Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана являлось объектом изучения многих исследователей, однако традиционные ремесла Ташкента до сих пор освещены недостаточно полно. Между тем Ташкент на протяжении многих столетий был и остается крупным центром художественного ремесла.
Причины такой ситуации, на наш взгляд, многозначны. Во-первых, они заключаются в непростой судьбе традиционного искусства в ХХ в., а именно – в отношении к нему как к анахронизму, в непонимании его образной специфики в советский период, особенно в 1920 -1960-е гг. Во-вторых, – в отражении определенной стандартизации, унификации культуры в вышеуказанный период, способствовавшей нивелировке локального своеобразия различных центров традиционной культуры. И, в-третьих – чисто психологический момент: как правило, не ценишь то, чем в полной мере обладаешь. В результате внимание исследователей привлекали более отдаленные центры: Бухара и Хива, Самарканд и Сурхандарья и т. д.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что традиционные художественные ремесла – это не только историко-художественное наследие, но и часть современной духовной культуры, которая живет и развивается по собственным законам. Несмотря на то, что в наши дни традиционная культура находится в центре внимания культурной политики молодой независимой республики, мы фактически лишь в начале осмысления ее богатейшего художественного опыта. Мы постигаем судьбу своей национальной культуры, ее духовные первоистоки и корни. Это дает возможность сопоставить себя с другими народами и осознать свою этническую принадлежность в сфере культурной традиции. Изучение художественных ремесел позволяет оценить, как традиционная культура вписалась в современный быт, насколько прочно она связана с природой своей местности, ее легендами и преданиями, укладом жизни, обычаями и обрядами, ритуалами и праздниками.
Десять лет исследовательских работ в области традиционной культуры Узбекистана открыли для меня уникальный, поэтичный мир, несущий философию добра и мудрости, источник идей и образов, питающий другие виды искусства. Традиционное искусство – явление конкретно историческое. Его особенность в том, что оно всегда, во все времена несло в себе специфические приметы конкретного исторического периода. Оно сопровождало человека от момента его рождения до смерти. Традиционное искусство как неотъемлемая часть культуры было причастно ко всему, и все было причастно ему. Художественные ремесла Ташкента также развивались по этим общим законам традиционной культуры.
Ташкент являлся одним из крупных центров ремесла, торговли и культуры на Востоке. Раннесредневековая столица Чач находилась на краю земледельческого оазиса и граничила с бескрайними степными просторами. Экономические, политические и культурные контакты кочевых скотоводов и оседлых земледельцев способствовали тому, что специфика ремесленного производства города диктовалась не только собственными запросами, но и потребностями обитателей степи. Как свидетельствуют источники, в древний и средневековый периоды Ташкент предстает как центр производства керамики, оружия, изделий из металла, стекла, ювелирного искусства, ткачества, ковроделия. Однако определенная ограниченность фактологического материала не позволяет в полной мере проследить полную эволюцию традиционных ремесел Ташкента более ранних исторических периодов.
В ХVIII – первой половине ХIХ в. художественные ремесла Ташкента сохраняют преемственность традиций и локальное своеобразие, являющиеся результатом сложной этнической истории Центральной Азии и особенностей развития отдельных школ.
Конец ХIХ – начало ХХ в. в истории художественных ремесел Узбекистана в целом, и Ташкента в частности, представляет собой очень сложный и противоречивый период. С одной стороны, существовала конкуренция с дешевыми фабричными товарами, заполонившими местный рынок, ухудшающая положение местных кустарных промыслов, что приводило к снижению качества художественных изделий. Хотя следует отметить, что первых русских предпринимателей, доставлявших в 60-е гг. позапрошлого века в Туркестан мануфактуру, постигло горькое разочарование: их товары не пользовались спросом; началось изучение “местного” вкуса и в определенном смысле, подстраивание под него. С другой стороны, Туркестан принимал участие в международных выставках, где имелись разделы кустарных промыслов: в Вене (1873 г.), Париже (1878 г.), Копенгагене (1888 г.), Чикаго (1893 г.), Стокгольме (1897 г.), Милане (1906 г.), Берлине (1914 г.), Лондоне (1914 г.).
С этого периода Ташкент – не только центр ремесла, он становится центром директивной, выставочно-организаторской деятельности различных учреждений, занимающихся традиционными художественными ремеслами.
В 1876 г. в Ташкенте был открыт первый музей. Ввиду усилившейся тенденции упадка ремесел принимался ряд мер, направленных на их сохранение. Так, в 1914 – 1917 гг. делается неудавшаяся попытка организации в Ташкенте керамической школы. В 1915 г. в Ташкенте был основан Туркестанский кустарный комитет, который занимался скрупулезным исследованием отдельных промыслов с целью изыскания путей их поддержки и дальнейшего развития.
Ташкент в этот период предстает как крупный и оригинальный центр традиционной вышивки, резьбы по дереву и ганчу, росписи по дереву, художественной чеканки, ювелирного искусства, керамики. Ныне великолепные изделия ташкентского художественного ремесла ХIХ – начала ХХ в. являются гордостью многих музейных и частных коллекций, в том числе коллекции Государственного музея искусств Республики Узбекистан.
Исторические парадигмы ХХ в. внесли свои коррективы в судьбу традиционных художественных ремесел. В силу известных причин в советский период происходит унификация узбекской традиционной культуры с культурами других “братских советских республик”, а также отчетливо намечается определенное его противопоставление предшествующему опыту развития.
Судьба традиционного искусства Ташкента, как и Узбекистана в целом, оказалась нелегкой. Оно пережило все: отношение к нему как к анахронизму, пророчество его гибели, загрязнение его эстетической природы чуждыми элементами, настойчивую “заботу” о нем в виде художественных фабрик и заводов, в конечном счете, приводящих к разрушению. Порой забывался основной принцип народного искусства: двойственность его природы – это и рукотворное ремесло, и высокое искусство одновременно. Но традиционное искусство продолжало сохраняться и жить в бурлящем ХХ в. по своим законам благодаря усилиям выдающихся народных мастеров и их учеников. Здесь хотелось бы вспомнить имена многих, уже ушедших из жизни ташкентских усто. Это А. Касымджанов, Я. Рауфов, Т. Миралиев, С. Ходжаев, М Касымов, Н Зиякариев, Т. Арсланкулов, А. Турсунбаев, М. Рахимов, М. Усманов и многие другие. Каждый из них был личностью, оставшейся для потомков легендой. Своим творчеством, безграничной любовью к избранному ремеслу, верностью традициям эти мастера сохраняли неповторимое своеобразие ташкентской школы росписи и резьбы по дереву, ташкентской школы резьбы по ганчу, ташкентской школы традиционной керамики.
Традиции ташкентской резьбы по дереву сохраняют в своем творчестве современные мастера О. Файзуллаев, А. Азларов, Г. Юлдашев, С. Рахматуллаева, Х. Адылов, А. Абдурахманов, А. Аширов, Б. Ганиев, З. Исамухамедов. Их работы отличаются сочетанием фоновой резьбы по дереву с плоскостно-рельефным узором, что требует большого технического мастерства и профессионального совершенства. Орнаментальные узоры в их работах, следуя традиции, вырезаются на двух-трех уровнях, фон отличается средней углубленностью. Мастера используют растительные и геометрические орнаментальные мотивы: ислими, гулли гирих и др., применяют все способы оформления пардоза. В их работах сохраняется и такая отличительная особенность ташкентской школы резьбы по дереву, как применение подцветки поверхности рельефа, а также покрытие его лаком.
Сохраняет свое своеобразие и ташкентская школа орнаментальной росписи. Одним из ее нынешних представителей является мастер А. Ильхамов. Он учился вначале у известного ташкентского усто М. Тураева, а впоследствии – на отделении орнаментальной росписи в Республиканском художественном колледже у Народного художника Узбекистана Д. Хакимова. С 1968 г. А. Ильхамов был членом бригад мастеров под руководством Я. Рауфова и Д. Хакимова, проводивших работы по оформлению различных архитектурных сооружений. Важным аспектом творчества А. Ильхамова является органичное и тонкое введение традиционной орнаментальной росписи в интерьер современных архитектурных сооружений. Достижения мастера развивают его ученики Т. Хусанов, С. Хакимов, Р. Шаякубов и другие. Традиции ташкентской школы резьбы и росписи по ганчу сохраняются в творчестве З. Юсупова, У. Тахирова, а ташкентской школы керамики – в творчестве известного мастера А. Рахимова.
В таком виде традиционного ремесла, как ювелирное искусство, наблюдается обратная тенденция. Современные ташкентские мастера-ювелиры Ф. Дадамухамедов, Г. Юлдашева, Г. Ташева и другие осваивают художественный опыт не только ташкентской, но и других локальных школ. В творчестве молодых ювелиров художественная традиция предстает уже не просто как совокупность устойчивых технических и художественных приемов, но скорее как философия сущности человеческого бытия, воплощающая в себе мир первооснов космологического порядка, смысл познаний наших далеких предков, повествовавших в ювелирных украшениях о законах сотворения мира. Художественная чеканка Ташкента представлена сегодня работами потомственных маргиланских мастеров М. и З. Мадалиевых, и потому не случайно в ней отчетливо проявляются традиции художественного металла Ферганской долины.
Как отмечали специалисты, существует несколько форм бытования традиционного искусства, и, в частности, такая его форма, как стихийная. Именно стихийную форму бытования народного искусства представляют в настоящее время ташкентская вышивка, изготовление сундуков, орнаментальная роспись бешиков, изготовление деревянной утвари. Все эти товары пользуются большим покупательским спросом, но нам, специалистам-искусствоведам, хотелось бы видеть, к примеру, современную ташкентскую вышивку, достигшую уровня музейных образцов ХIХ – начала ХХ в.
На сегодняшний день в Ассоциации народных мастеров “Хунарманд” насчитывается около 900 ташкентских ремесленников, многие из которых принимают активное участие в различных выставках и ярмарках. Их имена и замечательные изделия известны далеко за пределами республики. В лучших их работах предстает своеобразие ташкентской школы традиционных ремесел. Хотелось бы отметить также конкурсы ремесленников Ташкента, проводимые городской торгово-промышленной палатой. Благодаря номинации “лучший ремесленник года” на протяжении последних 10 лет стали известны такие ташкентские мастера, как У. Касымов (изготовление сундуков), А. Азларов (резьба по дереву), С. Рахматуллаев (резьба по дереву), Ш. Шорахмедов (лаковая миниатюра) и другие. Безусловно, эти конкурсы стимулируют творчество народных мастеров, способствуют оживлению художественной жизни города.
Современные мастера Ташкента возрождают традиционные ремесла, пытливо их изучая и развивая. Они пытаются осваивать художественные традиции не только ХIХ – начала ХХ в., но и более ранних этапов развития традиционной культуры. Знакомство с музейными коллекциями, работа с источниковедческой литературой обогащает художественное мышление мастеров, дает импульс для новых творческих поисков.
Камола Акилова