Кино – один из наиболее эффективных факторов модернизации общественного сознания. Не случайно именно государство стало инициатором широкой поддержки отечественной киноиндустрии. Начиная с 1996 г. ежегодно из госбюджета страны выделяются средства для 15 полнометражных, 10 анимационных и нескольких десятков документальных фильмов.
В настоящее время сформировалась ситуация, когда мифологическое пространство нации – главный поток идей, представлений и ценностей, на которых воспитывается новое поколение зрителей, постепенно перетекает из традиционных фильмов в сериалы, из кинозалов на телеэкран. Одновременно с этим создаются телесериалы, которые составляют около 20 процентов всего национального эфира, а кинопоказ в целом – и игровые, и документальные, и анимационные картины – занимает – лишь 30 – 40 процентов.
Очевидной особенностью современного кинопроцесса в Узбекистане является сформировавшаяся за последние годы собственная многочисленная зрительская аудитория, преимущественно молодежная, которая посещает кинозалы, демонстрирующие отечественные фильмы. Этот важный социальный феномен не без легкой ревности отмечали специалисты из наших соседних республик на прошедшей в ноябре 2008 г. в Ташкенте дискуссии по проблемам центральноазиатского кино. Ни в одной из других стран региона к настоящему времени нет собственной зрительской аудитории, с таким неподдельным интересом воспринимающей продукцию своего национального кино.
Сегодня в Узбекистане сформировался кинотеатральный репертуар, где основную долю составляют отечественные картины, меняется инфраструктура да и фильмов снимается значительно больше, чем в начале 1990-х гг. Только за 2008 г. в Узбекистане было выпущено в прокат 68 картин, однако количество не всегда означает качество. Выявить действительно хорошее кино, определить уровень и тенденции развития узбекского киноискусства, повысить социальную эффективность и качество выпускаемых фильмов – таковы актуальные задачи современной стратегии в области национального кинематографа. Ключевые вопросы развития национального кино таковы: для кого снимается кино и какое оно?
Можно выделить три группы потребительской аудитории. Самый влиятельный из них – публика коммерческого кино. Сегодня именно молодые люди (от 15 до 22 лет) составляют основной контингент кинопроката. Фильмов для этой – самой перспективной – аудитории снимается у нас много – и в основном на частных студиях.
Вторая группа – представители среднего и старшего поколения. Они не ходят в кинотеатры, а фильмы смотрят по телевидению, на видео. Эта аудитория в основном ориентирована на киноклассику, и, конечно же, на “наше старое кино” – “Мафтунингман”, “Об этом говорит вся Махалля”, “Минувшие дни” и др., что подтверждается частыми повторами этих лент на ТВ. Из современных кинофильмов сюда можно добавить некоторые картины З. Мусакова. Но у кино, рассчитанного на такую аудиторию, нет перспектив ни в кинотеатрах, ни на видео, поскольку по своему содержанию, повествовательному типу оно может “жить” только на экране ТВ.
И, наконец, третья немногочисленная группа – профессионалы и те любители кино, которые способны воспринимать авторский кинематограф как зарубежный, так и узбекский. Это, например, работы Ю. Разыкова, К. Камаловой, С. Назармухамедова, Ё. Туйчиева.
Именно бюджет, по мере возможностей, финансирует кино для всех трех перечисленных выше групп аудитории: и кино для фестивалей, и кино для ТВ, а также, особенно в последние годы, и кино для показа в кинотеатрах. “Какое же кино поддержать?” Эта проблема будет всегда актуальна и не только для нашего кинематографа. Есть высокое искусство, есть коммерческий продукт для массового потребителя. Тем не менее, с точки зрения социальной и культурной стратегии, важно найти гармонию между ними. То есть, не теряя важного морального потенциала, заложенного в пафосе большинства коммерческих фильмов, ориентировать их создателей на более высокие критерии художественности. С другой стороны, не менее важно поддерживать авторское кино, по своей сути нацеленное на реальное обогащение и модернизацию духовного и интеллектуального потенциала общества.
К сожалению, в самом кинематографе последних лет несмотря на некоторый зрительский интерес, связанный с коммерческими фильмами и немалыми государственными инвестициями, интересных творческих достижений очень мало. Хотя, если судить об узбекском кино по рекламным роликам, кажется, что дела в кино обстоят не так уж и плохо. Но увидев за 30 секунд все самые ударные, эффектные сцены, только руками разводишь. Вспомним нашумевшие кассовые картины “Ромео и Джульетта”, “Бойвачча”, “Кетма” и т. д. Однако весь эпатажный эффект подобных картин построен на нескольких сценах с участием эстрадных звезд, за которыми кроется профессионально слабая киноработа.
Серьезной проблемой является то, что большая часть фильмов, снятых на средства госбюджета, почти не присутствует в прокате. Что это значит? Фильмы снимаются, но значительное их количество адекватной поддержки у зрителей не получает. И в нынешнем году ситуация изменилась незначительно.
Итак, перспективно ли для развития нашей киноиндустрии упование на массовый, вернее, “кассовый” фильм? Да, мы при этом производим некоторое количество иных, авторских картин и попадаем на кинофестивали (“Йул булсин”, “Ватан”, “Чашма”, “Юрта” и др.). Но столь востребованного обществом и самой киноэстетикой смыслообразующего течения в кинематографе – мейнстрима, к сожалению, нет. А основой любого национального кинематографа, как известно, является именно эта линия. Благодаря тому, что в кино работали такие режиссеры, как Ш. Аббасов, Р. Батыров, М. Абзалов и многие другие, у нас был качественный мейнстрим. Была также достаточно зрелая и замечательная традиция авторского фильма, поэтического кино. Как сегодня происходят процессы взаимодействия таких разных типов кинематографа? Остается ли место для киноискусства в рамках киноиндустрии? Эти вопросы сегодня звучат как никогда злободневно.
Документальное кино Узбекистана требует выработки стратегии выживания. В отличие от игрового кинематографа, который еще пытается вписаться в социокультурную ситуацию и обслуживающую ее инфраструктуру проката, ориентированную на массового зрителя, – неигровое кино переживает очень сложный процесс выживания. В государственной и частных студиях еще снимают документальное кино. Работы таких узбекских кинодокументалистов, как Т. Калымбетов, Ш. Махмудов, являются призерами международных фестивалей. Телевидение демонстрирует документальные фильмы, чтобы обогатить ими свои программы. Следовательно, от них ожидается – пусть опосредованная – коммерческая отдача. Поэтому альянс с телевидением наложил заметный отпечаток на все грани производства документальных фильмов. Теперь уже для документалиста представляется обычным делом соотносить свои творческие порывы с сериями и циклами, задуманными телеканалами. Поскольку кинотеатральный прокат неигрового кино отсутствует, сегодня территория документального кино (как и авторского) в большинстве случаев ограничена фестивалями. Те же проблемы и у анимационного кино.
Исходя из этого, может, на первый взгляд, внешне парадоксального опыта, хотелось бы подчеркнуть значимость международных и национальных проектов, нацеленных на развитие киноискусства Узбекистана, его пропаганды за рубежом и ознакомления нашего зрителя с достижениями современной мировой кинокультуры.
В качестве позитивных примеров можно привести ряд проектов, которые сыграли важную роль в развитии национального кинематографа и укреплении социального статуса деятелей кино. Это – ряд региональных семинаров документального кино Центральной Азии и Казахстана “Обновленные диалоги”, “Восток-Запад. Поиск собственной идентичности”. Благодаря этим форумам зритель познакомился с интересными работами казахских, таджикских, российских кинодокументалистов. Наконец, увидели и наше документальное кино (Швейцарское бюро по развитию и сотрудничеству).
В 2003 г. в Узбекистане состоялся Фестиваль нового кино Узбекистана. Учредителями Молодежного кинофестиваля стран Центральной Азии “Творческий полет” выступили фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана”, Посольства России, Швейцарии, Франции, Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Росзарубежцентр, Гете-Институт.
Важное значение для осмысления процессов в современном кинематографе Узбекистана имел прошедший в 2008 г. в Ташкенте первый фестиваль национального кино Узбекистана. Его организаторы – фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана” и Швейцарское бюро по сотрудничеству посольства Швейцарии при поддержке Национального агентства “Узбеккино”.
В заключение хотелось бы отметить, что стратегия преобразований в области кино должна опираться на позитивные тенденции, наметившиеся в кинематографе Узбекистана к концу 90-х гг. с учетом многообразия факторов культурного, социального, экономического, демографического характера, обуславливающих особенности развития национального кинематографа.
Нигора Каримова