Духовные ценности различных религий всегда привлекали художников, помогая им в поисках новых тем, идей и образов. Для мастеров кисти Узбекистана таким духовным ориентиром стал суфизм, который сыграл важную роль в культурной традиции Востока, глубоко проник в литературу и искусство. Первоначальная концепция суфизма – идея о счастье, которое открывается абсолютному Духу. Стремление к Абсолюту, познанию божества в суфизме очень похоже на поиск совершенных идей в творчестве. В свое время Алишер Навои писал, что весь мир вокруг, его обновление, весенние цветы, плоды и пение птиц есть символы проявления Бога, а красота человека есть свет Бога. Представление о мире как результате творчества Всевышнего стало одной из ключевых идей в изобразительном искусстве и художественной литературе, проникнутых духом суфизма.
В творчестве художников Узбекистана Акмаля Нура, Мух-тара Облокулова, Зебо Шариповой, Эркабоя Машарипова, Ас-лиддина Исаева, Бобониёза Курбанова суфийская тематика занимает одно из ключевых мест. Художники стремятся найти новые подходы к воплощению идей, которые волновали суфиев средневековья, их мировоззрению и эстетическим представлениям. Используя классические сюжеты и образы, синтезируя их с новыми возможностями и темами, предлагаемыми современным искусством, художники передают собственные представления о духовных ориентирах древнего учения.
Одним из живописцев, для которых суфизм стал идейной базой для творческих поисков, является Файзулла Ахмадалиев. Во многих своих произведениях он обращается к теме дерви-шества как универсальному мотиву, передающему извечную тему поиска совершенства, своего жизненного пути, отречения от соблазнов во имя гармонии духа. Таковы его работы “Дервиш”, “Жизнь дервиша”, “Мир дервишей”. Ахмадалиев связывает основную суть образа с понятиями “скромность”, “смирение”. Дервиш – это человек, сознательно принявший путь суфизма, отказавшийся от материальных благ, подчинивший свою душу и жизнь служению Богу. Путь, выбранный дервишем, – это его вера. Образ дервиша для Ахмадалиева – это символ верности, верности своему выбору, своим идеалам и убеждениям.
Комментируя свои работы, Ахмадалиев вспоминает притчу знаменитого поэта-суфия Фарид ад-дина Аттара. Однажды в торговую лавку вошел нищий дервиш в истрепанных лохмотьях и, усевшись величаво на почетное место и обращая свой смех и слезы к хозяину лавки, начал просить милостыню во имя Бога. Но лавочник стал прогонять его. Тогда нищий ответил: “Я уйду, моя ноша легка, и я легко могу покинуть этот мир, так как кроме этих лохмотьев у меня ничего нет. Однако тебе очень трудно будет покинуть этот мир, поскольку ты богат и карманы твои полны драгоценностями, и в лавке твоей много людей, которые помогают тебе. Я же умру вот так”, – сказал дервиш и, покрыв голову тыквенной кожурой, умер.
Все были удивлены чудесной силой и, плача, похоронили дервиша, как полагается. Лавочник, сильно удручённый происшедшим, бросил свою торговлю, которая досталась ему в наследство от отца, и надел на себя лохмотья дервиша. Позже он поднялся до уровня шейха и получил в награду веру в единого
О своём произведении “Жизнь дервиша” художник говорит таю “При создании картины я старался понять, что нужно для того, чтобы открыть для себя духовный мир этого извечного странника. Задолго до начала работы над ней я изучил достаточно много литературы о суфизме и дервишах. Дух произведения я постарался открыть не через сюжет, а через символику пластики и цвета”. В результате на холсте был создан образ путника, воплощенный с помощью различных символов. В левой стороне композиции символы сливаются в некую абстракцию как тайну, недоступную непосвященным. При создании образа художник использовал землистые, охристые оттенки, как выражение суфийской мысли о том, что человек создан из земли и опять обратится в землю. У дервиша ничего нет, но тень атласных переливов, исходящая от него, символизирует богатство его души, и, вместе с тем, богатство, разнообразие и противоречивость жизни. Наделяя цвет в полотне активным смысловым акцентом, Ахмадали-ев стремится воплотить те идеи о понимании цвета, которые были характерны для суфийской философии.
Мир материальный – весну и пение птиц, цветы и фрукты, дыхание жизни и ее могущество как божественное проявление – художник изображает во всем многообразии образов и цвета. Но при этом он помнит, что красота материального мира может поймать в силки душу человека. Материальный мир преходящ, но сущность бытия вечна. Только к этой сущности, по убеждению Ф. Ахмадалиева, должна быть устремлена душа человека. И прийти к пониманию этой истины непросто. Потому столь черен лик дервиша, отказавшегося от мирских даров, и смотрящего на мир лишь одним глазом – духовным. Жизнь дервиша -это скрытая жизнь его внутреннего мира.
Художник как подлинный странник духа пребывал в долгом творческом поиске, который привел его к замечательному открытию – весь мир во всем его многообразии и противоречиях гораздо полнее можно воплотить с помощью символов. Именно через понимание предложенных автором символов раскрывается сущность его произведений. При этом Ахмадалиев также активно привлекает тот язык иносказаний и метафор, который использовали художники и поэты средневековья, обращаясь к творчеству Алишера Навои, Фарид ад-дина Аттара, Джалалиддина Руми, Камолиддина Бехзада, Мир Сайда Али, Махмуда Музаххиба, Мурода Самарканди…
Композиция картины Ф. Ахмадалиева “Жизнь дервишей” выполнена в графике. Мы видим босоногих путников-дервишей, облаченных в одни лохмотья. В углу композиции – вновь изображение одного глаза, как символа духовного зрения аскетов; в символике суфизма глаз есть сам суфий. Художнику в этом произведении важно было передать идею о том, что мир бесконечен, а человек – лишь частица, затерянная в нем. И только в слиянии с Богом, Истиной, Абсолютом он может найти свое место в этом мире. А путь дервишей через отрешение есть единственно верный путь к Истине. И только на этом пути будут осенять ангелы – символы божественной чистоты и встречать своим пением птицы. А награда на этом пути – сад, символ рая и вечной благой жизни.
Произведение “Сердце дервиша” продолжает предыдущую тему автора. Художник создает еще одну притчу, используя методы инсталляции. При создании работы использованы непривычные материалы. Вся композиция, в центре которой -фигура дервиша, образованная из обмазанного глиной каркаса и побегов проращенной пшеницы, символизирует единство человека и Природы, его растворенность в созданном Богом мире. Но главный центр притяжения объекта – горящая в груди дервиша свеча как символ веры, любви, духовного тепла и надежды.
Философия суфизма – это философия стремления чело века к самосовершенствованию. “Внутренний мир человека есть то, что предстает перед Судом Бога. Очищайте внутрен ний мир и душу, на которые направлен взор Бога. Очищение души откроет вдохновение и истинное счастье”, – говорил Джалалиддин Руми (1, с. 56). Эта идея, привлекавшая многие поколения ищущих людей, остается ключевой и для Ф. Ахма далиева. Он стремится передать ее в своих работах “Машраб”, “Странник”, “Мать волчицы” и др. Последнее произведение заслуживает особого внима ния. Картина звучит рефреном роману Чингиза Айтматова “Днём”. Художник передал тему величия материнства, исполь зуя для этого сюжет из жизни хищных зверей. Поэтизируя образ волчицы-матери, он размещает ее выше Луны, так как материнство выше этого величавого небесного светила.
Файзулла Ахмадалиев удостоен первого места на четвертой Ташкентской биеннале, прошедшей в 2007 г. На этой крупной международной выставке были представлены его произведения “Диалог с хлебом”, “Дервиши”, “Дела мирские”, в которых художник продолжает развивать основные темы своего творчества. И сегодня он находится в постоянном поиске, создавая все новые произведения, которые достойны войти в антологию лучших работ современного искусства Узбекистана.
Литература
1. Румий Жалолиддин. Маънавий Маснавий. Тошкент, 1999.
Гулчехрахон Эшанова