Со времен Британской подмандатной территории Палестина постоянно находилась в полосе политической нестабильности. Простой гражданин смотрел на искусство только с точки зрения его полезности, и потому неслучайно в этот период развивались в основном его прикладные виды. Специалисты по искусству – художники, критики – вынуждены были получать образование за пределами страны, в Европе и некоторых странах арабского мира.
После войны 1948 г. и оккупации Палестины население было вынуждено бежать в соседние страны. Одни мастера искусств остались на оккупированных территориях, другие уехали на Западный берег и в сектор Газа, в Иорданию, Сирию и Ливан. В тот период Палестина была разделена на три географические части: в первой господствовала израильская администрация (Палестина 1948 г.), вторая часть – Западный берег находилась под властью Иордании, и третья – сектор Газа – под властью Египта.
Искусство на Западном берегу находилось в инертном состоянии, и потому неслучайно, что первое учреждение, объединившее палестинских художников, возникло в Иерусалиме. Оно называлось “Обществом изобразительных искусств и скульптуры” и впоследствии явилось организатором многочисленных культурных мероприятий.
В 1950-е – 1960-е гг. начинается активная творческая деятельность таких известных мастеров, как Исмаил Шамут, Тамам Аль-Акмаль, Мустафа Аль-Халадж, Владимир Тамари, Камаль Блата. Они оставили заметный след в зарождающемся искусстве Палестины (1). После войны 1967 г. и оккупации части Палестины в ее составе остался Западный берег и сектор Газа. Наметился культурный подъем по всем направлениям. Этот период совпал с приходом в искусство целого ряда способной молодежи, получившей образование в Египте, Ираке, Сирии, Ливане, Италии, Франции и Германии. Появление нового поколения художников послужило толчком к оживлению декоративного искусства, и в 1975 г. была основана “Ассоциация палестинских художников декоративного искусства” как отделение Союза, который располагался в Бейруте. Вначале в Ассоциации было 15 членов, большинство – из Западного берега и сектора Газа. В своей деятельности Ассоциация сталкивалась с многочисленными трудностями, возникавшими по вине оккупационных властей, всеми силами и средствами пытавшихся задушить палестинскую культуру – они закрывали выставочные залы, запрещали передвижение работников искусств, ограничивали свободу печати и т. д. Но художники смогли продолжить работу и организовать выставки во многих городах Палестины от Халиля до Джанина, Ум Фахм, Ан-Насира и Газы. Вместе с тем следует отметить, что многие государственные и общественные организации оказывали помощь и поддержку декоративному искусству, в их числе городские муниципалитеты и Красный Крест, профсоюз инженеров, университеты и др.
Что касается художников с оккупированных в 1948 г. территорий, то они не вошли в Ассоциацию как ее члены, но принимали активное участие во многих зарубежных и местных выставках.
Среди палестинских деятелей искусства в те годы были представители нескольких поколений, художники с профессиональным образованием и самоучки из небольших поселений и лагерей беженцев. Художественная жизнь концентрировалась в основном вблизи крупных центров, таких, как Иерусалим, Рамаллах, Наблус и Газа (2)..
Таким образом, палестинское искусство за последние пять десятилетий прошло сложный путь развития – от удручающего состояния, сложившегося в результате территориального разобщения страны, до подлинного расцвета. Палестинские художники доказали, что есть равновесие между местным культурным и художественным наследием и различными направлениями и видами современного искусства как в арабском мире, так и в мире в целом.
Принимая во внимание тяжелое экономическое положение в секторе Газа, искусство оставалось там на уровне школьного обучения. Однако благодаря проведению ежегодных выставок “Ассоциации художников” профессионализм местных представителей творческих кругов стал расти.
В целом палестинское искусство за 1975 – 1994 гг. прошло три этапа развития:
Первый (1975 – 1980 гг.) символико-политический; Второй (1980 – 1987 гг.) – возврат к корням культурного наследия;
Третий (1987-1994 гг.) – период исканий, опытов и обновления.
Символико-политический этап развития ознаменован возникновением “Ассоциации художников”, которая была первой организацией художников после попытки создания Иорданского общества живописи и скульптуры в Иерусалиме. Этот период отличается выражением переживания горечи от результатов войны 1967 г. и оккупации палестинских земель силами Израиля, поддерживаемого Западом. Свое название данный период получил благодаря тому, что в искусстве, имевшем ярко выраженную политическую направленность, широко использовались изображения палестинских политических и национальных символов: флагов, винтовок, мечети Аль-Акса и т. д.
“Ассоциация художников” проводила выставки “За мир и свободу”, посвященные Дням заключенных, международному “Дню ребенка”, “Женскому дню”, “Дню земли”, против строительства поселений. В этот период среди художников появились новые имена. Это Сулейман Мансур, Набиль Анани, Исам Бадр, Камель Аль Муганни, Фира Тумари, Фатхи Габан, Абдель Абиди, Карим Даббах, Тайсир Шараф, Ибрахим Саба. Несмотря на различие стилей в работах этих художников использовалась политическая символика.
Во второй период – период возврата к палестинскому историческому наследию заметно меняются методы и стиль работ художников. Они стали осознавать, что метод политических символов перестал быть действенным, начал тормозить развитие искусства. Это способствовало углублению мысли в их работах, появлению иных символов, обладающих более емким внутренним содержанием, что исторически отличало искусство арабского мира в целом. Началом этого периода явилось проведение в 1980 г. выставки “Палестинская деревня”. В своих произведениях художники применяли различные материалы, использовали разные стили и методы. Основное содержание работ было связано с древними обычаями и традициями, а также с насущными проблемами рабочего класса Палестины (3).
Третий этап – поиски новых путей – привел к обновлению художественного языка. Он пришелся на начало первой интифады (восстание против аккупации. – ред.) 1987 г. и продолжался до 1994 г. и позже, когда некоторые художники-единомышленники начали создавать новые структуры и общества, среди которых особый интерес вызывает экспериментальное общество мастеров резца “Иерусалим”.
Свою важнейшую задачу художники видели в том, чтобы выйти из сферы культурного наследия и двигаться к обновлению, черпая темы для творчества из событий первой интифады. Была прекращена покупка иностранного сырья и начато использование местных материалов, что привело к созданию нового видения, которое подтвердило право независимого существования палестинского прикладного искусства на местном, арабском и мировом уровне. Авторы использовали в своей работе кожу, хну, глину, краски, применяли технику выжигания по дереву. Стали осваиваться и такие новые виды прикладного искусства, как резьба по камню и рельефная каменная скульптура. Палестинское прикладное искусство выходит на новый уровень творческих достижений, достойных представлять его на мировой арене. Работы художников демонстрируют нестандартность подходов, смелость и свободу мышления, не свойственные ранее декоративному искусству Палестины. В это же время отдельные художники осваивают такой вид современного актуального искусства, как инсталляция, и добиваются успехов на местном и мировом уровне (4).
Знатоки палестинского искусства могут заметить, что его природе свойственна как внешняя, так и внутренняя творческая деятельность, столь же активная, несмотря на затруднения, возникающие в художественной, финансовой или духовной сфере. Но есть вещи, крайне необходимые для его дальнейшего развития – это определение стратегии, которая создаст благоприятную атмосферу для творчества, будет способствовать строительству национальной и арабской культуры, определенной и ясной по форме. Для выполнения этого важного культурного проекта, рассчитанного на длительное время, необходимы совместные усилия по реализации ряда поставленных целей. Проект включает в себя:
1. Постоянный пересмотр и обновление методов и способов работы в сфере палестинского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Необходимо составить пятилетний план его развития в соответствии с чаяниями и потребностями палестинского общества, с учетом его истории и философии, что подразумевает внесение всего нового, полезного будущим поколениям, использование опыта других стран, принимая в расчет современные технологии, так как воспитание подрастающего поколения является основной задачей подобного проекта.
2. Изучение состояния и уровня обучения на факультетах изящных искусств, существующих ныне, начиная с создания двух комитетов – административного и учебного, в ведение которых войдет проверка методов приема, использование успешного опыта, который был накоплен в этой сфере ранее.
3. Необходимость создания группы управления и администрации, поскольку деятель искусства, по своей сущности, как правило, не может заниматься административной работой. Наряду с системой администраторов необходимо внедрять систему кураторства, способную активизировать художественный процесс, давать объективную критическую оценку работам. Новые структуры помогут решить многие проблемы административного и творческого характера и позволят избавиться от неквалифицированных кадров, не способных установить как местные, так и межгосударственные связи.
4. Необходимость издания законов в области декоративного искусства, благоприятствующих ассигнованию средств на строительство зданий и сооружений, с учетом местного колорита и архитектурных традиций, освобождению предприятий от налогов на сумму стоимости художественных работ.
5. Упорядочение отношений между палестинскими культурными и государственными организациями, такими, как Министерство культуры, Министерство образования, Государственный комитет образования, культуры и науки.
6. Облагораживание городов и деревень Палестины путем установки памятных монументов, проведения всеобщих работ по благоустройству. Все эти работы должны проводиться в целях эстетического воспитания населения. Образование комитетов, состоящих из работников искусств, инженеров и руководителей муниципалитетов для выполнения поставленных задач.
7. Создание национальных музеев для хранения предметов культурного наследия и декоративного искусства от расхищения и утери, и музеев, подобных музею народного наследия. Для этого необходима организация специального национального комитета по делам музеев.
8. Создание организаций, занимающихся поддержкой декоративного искусства; каталогизация работ декоративного искусства с начала XX в. до настоящего времени. Завершение проекта создания Центра искусств в Иерусалиме, которое было начато в 1997 г.
9. Расширение возможностей выставочных залов для проведения арабских и международных выставок в целях взаимного культурного обмена между Палестиной и странами мира и создание Высшего совета Палестины по биеннале в городе Газа и на Западном берегу.
10. Активное участие в важных международных выставках, таких, как биеннале в Сан-Пауло, и подобных биеннале в арабских городах Каире, Александрии, Шарже и др.
ЛИТЕРАТУРА
- Васим Аль Курди. Национальная культура. Высший Совет по культуре. 2003.
- Декоративное искусство в Палестине. Художник Набиль Анани//Высший совет Палестины по делам искусства и культуры. Рамаллах, 2003.
- Карим Даббах. Другой взгляд//Ассоциация работников декоративного искусства в Палестине. Раммаллах, 2003.
- Из беседы с художником Тайсиром Баракатом. Газа, лето 2001 года. Раммалах.
Асад Аль Асад (Палестина)