В истории искусства не так уж много случаев, когда два брата занимаются одним видом творчества. Чаще всего это бывает в том случае, когда родители имеют прямое или косвенное отношение к миру прекрасного. Отец наших героев Алишера и Азамата Атабоевых работает в области литературы, но он – настоящий поклонник живописи. Именно поэтому он сделал все, чтобы его сыновья избрали эту стезю: с самого раннего возраста мальчики занимались в кружках живописи, студиях известных художников. Отец прививал им любовь к искусству. Старания его не прошли бесследно: оба сына закончили факультет живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, оба учились у известного в республике педагога, прославленного художника-пейзажиста Неъмата Кузыбаева. Вероятно, именно поэтому их творческий путь также связан в основном с жанром пейзажа.
В последнее время работы братьев все чаще можно увидеть на юбилейных и тематических выставках, проводимых в ЦВЗ АХ Уз (например, в честь Дня независимости, “Природа и художник”), И хотя только в формирующемся творческом почерке братьев обнаруживаются слабые места, работы привлекают внимание зрителя уверенностью авторов в выбранном пути.
Полотна молодых художников созвучны друг другу. И это не случайно – братья вместе выезжают писать этюды на лоно природы: в горы, на берега рек и озер. Однако нельзя не заметить своеобразного почерка каждого из них. Если в работах Азамата чувствуется тяга к прозе, к жизненным явлениям и событиям, то полотна Алишера свидетельствуют о его склонности к поэтически возвышенному, романтичному.
Пейзаж – один из излюбленных жанров в мировой живописи. При этом каждая эпоха предлагала свое понимание и видение природы. Творивший в XV-XVI вв. Бехзад воплощал мир природы звонкими переливами красок, игрой тончайших линий, в сплетении которых возникали сады и цветники, могучие платаны на фоне горных склонов. Боттичелли изображал итальянскую природу в свободной, широкой, как само небо, манере, а французский художник Буше создал своими красками образ сада как райского уголка. Никто не смог передать характер русской природы с таким размахом и душой, как это сделали Шишкин и Левитан. Лучшие примеры пейзажных красот Узбекистана дает живопись и многочисленные этюды Урала Тансыкбаева, который в поисках образа своей эпохи чуть ли не пешком обошел всю республику.
Как поиски не имеют конца, так бесконечны результаты этих поисков. Алишер и Азамат Атабоевы стараются передать свое отношение к миру природы, оставаясь верными выбранному пути. Несмотря на проблемы, возникающие на их жизненном пути, когда подчас бывает трудно приобрести кисти и холсты, когда растут цены на краски, необходимые художнику как воздух и вода, братья стремятся вперед, энергично шагая по неизведанной тропе творческих открытий.
Как было упомянуто выше, полотна Азамата отличаются конкретной привязанностью к выбранному месту, использованием реальных видов и панорам. Его картины “Чарвак”, “Хумсан”, “Ангренские дороги” свидетельствуют о том, что автор стремится прочно выстраивать композицию. Вместе с тем в изображаемых им пейзажах Азамат старается отметить созидательный дух человека, передать его присутствие, стремится также отыскать особую прелесть в каждом из времен года.
Алишера, в свою очередь, привлекают заповедные уголки нашей страны, окрашенные романтическим ореолом. Так, один из самых отдаленных горных кишлаков Кашкадарьинской области Гилон в последние годы стал настоящим местом паломничества для художников. Далекий от примет урбанизации, дивный ландшафт этого кишлака с его не менее выразительными типажами местных жителей, стал объектом внимания в творчестве многих мастеров и часто демонстрируется на выставках. Не удивительно, что Алишеру также захотелось воссоздать образ этого сохранившего удивительную первозданную прелесть уголка, передать дух местной природы, особенности жизни его обитателей. Любящий творить в уединении, он создал интимный образ горного селения, с его тихими пустынными улочками, то поднимающимися уступами вверх, то опускающимися вниз по склонам. Дома сельчан словно сливаются с окружающей средой, создавая пронзительное ощущение близости с природой.
Разные по настроению, полотна братьев-художников имеют, вместе с тем, общее единое качество – они верны реалистическому отображению действительности. В иных поисках Азамата чувствуется стремление к авангардизму, однако оно не превалирует в его творчестве. Реализм требует отображения жизни такой, какая она есть, но вместе с тем предоставляет для художника возможность выбора – какой школе ему следовать, в какой манере создавать свои картины. И эта важная черта определяет мировоззрение, степень мастерства художника, весомость его творений. Оба молодых художника сразу поняли, что на избранном ими поприще необходимо серьезно, кропотливо, “до седьмого пота” работать над каждым создаваемым полотном, чтобы найти путь к сердцам ценителей искусства.
Если в полотнах Азамата чувствуется степенность, спокойная уверенность, проницательность, пытливое старание понять действительность, то работы Алишера пронизаны стремлением к свободе духа, к небесной легкости и потому цвета его палитры чисты, легки и чарующи.
“Пейзаж – это не просто копирование природы, а ее отражение, пропущенное через восприятие художника; нужно понять ее, уловить зрением все ее краски и, пропустив через призму сердца, души, воспроизводить на холсте в необходимой форме”, – говорил народный художник Узбекистана Рузы Чарыев.
Алишер в своей живописи стремится отразить философско-поэтическое восприятие реальной действительности. На первый взгляд, его работы близки духу полотен русских художников Левитана и Куинджи, но, вместе с тем, он находит собственный почерк для отражения узбекской природы, используя спокойную и своеобразную палитру. Глядя на его произведение “Голубые горы”, невольно вспоминаешь “Оду об Узбекистане” поэта Абдуллы Арипова, а полотно “После дождя” ассоциируется со стихотворением Рауфа Парфи “Тишина”. География творческих поездок Алишера полностью отражена в темах его работ: “Андижан”, “В Ангрене”, “Карноб”, “Ширмон булок”, “Хумсан”, “Суток”, “Коранкул”, “Гилон”. Эти места отличны друг от друга своей природой, ландшафтом. Иные из вышеперечисленных расположены в Чаткале, Ферганской долине, иные в Кашкадарьинскои области. Многие из этих прекрасных видов воспеты такими выдающимися мастерами живописи, как У. Тансыкбаев, Н. Карахан, Н. Кузыбаев. Продолжая традиции своих учителей, Алишер старается передать собственное восприятие любимых уголков. И, надо сказать, это получается у него довольно удачно. Особое внимание он уделяет композиционной выстроенности, способной передать определенную смысловую подоплеку полотна. В поддержку композиции он подбирает также краски и тона, отражающие настроение природы, пластическое решение форм. В совокупности всех этих черт рождаются такие образы, как “Старая ива”, “Старая чинара”, “Старый тутовник”, “Бешик тог” (“Колыбель-гора”).
Подчас Алишер обращается к темам, уже известным по работам других живописцев, наполняя их собственным видением. Так, у художника Муртазо Эргашева есть картина “Сойкуприк” (“Мостик над речкой”). Заимствуя образ, Алишер предлагает иную его интерпретацию, используя чистые, спокойные переливы красок, поэтическое восприятие ландшафта. Столь же своеобразно он подошел к трактовке темы художника Мухаммада Тошмурадова “Гилондаги тандир” (“Гилонский тандыр”). На его полотне мы как бы чувствуем незримый контакт изображаемого объекта тандыра и человека, пекущего в нем свойхлеб насущный.
Особо примечательны в работах молодого художника темы, связанные с временами года или их сменой. Ему удается найти убедительные краски и тончайшие нюансы, выстроить игру света и тени, чтобы передать своеобразную философию, красоту и очарование каждого времени года и взволновать человеческую душу. Это полотна “Кйнок кун” (“Знойный день”), “Киш” (“Зима”), “Кузнинг сунги кунлари” (“Последние дни осени”), “Сукокда тонг” (“Рассвет в Сукоке”), “Шимолли кун” (“Ветреный день”).
В настоящее время, когда наша жизнь все чаще замыкается в стенах квартир или офисов, когда природа испытывает колоссальное давление со стороны “цивилизации”, живописные пейзажи дают зрителю не только эстетическое наслаждение, но несут также воспитательную нагрузку. Нет сомнения, что люди, которые устали от городского шума, жаждут вырваться на лоно природы, чтобы стать добровольными “пленниками” замечательных пейзажей братьев Атабоевых.
Нодыр Норматов