В январе 2009 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка скульптуры малых форм “Таинство камня” члена Творческого объединения АХ Уз Людвиги Петровны Нестерович.
Людвига Нестерович родилась в Ассаке Андижанской области. Тогда это был небольшой провинциальный городок, где мирно текла тихая безмятежная жизнь, отзвуки которой нашли отражение в ее творчестве. Росла в семье художника-оформителя, к тому же много занимавшегося живописью, что наложило свой отпечаток на формирование взгляда Людвиги на окружающий ее мир.
Л. Нестерович окончила скульптурное отделение Республиканского художественного училища и Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы участвовала в выставках. Первая персональная выставка работ художницы состоялась в 1982 г.
Л. Нестерович – одна из ведущих мастеров малой пластики, которая работает с такими материалами, как глина, дерево. Последние 16 лет она работает с поделочными камнями. Первые ее работы сделаны из камней, подаренных друзьями. “Отдыхая с семьей в горах, в Бричмулле, – рассказывает Людвига, – тоже собирали и привозили домой камни, интересные по форме. Когда увидела один из таких камней впервые, – ощутила что-то волнительное, созвучное настроению, возникли ассоциации со знакомыми образами. Камень показался настолько красивым, поневоле стала вырисовываться композиция.
Обработка камня, ремесло хотя и интересное, но тяжелое. Мало кто отваживается с ним работать. Материал твердый, быстро работать не удается, в год можно сделать не более двух-трех работ. Фактура камня раскрывается при очистке и шлифовке. На первый взгляд, камень может быть внешне невзрачным, но когда его очистишь от корки, отшлифуешь, то увидишь всю фактуру, причудливый рисунок в виде многочисленных линий и пятен, и резец уже сам будет следовать его контурам. Рисунок рассчитывается так, чтобы не мешать, а помогать форме. Поэтому нужно не только угадать в камне композицию, а уметь еще добиваться максимума выразительности при минимуме работы, проявлять терпение, действовать осторожно, стараться “не навредить”, убрать только лишнее. А еще не расколоть, ведь камень имеет сложную структуру, и неправильный скол может ее нарушить, сделать камень не пригодным для будущей скульптуры”.
Из инструментов Л. Нестерович использует в основном шлифовальные камни, различные насадки. Любит работать с ониксом, разновидностью минерала агата в виде плотного скопления волокнистых или радиально-лучистых образований кварца. Оникс характеризуется многократным переслаиванием тонких, различно и контрастно окрашенных полос – темных и светлых, прямых или плавно изогнутых. Камни оникса по расцветке разные, что зависит от примесей. В зависимости от цвета они могут носить и разные названия, например, медовый оникс, мраморовидный оникс и др. При работе с ониксом художник изучает камень со всех сторон, угадывает, какой слой идет. Оникс издавна используется для поделок и ювелирных украшений. Кроме того, из него изготовляют и камеи, при этом темные слои используются для фона, а светлые – для изображения. Еще в эпоху античности оникс широко применялся в Средней Азии и странах Средиземноморья. Кроме того, Л. Нестерович работает с хризолитом, сердоликом, гранатом, черным кораллом, яшмой, халцедоном, лунным камнем, амазонитом, флюоритом, диопсином, аспидианом и другими камнями. Благодаря разнообразию окраски и способности хорошо полироваться эти камни с глубокой древности использовались для изготовления ритуальных предметов и украшений; известны халцедоновые и сердоликовые бусины эпохи неолита, резные цилиндрические печати (Вавилон), агатовые и сердоликовые вставки в золотых украшениях Древнего Египта.
Зачастую окраска и форма камней ассоциируется с животными. Поэтому художник много работает с их образами. Таковы ее работы “Ежик”, спешащий домой с яблочком на спинке; “Кошка” из медового оникса, свернувшаяся в сонной полудреме; “Индюк малый” и “Индюк большой” с пышными хвостами и крыльями; “Хомяк”, склонившийся над фасолиной; “Козел”; “Кабан” с головой, плотно прижатой к вытянутым вперед передним ножкам; любопытный “Енот”, “Рыбка”, с полупрозрачными скользкими чешуйками из темно-зеленого в полоску хризолита с длинным по всей спинке плавником и многие другие работы. У каждого из персонажей животного мира – свой характер, настроение, что делает работы Л. Нестерович особенно привлекательными, живыми.
Отдельные ее скульптурные образы носят фантазийный характер. Такова “Морская легенда” в виде коня с рыбьим хвостом. “Подсказка была в камне, – объясняет Людвига. – С одной стороны в камне виделась морда коня, с другой – рыбина. Срезано в этой скульптуре с камня совсем немного, просто подрезан объем”. В изящном игрушечном “Кораблике” сидят два рыбака, забросившие в море свои сети. Особенно интересны зеленые с прорисовкой амазонит и яшма в “Грезах”, вызывающих ассоциации с индийскими сказками в виде образа человеко-птицы с крыльями и лапками, в одной из которых зажато “сокровище” из обсидиана с инкрустацией цветка. Здесь соединилась работа скульптора и ювелира. Перекликается с ювелирным мастерством и подвеска из агата в клюве утащившей ее “Сороки”. Скульптура “Всадница” – обобщенная, несколько тяжеловатая, навеяна воспоминаниями, ведь именно таких, плотно сидящих на лошадях женщин в закрытой одежде, Людвига часто наблюдала в детстве в родном городе. Несколько работ художница посвятила женщинам Востока. Три из них уже закуплены в Англии, Корее и Германии. Полосатый оникс, из которого они выполнены, ассоциируется с национальными тканями. Очень красив “Странник”, в котором на общем фоне камня, напоминающего цветастый халат, художницей угаданы монохромные по цвету лицо и руки. Многим камням, как известно, приписывают энергетические качества. “Работая с камнями, – подтверждает Людвига, – заряжаешься особой энергией. Появляется желание сделать что-то еще. Приятно подержать их в руках, они нагреваются, чувствуешь их тепло”…
Л. Нестерович – постоянный участник международных выставок, в том числе проходивших в Китае, США, ФРГ, Чехии, России, Украине, Казахстане и других странах. Ее работы, выполненные в камне, глине, дереве, повсюду вызывают живой интерес и признание. Ряд из них находится в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Андижанском историко-краеведческом музее, в частных коллекциях многих стран.
Работы Л. Нестерович созвучны настроениям наших современников, свидетельством чему служат восторженные отзывы посетителей выставки, потому что от всех авторских скульптурных форм исходят внутреннее тепло, красота и твердость, такие созвучные характеру самой художницы.
Лариса Левтеева