Сложившийся уклад жизни, традиции и обычаи народа, его достижения в историческом прошлом имеют большое значение в развитии духовности современных жителей Узбекистана. Сегодня одним из направлений государственной политики является сохранение культурного наследия со всеми свойственными ему специфическими особенностями и тем высоким художественным уровнем, который сформировался усилиями многих поколений мастеров. Указ Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова “О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных промыслов и прикладного искусства” (1997) демонстрирует государственную стратегию в вопросе возрождения духовно-исторических корней народа Узбекистана и, в частности, традиционных ремесел. Важным направлением является также возрождение традиционной системы обучения “усто – шогирд”, организация новых музеев, посвященных отдельным отраслям ремесленного производства. Это, в частности, Музей кузнечного ремесла в Бухаре (1, с. 33-35), где сохранилась до сегодняшних дней “Рисола-и охангари ва мисгари” – “Устав кузнецов и медников”(2).
Как известно, территория Бухарского оазиса на протяжении многих столетий была одним из центров развития ремесленного производства. В годы независимости умельцы Бухары возрождают и сохраняют исторически присущие региону виды ремесел – шелкоткачество, крашение тканей, золотошвейное и кузнечное дело, чеканку, резьбу по дереву и ганчу, частично утраченных на протяжении XX в. И хотя при этом имеет место заметная трансформация отдельных ^идов ремесел, связанная прежде всего с изменением обществен-но-эконол-.”чёской конъюнктуры (3), традиции во многом сохраняют свое значение. Так, продолжается практика прежних навыков обучения молодого поколения ремеслу, включающая, в частности, ритуал посвящения ученика в мастера, который проходит в торжественной праздничной обстановке. Так, наставник объявляет ученикам об их готовности трудиться самостоятельно, а родители молодых мастеров в знак почтения и благодарности учителю надевают на него национальный халат и пояс.
По словам усто М. Жураева, обряд посвящения в мастера практикуется также в ремесле шелкоткачества, однако здесь, наоборот, мастер надевает на ученика халат, повязывая его марлевой повязкой (5-6 м), дарит ему в знак благословения материал, инструменты и устанавливает в мастерской ученика “даст гох” (традиционный ткацкий станок). О появлении еще одного мастера учитель объявляет всем своим коллегам. Между тем, по словам бухарского потомственного кузнеца Ш. Камалова, “юноше, принадлежащему к семье потомственных мастеров, не нужно проходить обряд посвящения. Будущих кузнецов приучают к ремеслу с детского возраста. Сначала ученики выполняют простые операции, постепенно задания становятся все сложнее, и годам к пятнадцати подросток уже трудится наравне со старшими”.
В одной из рисола рассказывается о происхождении обрядов “мийан баете”, “камар баете” (обряд посвящения в мастера) и изготовлении специального ритуального пояса. Этим же термином (“камар баете”) назывались и ремесленники-ткачи, достигшие определенного уровня в мастерстве. Согласно рисола, мастер надевает на ученика халат и повязывает его поясом в три узелка.
Ремесло кузнеца считалось и считается уважаемым и престижным. Кузнецам традиционно приписывались магические и знахарские способности (особенно если учесть, что среди кузнецов было много цыган-люли). По сообщению Е. М. Пещеревой (4, с. 71-77), довольно часто в кузницу приходили больные. Они присутствовали при процессе работы, приносили с собой кувшин с кипяченой водой, куда мастер бросал кусочек раскаленного металла – вода с ионами серебра обладает бактерицидными свойствами. Об удивительных свойствах “серебряной” воды сообщал еще Геродот, упоминая, что в VI в. до н.э. персидский царь Кир во время походов сохранял воду в серебряных сосудах, улучшая тем самым ее качества. Возможно, вместе с металлом кузнец добавлял в воду кремень (целебные свойства кремневой воды доказаны наукой). Выпивая такую жидкость, больной излечивался. Свидетельства о подобной практике нам удалось найти в одной из рисола медников (5), которая не содержала сведений технологического характера, но почти полностью была посвящена наставлениям знахарского толка. Знахарские методы и сегодня используют бухарские кузнецы, например, при лечении болезни “темиратки” (аллергические высыпания на коже). Кузнецы изгоняют эту болезнь разогретым металлом, проводя им над поверхностью кожи. Данная процедура обычно выполняется по средам и субботам опытным кузнецом, который произносит трижды аят “курси”.
Изучение текстов рисола позволяет раскрыть вопросы, касающиеся специализации ремесленников. Так, в “Ри-сола-и охангари” (б) перечисляется более сорока профессий кузнечного ремесла. Это один из немногих случаев выделения специализаций в ремесле. Есть еще рисола ткачей, где перечисляются особые специальности в ткачестве и названия производимых тканей – шанабаф-лик, накшинбафлик (узорчатая), фута-бафлик, бахмалбафлик (бархатная), ала-чабафлик (полосатая), рисманбафлик (плетеная), пашманбафлик (шерстяная пряжа). В рисола кузнецов перечисляются такие узкоспециализированные отрасли, как темирчилик – кузнечное дело, калитгари – производитель ключей, мисгари – литье меди, давотсози – литье бронзы, дегрези – литье чугуна, дераза-гарлик – изготовитель железных принадлежностей для окон, жушгари – слесарное дело, каламгарлик – изготовитель принадлежностей для письма, кордгари – производитель ножей, дуконгарлик -принадлежностей для мастерской или какого-либо станка, орогчилик – изготовитель серпов, наълчилик (нахалчилик) – подков, михчагарлик – гвоздей, чархдорлик – мастер по изготовлению гончарного круга. При этом заметим, что автор перечисляет не все более 40 отраслей, а, возможно, лишь самые распространенные и важные на его взгляд. Кроме того, он называет и наиболее известных мастеров в той или иной ремесленной отрасли: калитгарлик – Абу Сайд Нухдин, михчагарлик, деразагарлик – Масудин, темирчилик – Мансур Мус- лимдин, жушгари – Салаф Фатобдин, дег- резлик – Усто Балхидин, мисгарлик – Ус- тод Хурдакдин, заргарлик – Саиддин, кор дгари – Ахмад Мухтардин, дуконгарлик – Хуманадин, чархдорлик – Устод Абул Маликдин.
Таким образом, в кузнечном производстве выделяется несколько обособленных, не зависимых одна от другой специализаций. При такой узкой специализации мастер был ориентирован на изготовление только одного какого-то вида изделий (например, только ножей или только посуды).
Так как рукопись относится ко второй половине XIX в., из этого следует, что в тот период выделение самостоятельных узкопрофильных производств во многих крупных ремеслах шло особенно интенсивно, что было вызвано расширением ремесла в рамках и границах одной отрасли, а также появлением новых его видов.
Если сравнивать данную рисола с другими образцами подобных документов, то следует отметить, что здесь не перечисляются обязанности кузнецов. Возможно, переписчик по желанию заказчика сократил содержание рукописи трактата и счел возможным просто не упоминать их. Можно также предположить, что выполнялись списки не полного текста рисола, а лишь отдельные их фрагменты, содержавшие ту или иную информацию.
Таким образом, возрождение ремесла стало связующей нитью между прошлым и настоящим. В наши дни благодаря поддержке государства и усилиям ремесленников происходит дальнейшее развитие ремесленных традиций. Важную роль в этом процессе играют такие интересные, дошедшие до наших дней документы, Kaк рисола.
Литература
1. Альмеев Р.В. Бухара – город-му зей. Ташкент, 1999; Гребенюк А. Музей кузнечных ремесел // Народное слово. (Ташкент), 2006. № 22., с. 5.
2. Данная рисола составлена на пер сидском, датируется XVIII в., общее ко личество страниц – 40, размеры 15 см на 20 см. До сегодняшнего дня шогирды (ученики) читают данную рисола один раз в месяц, следуя ее наставлениям. На пример, при входе в мастерскую читают суру фотиха, освежают рабочее место. На наш взгляд, рисола – это не только трактаты о разнообразных отраслях ремесла, в которых содержатся настав ления ремесленникам, но и сведения по организации отдельных специальностей и видов деятельности, характерных для среднеазиатских городов, например “Ри сола содержателей чайных”, “Рисола во енных”, “Рисола по уходу за животны ми” и др.
3. Полевые записи. Центр развития ремесел. Бухара, 2007.
4. Пещерева Е.М. Organizations of craftsmen in Central Asia in the late XIXth and early XXth centuries // Труды XXV Международного конгресса востоковедов 9-16 августа I960. М., 1963. Т. III.
5. Рисола медников // Туркестанская туземная газета. (Ташкент), 1902, № 29.
6. Рисола-и охангари. – Рукопись ИВ АН РУз. Инв. № 12708. Л. 1 а-ЗЗб.
Диляра Атаджанова