Заслуженный деятель искусств профессор Ф. Янов-Яновский – личность неординарная и глубоко интеллектуальная. Он обладает тонким художественным вкусом и разносторонним дарованием композитора, исполнителя, педагога.
Ф. Янов-Яновский постоянно в творческом поиске, что и определило эволюцию его творчества. Исполнительская деятельность его как скрипача связана с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр, струнный квартет, организованный в 1944 г. Н. Е. Повером в составе: Н. Повер, Ф. Янов-Яновский, А. Рутберг, Г. Бострем. В 60-е гг. XX в. квартет принимал активное участие в музыкальной жизни Узбекистана. Он оказал значительное влияние на дальнейшее развитие музыкальной культуры республики.
Наряду с многогранной творческой деятельностью Ф. Янов-Яновский большое внимание уделяет и педагогической работе. С 1961 г, и по сей день композитор работает в Ташкентской государственной консерватории на кафедре композиции и инструментовки.
Широкий кругозор композитора, огромный багаж знаний как в сфере европейской классической и современной музыки, так и в области узбекской национальной, позволили ему подготовить не одно поколение талантливых узбекских композиторов. Особое отношение к труду, к творческим возможностям своих подопечных всегда притягивали к Ф. Янов-Яновскому студентов. С его педагогической деятельностью связаны систематические встречи, беседы, прослушивания современной музыки, проводимые ил: в Музее имени М. Ашрафи, а также у себя дома и в консерватории.
Ф. Янов-Яновский не раз выступал в печати, знакомя читателей со своими взглядами на современное музыкальное искусство (1). Творчество Ф. Янов-Яновского многогранно. Ему подвластны лирические и трагические, сатирические и грустно-поэтические темы. Одним сочинениям присуща утонченность, хрупкость, медитативность, другим – внутренняя напряженность, эмоциональная насыщенность. Произведения композитора отличают тщательная продуманность деталей, мастерство художника, рационализм, выраженный в ясности, уравновешенности развития музыкальной мысли.
Ф. Янов-Яновский, освоивший новые стилистические направления, органично сочетает их с классическими традициями. Он в равной степени владеет как камерными, так и крупными симфоническими жанрами. В багаже композитора – симфонии, концерты, оратории, оперы, камерно-инструментальная и вокальная музыка, музыка для театра и кино, эстрадные песни.
“Его способ мышления, – отмечает Н. Чахвадзе, – это способ мышления человека, находящегося в гуще жизни с ее стремительным темпом. Отсюда -лаконизм высказывания, где каждое музыкальное мгновение Ф. Янов-Яновский до предела насыщает информацией, органичным итогом чего становится появление компактных форм” (2, с. 6-7). Эти качества особенно свойственны камерным жанрам, занявшим достойное место в творчестве композитора, анализ музыки которого позволил выявить, с одной стороны, стремление автора к камернизации и углублению психологической сферы, а с другой – тяготение к масштабным и концептуальным сочинениям философской и драматической направленности (четыре симфонии).
Хотелось бы отметить огромный интерес художника к оркестру, его тембровым возможностям. Для симфонической музыки Ф. Янов-Яновского характерны широкие жанровые разновидности: от поэмы, симфонических сюит, симфониетты до инструментальных концертов, симфоний, написанных уже зрелым, сформировавшимся художником.
Жанр концерта интересует Ф. Янов-Яновского в его современном понимании. Не случайно неоклассические тенденции музыки XX в. присутствуют в таких его сочинениях, как Концерт для оркестра (1973), Концерт для гобоя и камерного оркестра (1984) (3, с. 41 50), Concerto grosso (1968), Простой концерт (1988). “Fabula” Третий концерт для скрипки с оркестром (1992), Концертино для фортепиано и оркестра (1990), In tempo sostenuto (2000), Immobilit (2004), Fabula 2 для виолончели и оркестра (2005), Ната-вальс №1, №2 для оркестра (2005), Missa brevis для 16 голосов для хора без сопровождения (2004), Music for Five Маленький концерт для английского рожка, 2-х саксофонов, маримбы и контрабаса (2004).
Вершиной симфонического творчества Ф. Янов-Яновского являются его четыре симфонии: Симфония № 1 (1982); Симфония №2 (1986); Симфония №3 для баритона и камерного оркестра на стихи Г. Лорки (1990); Симфония № 4 “De profundis”.
Особую значимость в творчестве Ф. Янов-Яновского приобретают театрально-сценические произведения, такие, как балет “Урашима Таро” (2006) и камерные оперы “Петрушка-иностранец”, “Оркестр”, “Аккомпаниатор”, драматические сцены “Спасение?..” по радиопьесе Ф. Хавреволда, “Принцесса на горошине” (2007). Каждая из его опер по-своему оригинальна.
Детская комическая опера Ф. Янов-Яновского “Петрушка-иностранец” (1967) – первый опыт композитора в этой области. Сочинение оказалось интересным не только для детей, но и для взрослых. В нем наметились и сформировались некоторые стилистические особенности оперного стиля художника. Прежде всего, это камернизация жанра, лаконичная форма высказывания, дифференцированная трактовка оркестровой партии.
Опера “Оркестр” и моноопера “Аккомпаниатор” Ф, Янов-Яновского продолжают традиции жанра в контексте современного искусства; в них можно обнаружить как различия, так и общие стилистические черты. Оба сочинения написаны по одноименным пьесам французских драматургов Ж. Ануя и М. Митуа. И в той, и в другой автор раскрывает, прежде всего, внутренний мир героев, социальные противоречия к мире искусства. Персонажи оперы “Оркестр” – это музыканты провинциального оркестра, в “Аккомпаниаторе” – пианист, давно покинувший сцену как солист, доживающий свой век в роли аккомпаниатора. Самобытность опер заключается, прежде всего, в том, что каждая из них представляет собой новую (для Узбекистана) жанровую разновидность: оперу-концерт, сочетающую черты собственно оперы и инструментального концерта, и монооперу. Жанровые особенности произведений, оригинальность замыслов и тщательная продуманность действия определили своеобразие драматургии каждой из них.
В опере “Оркестр” выделяются три драматургические линии. Основу первой составляет драма Сюзанны, Ортанс и Леона (любовный треугольник). Другую сюжетную канву представляют персонажи второго плана (социально-бытовая сфера), на фоне которой развивается драматическое действие. Автор поэтизирует обыденные разговоры героев. Музыка же “кафе” (инструментальные интермедии), будучи частью бытовой сферы оперы, оформляется в самостоятельную драматургическую линию (третью) – концертную. Она же исполняет роль драматургических контрастов, отстраняющего материала и является важнейшим средством демократизации музыкального языка.
“Аккомпаниатор” – опера-монолог. Здесь композитор раскрывает внутренний психологический мир героя Люсьена Люка, его чувства, переживания, взаимоотношения с окружающим миром. В отличие от камерной оперы “Оркестр”, в моноопере отсутствуют откровенно жанровые эпизоды, интермедии, а если они и есть, то только в виде намёков, символов (символ “смерти”, символ “реальности”), Исключение составляет заключительный раздел оперы – музыка канкана, имеющая важное смысловое значение.
Одним из главных средств в операх “Оркестр” и “Аккомпаниатор” становится мелодия речитативного склада, её богатые выразительные возможности, Среди различных типов речитатива выделяется “речевой”, сочетающийся с ариозными интонациями (Сюзанна, Патриция, Ортанс, Люсьен Люк). Эпизодически используется также йотированная и неноти-рованная декламация.
Основная форма высказывания героев в опере “Оркестр” – диалоги, плавно переходящие в другие построения. Лаконизм и камерность высказываний позволяет определить их как мини-монологи и мини-трио, Оркестр в операх Ф. Янов-Яновского – равноправный участник действия, исполняющий изобразительную и выразительную роль. Следуя за вокальной партией, он углубляет эмоциональное состояние героев. Лейтмотивы в операх звучат в основном в оркестре. Кроме лейтмотивов, композитор прибегает к использованию лейттембров. Так, фортепиано – главный лейттембр и символ Люсьена Люка в моноопере “Аккомпаниатор”, его партия (цитаты из концертов Рахманинова, Равеля) плавно вписывается в общую оркестровую ткань.
По форме оперу условно можно определить как рондо, своеобразие которого заключается в сочетании фрагментарности эпизодов (резкая и частая смена настроений) и сквозного развития.
Таким образом, оригинальность композиторских замыслов Ф. Янов-Яновского, их яркость, эмоциональная выразительность, психологизм и тщательная продуманность форм позволяют оценить творчество композитора как выдающееся явление в музыкальной культуре Узбекистана.
Юлия Варелас