бабанияза, – говорит коллекционер. – Недавно я два раза посмотрел персональную выставку художника “Зарабаг”, проходившую в Галерее изобразительных искусств. Какой нежный, какой чуткий взгляд художника на мир, на природу своего родного Зарабага”. И действительно, художник сумел найти для своего творчества тихие, нежные мелодии не только для улочек и садов, дворов своего кишлака (“Дорога в горы”, “Дом моего детства”, “У чигира”), но и для уголков старого города Ташкента (“Улочка старого города”, “Руины”), где он уже живет больше сорока лет. В каждой работе художника чувствуется любовь к далеким уголкам родины, к ее природе, к жизни людей.
Работы Фаиза Адутова хотя и созвучны по тематике и традициям реализма палитре Б. Курбанова, но воспринимаются немного грустно: облачное небо, пожелтевшие деревья (“Сайлик”), непрозрачные струи дождя над крышами деревенских домов (“Осенний пейзаж”). Даже целый цикл картин, посвященный цветам, наполнен грустью автора, безвременно ушедшего из жизни. Тем не менее его работы поражают зрителя своей музыкальностью, ритмическим строем, необыкновенной лёгкостью и изяществом.
Открытием для нас стало творчество Азада Юсупова. Ташкентские так называемые бродвейские художники стали тиражировать и создавать псевдооригиналы на основе его юмористических сюжетов и необыкновенного стиля. А сюжеты его картин просты: житейские хлопоты, образ жизни азартных игроков, которых автор переносит на луну или над облаками (“Бильярдисты”, “Игра в домино”, “Хорошо сидим”, “Птицелов”), создавая смешные ситуации с легкой иронией. Гиперссылки на жизненные ситуации и вымышленные сюжеты А. Юсупова переплетены с его художественным замыслом. Художник в своих работах умело использует национальные элементы костюмов и характерных деталей для Хорезма, откуда он родом.
Иллюстративные работы-миниатюры С. Широкова, последователя школы мастера узбекской карикатуры Тельмана Мухамедова, отражают экзотическую сторону Востока и России начала ХХ в. Его некоторые работы перекликаются с отдельными миниатюрами А. Юсупова (“На луне”, “Южная ночь”, “Большой куш”, “Большая ставка”), посвященные тоже игрокам азартной игры, но не лучшей ее стороны. Особого внимания зрителей заслуживает ретромир, рассказывающий о событиях начала ХХ в. в России (“Гонки”, “Завтрак на траве”, “Романсы под луной”, “Соперники”) основанных на достоверных источниках, (фотографиях), виртуозно воссозданных автором.
Работы Рустама Базарова несмотря на некоторую помпезность сцен: многолюдные базары, ужины в кафе, отдыхающие на фоне озера, празднично одетые люди на площади – создают индивидуальные характеры, интересные персонажи. Художника интересуют взаимоотношения людей в пространстве, неоднозначные моменты их жизни. Художественное видение и композиционные построения работ автора различны – он наблюдает за своими персонажами то на близком, то на среднем расстоянии. Полотна художника наполнены яркими красками, свойственными солнечной узбекской земле.
Фигуры людей в стиле шаржа не вызывают отрицательных эмоций, наоборот, они пользуются успехом у зрителей (“Знакомство”, “У озера”, “Базарчик”). Людей разных национальностей на городской бытовой сцене объединяет взаимопонимание, искренность, любовь к жизни.
Фантасмагория и реалии жизни характерны для композиций Бобура Мухамедова. Сказочные сцены на почве действительности приобретают черты романтической метаморфозы. Переосмысленные автором бытовые сюжеты звучат оптимистически (“Повозка”, “Райское дерево”, “Мелодия”, “Танец”). Особенно любопытен цикл картин, посвященных проделкам комедиантов и циркачей. Контрастные цвета, утонченные линии в пластических решениях обеспечивают эффект созданных образов в органичном сплаве.
Живопись Сейрана Курджемиля отличается изысканностью, красочностью, широтой скрытого авторского смысла. Выразительность и передача красот, свобода от традиций делают его работы привлекательными (“Тайное свидание”, “Старый тутовник”, “Белая деревня”). Художник постоянно ищет разнообразные фактурные решения.
Декоративностью и театральностью выделяются работы Шокира Закирова. Однако эти особенности самобытны и не лишены живописной цельности. Пластическая красота живописи воспринимается в особом ритме под обаянием остро ощущаемого цвета (“Невестка”, “Раздумья”, “Мелодия”). Каждая его работа овеяна присущим ей лиризмом и артистизмом. Философская концепция художника проста: осознание таинства жизни.
Для творчества Бахтияра Рамазанова характерны поиски нового подхода к решению композиции, но их еще не всегда можно назвать удачными, хотя некоторые чем-то напоминают образы Марка Шагала. Порою он создает романтические и сказочные сцены благодаря умелому использованию фактурных возможностей (“Коронация”, “Юность”, “Ушел на свадьбу”). Увлечение красивым мотивом и пристрастие к яркому колориту не дают существенных результатов. Но отрадно, что в работах художника мы видим творца, не отступающего от своих принципов в поисках новых граней живописи.
Дмитрий Ахунбабаев, творчески изучая мир образов Поля Гогена, воссоздает выразительные индивидуальные типажи, используя локальную цветовую систему. Он стремится постичь внутренний мир своего героя через форму, цвет и линии. Символические сопоставления разных атрибутов для раскрытия сущности программных идей работы характерны для творчества этого художника (“Белая ваза”, “Игра”, “Композиция”).
Ранние работы Елены Камбиной навеяны глубоким чувством к творчеству Василия Кандинского – одного из лидеров абстракционизма прошлого века. Есть чем полюбоваться в работах художницы: изящные линии, переплетенные пластичными движениями, изысканная гамма мягких тонов (“Композиция”, “Композиция-2″). Заставляет задуматься о символах фантастическая цветовая игра.
Таким образом, узбекских художников, работы которых находятся в коллекции Р. Мирхайдарова, объединяет великий вдохновенный труд, тонкое поэтическое видение жизненных ситуаций, художественное изображение событий и явлений, которые можно увидеть и прочувствовать только через живопись.
P.S. Автор выражает благодарность писателю и коллекционеру Р. Мирхайдарову за разрешение публикации репродукций картин художников, о которых идет речь в статье.
Нодир Норматов