17 января 2008 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана при поддержке фонда “ISTE’DOD” состоялась персональная выставка Камолжона Бабаева “На солнечной стороне”. Как известно, 2008 год в республике объявлен “Годом молодежи”, в связи с чем представление творческих работ молодого мастера обретает особое звучание.
Восток издревле был местом встреч различных культур, которые вступали друг с другом в диалог, порождали различные формы симбиоза, вырабатывая единый язык общения. В результате формировалась уникальная культура, суть которой выразил академик Н. Конрад в своем образном и емком высказывании: “На Востоке ярко выражена основная идея человечества – это универсализм” (1).
В конце 90-х гг., когда стали меняться стилистические и образные приоритеты искусства Узбекистана, в творчестве художников стала все активнее звучать тема взаимодействия Запада и Востока.
Среди молодых художников Узбекистана наиболее ярко воплощает в своем творчестве идею взаимодействия различных культур Камолжон Бабаев.
К. Бабаев родился в 1978 г. В 1996 – 1998 гг. учился в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделении монументальной живописи. Став обладателем гранта “Умид” Президента Республики Узбекистан, в 1998 г. Камолжон поступил в Академию изящных искусств им. Альдо Галли в г. Комо (Италия), которую закончил в 2002 г., получив степень магистра живописи. Во время четырёхлетнего обучения художник провёл несколько персональных выставок в таких городах Италии, как Милан, Сиена, Комо, Эрба, Кассина Риццарди, Олджиате Комаско. Кроме того, он принимал участие в международных конкурсах по графике и живописи, где занимал призовые места.
К Не только дерево имеет глубокие корни. Если бы не было в искусстве Востока таких мэтров, как Бехзад, А. Николаев (Усто-Мумин), П. Беньков, А. Волков, Ч. Ахмаров, Р. Ахмедов, Р. Чарыев, Б. Жалалов, Ж. Умарбеков, А. Мир-заев, а в Италии – Алессандро Савелли, Пьер Антонио Верга и Того и др., то не было бы достижений и у нашего героя, мировоззрение которого воспитано на ярких примерах великих предшественников.
К. Бабаеву повезло: он изучал творческий опыт разных школ – реалистической и авангардной, восточной и западной. Полученное образование дало хорошую основу для поисков оригинальных путей творчества, созвучных тенденциям искусства XXI в.
Сегодня Камолжон работает в живописи, графике и фотографии, скульптуре, керамике, дизайне и инсталляции. Его произведения отличаются своеобразием колорита, тяготением к созданию оригинальных коллажей; им присущи монументальность, крупные форматы, нестандартные многоступенчатые композиции и неожиданно дерзкие решения. Из различных сегментов, треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов он собирает, комбинирует и создает целостный образ или композицию. Художник стремится выйти за пределы поверхности холста в трехмерное пространство, добиться создания новой реальности. Основная тема работ – стремление к гармонии, красоте и любви. Он не является сторонником глубоких философских подтекстов в произведениях, ему гораздо интереснее передать эмоциональный настрой, мгновенность впечатления от какого-либо яркого образа или события, выразить свои переживания посредством доступного и ясного живописного решения.
Художник говорит: “Часто в поисках эфемерной истины мы забываем о самом главном – о Человеке. А ведь настоящая картина, опера, фильм, поэма, спектакль и скульптура – не выражение какой-либо модной концепции, не предмет на рынке с определенной ценой, а в первую очередь – проявление духовной глубины творческой личности. Произведения полны настроением своего творца, они несут его энергию. Конечно, искусство имеет черты тенденциозности и рыночной ценности, но эти стороны второстепенны, ибо нельзя забывать, что искусство – не работа, не профессия, а проявление здесь и сейчас истинной гармонии, даруемой свыше”.
Выставочная деятельность К. Бабаева в Узбекистане началась с персональной выставки “Мечта” в ЦВЗ АХ Узбекистана в 2004 г., 2005 год был ознаменован персональной выставкой “Измерение” в Международном Ка-раван-Сарае им. Икуо Хираямы в Ташкенте. Молодой художник был также участником первой, второй, третьей и четвертой Международных биеннале современного искусства в Ташкенте (2001, 2003, 2005, 2007 гг.).
В январе 2008 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась персональная концептуальная выставка Бабаева “На солнечной стороне”, где были представлены поиски художника в живописи и фотоколлаже. “ICONS” – так назвал художник свое новое направление творческих поисков. Оно заключается в создании своеобразных коллажей из нескольких холстов, неких “puzzle” – “загадок”, позволяющих каждому зрителю быть соучастником автора в постижении творческих импульсов нашего подсознания.
Многие говорят, что видят в форме работ К. Бабаева крест, как знак, символ человеческой фигуры. Эти интуитивно найденные очертания силуэта с раскрытыми объятиями встречают каждого, кто попадает в выставочное пространство – “иконы”, которые художник называет так, потому что они – живые – эти icons – образы мира, людей, природы, образы гармонии и единства всего живого.
Художник стремится наполнить свои работы активной энергией, протянуть нить диалога между произведениями и зрителем, как, например, в картинах “Родина” (х., м., 2006), “Ностальгия. Осень” (х., м., 2005).
Его фантазия и воображение ярко отражены в колорите, благодаря которому рождается новая реальность (“Выпал снег”, х., м., 2005; “Кони. Жара. Влюблённые”, х., м., 2005; “Красный город”, х., м., 2007), а также в неординарности художественных форм и сочетании ярких цветов (“Мама”, х., м., 2006; “Детство”, х., м., 2007; “Лябихауз”, х., м., 2007). Пластическая структура произведений художника объединена новаторством композиционных построений, как, например, в произведениях “Лабзак. Детство” (х., м., 2006), “Перед свадьбой” (х., м., 2005), “Под солнцем Ташкента” (х., м., 2007).
Своеобразие художника К. Бабаева в том, что, с одной стороны, он развивает богатую декоративистскую тенденцию живописи Узбекистана, а с другой – смело отказывается от стандартов станковой живописи и стремится выйти за пределы плоскостного изображения в трехмерное пространство. Он очень гармоничен в колорите, который ассоциируется с яркими переливами сюзане и таинственным мерцанием атласов. Незамысловатые мотивы, переданные условным по рисунку языком, превращаются в произведениях художника в некий солнечный, гармоничный и счастливый мир.
Как любому современному художнику эпохи постмодерна, работам Бабаева присущи элементы самых разных традиций. Они смело интерпретированы и хотя выражены не столь явно, но пульсируют исподволь, придавая творчеству художника национальное своеобразие.
На выставке “На солнечной стороне” была также представлена экспозиция “FOTO ICONS”. Интерес К. Бабаева к фотографии проявился еще в итальянской академии в г. Комо. Размышляя о живописи и о том, что нового он мог бы сказать в ней, молодой художник параллельно обратился к фотографии. Это не просто обычная фотография, а своего рода фотоколлаж – множество штрихов, рождающих в конечном итоге целостную композицию. Этот прием сродни детской конструкции “мозаика”. Таковы, например, работы “Бабушка Мунав-вар” (2004), “Мама, я вас люблю!” (2007). Художник формирует свои композиции, складывая их по частицам-фрагментам; это скрупулезная работа, которая дает эффект собранного из отдельных кадров произведения.
На выставке было представлено около двадцати разных по тематике фотоколлажей с национальными сюжетами. Это “Бабушка Жамиля” (2004), “Учителя” (2007), “Виноградница” (2004), “Небесная махалля” (2007), “День в Митрофанове” (2007). Среди работ этой группы наиболее интересно произведение “Узбекская семья. Чингиз и Нигора” (2004), где мы видим брата художника и его супругу, носящую под сердцем ребёнка, а рядом с ними – композицию из фруктов – гранат, яблок, винограда – классических символов плодородия. Вместе с тем в его работах столь же активно звучит и “западная” тема, как отголосок путешествия художника по Европе: “Улица Паниллани, 3″ (2006), “Генуя. Море” (2004), “Генуя. Море. Сон” (2004), “Париж. Эйфелева башня” (2008), “Собор Святого сердца” (2008).
Коллажи Бабаева – это своего рода фотоживопись, где каждый кадр играет роль отдельного мазка. Стоит заметить, что компьютерный Photoshop и монтаж либо отсутствуют, либо использованы частично, в случае крайней необходимости. Все композиции собраны вручную, максимально сохраняя при этом чувство времени и места. Характерно, что почерк художника узнаваем как в фото, так и в живописи. Камолжон Бабаев – современный интеллектуал, который одинаково легко чувствует себя и в утонченном восточном мире, и в контексте прагматичной западной культуры. Можно сказать, что он универсал – и в этом своеобразие его творческого “я”. Интенсивная творческая деятельность молодого художника, разнонаправленные поиски привели к тому, что он предложил новую тенденцию, создав своего рода синтез фотографии и живописи.
По словам Камолжона Бабаева, его девизом являются слова известного русского писателя Андрея Платонова: “Искусство творится не талантом, а человечностью”.
Литература
1. Н. Конрад. Запад и Восток. М., 1972.
Дильдора Умарова