Многие молодые художники, получившие образование в столичных вузах, всегда возвращаются в свои родные места, считая, что, находясь вдали от творческой среды, трудно заниматься искусством. Разумеется, подобное суждение в корне неверно, что подтверждается жизнью. Многие художники в последнее время, живущие в областях, плодотворно трудясь, стали известными как в республике, так и за рубежом. К их числу относятся такие мастера кисти, как Отахон Оллоберганов (Хорезм), Эркин Джураев, Баходир Саломов, Музаффар Абдуллаев, Зелимхан Саиджанов (Бухара); Аслиддин Исаев, Нуриддин Каланов, Туркман Эсанов (Самарканд); академик Жоллибай Изен-таев, Сарсинбек Бойбусинов, Жолдасбек Куттимуродов (Кара-калпакстан) и многие другие.
В 2006 г. звания Народный художник Узбекистана был удостоен Низомиддин Халиков – художник из Андижана. На своей персональной выставке, состоявшейся в Ташкенте, Н. Халиков представил произведения, которые очаровали зрителей богатством палитры, жанровым разнообразием и художественным мастерством автора.
На работы этого художника искусствоведы обратили внимание ещё в 70-е гг. Искусствовед Р. Такташ отмечал: “Постепенно Халиков наращивает мастерство и достигает в гравюрах все больше уверенности и выразительности. С самого начала содержание его линогравюр проникнуто духом народности. Халикова привлекают большие темы, эпохальные события…”
Произведения Н. Халикова в жанре графики, в частности книжной и станковой, занимают особое место в узбекском изобразительном искусстве. Серия работ, созданных им на тему произведений Алишера Навои, свидетельствует о том, что художник глубоко изучил наследие великого поэта и мыслителя. Самой яркой среди них можно назвать графику, созданную по поэме “Садди Искандарий”. Линогравюру “Навои среди своих учеников” можно назвать художественным отражением преклонения автора перед творчеством величайшего учителя. Для достижения намеченной цели, выражения чувств, таящихся в глубине его творческой мысли, художник в процессе созидания применяет различные технические способы. Его литография “Жаворонок” (“Тургай”), линогравюры: “Весна” (“Бахор”), “Путеводная звезда” (“Юлчи юлдуз”), “Председатель Орзу”, офорты, созданные к произведениям Мукими, иллюстрации к поэме Э. Вахидова “Призыв” (“Нидо”) отличаются завершенностью, точностью композиций, яркими образами, а также выявлением особенностей, достойных внимания человеческой психологии.
Акварель Н. Халикова “Тиллабоев” даёт возможность зрителю увидеть человека со своеобразным характером, погрузившегося в глубокое раздумье.
Особое место в творчестве художника занимают иллюстрации к узбекским народным сказкам. В его работах, таких же таинственных, как и мир сказок, встречаются различные многокрасочные, но выраженные тонкими штрихами образы и пейзажи. Они с первого же взгляда очаровывают зрителя и уносят его в этот волшебный мир.
Поклонники изобразительного искусства с большим интересом знакомились с персональной выставкой художника, проведенной в Центральном выставочном зале Ташкента в 1998 г. На выставке наряду с графическими работами автора были представлены и живописные произведения. Примечательно, что в произведениях Н. Халикова, созданных за последние годы в жанре живописи, чувствуется цветовое созвучие вышивок и традиционного костюма Ферганской долины, в частности Андижана. И это, разумеется, не случайно. Народное творчество всегда являлось источником вдохновения для многих художников. В цветовом колорите исторических костюмов Андижана превалирует нежный персиковый цвет, светло-желтые, светло-зеленые, розовые тона в их цветовом сочетании. Обращают на себя внимание неповторимые, оригинальные решения, которые Н. Халиков сумел мастерски использовать в своих произведениях “Невеста”, “Зайнаб”, “Ку-муш”, “Три подруги”, “Портрет матери”.
Вероятно, в настоящее время – время стремительно развивающихся новых технологий, может показаться немного странным человек лиричный, романтик, но современнику с переполненной мечтами душою эти качества дарят необходимую силу и вдохновение. Своими картинами художник стремится показать зрителю именно эти качества (“Дервиш”, “Вечер”, “Белый скакун”, “День и ночь”, “Осень в Шахимардане”, “Перевал”). Автор в этих картинах не отображает действительность мелкими деталями. Зрителя в них очаровывают сила притяжения расплывчатых неясных форм и цветовая гамма.
Вдохновленный поэзией своего земляка – знаменитого поэта Чулпана, Н. Халиков создал ряд произведений, в которых замечательные образные строки стихов поэта обрели вид прекрасных пейзажей. Стихи Чулпана “Весенний цветок”, “Бинаф-ше”, “Вновь взял я в руки саз”, “Тайны” воспевают нежные чувства и переживания человека, его любовь к жизни, к природе. В них говорится также о таких контрастных явлениях природы, как свет и тьма, лето и зима, осень и весна. Все сущее -космос, солнце, земля, горы, луна и звезды, мастерски воспетые Чулпаном, будоражат чувства зрителей и взывают к философским размышлениям. Художнику в своих произведениях, созданных по мотивам стихов любимого поэта, удалось раскрыть, свои мысли (“Прекрасные пери”, “Родина Алпомышей”, “Рассвет”, “Когда расцветает гранат”, “Священный родник”, “Чодак”).
Тематический диапазон художника богат и многообразен. Такие произведения автора, как “Портрет матери”, “Портрет отца”, “Воспоминания об отце”, “Песня, или Мухаммад Юсуф”, пронизаны грустью и тоской по родным и близким ему людям.
Исторические темы нетрадиционны для художника. Однако такие полотна, как “Амир Темур”, “Сын Мухаммада Рахима Феруз”, дают представление о том, что Н. Халиков придает большое значение историческим костюмам, их деталям, стремится правдиво создать, изобразить образы исторических личностей.
Художник часто бывает в творческих поездках. Кишлак Гилон, расположенный в Кашкадарьинской области у подножия гор, издавна привлекает к себе внимание художников. В Центральном выставочном зале в 2007 г. даже проводилась отчетная выставка, которая так и называлась – “Гилон”. В отличие от полотен других художников, картины Н. Халикова на тему Гилон созданы в полутонах. В пейзажах Гилона чувствуются простор и раздолье. Зрителю кажется, будто он присутствует там, в мире великолепия и красоты природы. Полотна Н.Халикова “Осень в Шахимардане”, “Чодак”, “Арслонбоб”, “Перевал” – дают настоящее романтическое представление о дивных пейзажах Ферганской долины.
Полотна художника “Кураш”, “Базар”, “Признание” посредством ярких, сочных красок изображают сцены из жизни фер-ганцев, их отношение к природе. В настоящее время Низо-миддин Халиков плодотворно трудится в родном Андижане, благодаря судьбу за то, что ему посчастливилось появиться на свет в этом чудесном городе, одной, по его словам, из жемчужин прекрасной Ферганской долины.
Бинафша Нодир