С обретением Узбекистаном независимости в жизни народа произошли коренные изменения. Еще более прекрасным стал облик столицы, усовершенствовалась социальная защита религиозных убеждений граждан страны, были восстановлены и благоустроены святые места, мавзолеи, гробницы и усыпальницы, где обрел вечный покой прах таких маститых представителей исламского мира, как Абу Исо Мухаммад ибн Исо ат Термези, Бахоудин Накшбанд, Ходжа Ахрар Вали, Имам ал-Бухори, Имам Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Амир Темур, Бурхониддин Маргилани.
Ташкент был родиной целой плеяды всемирно известных ученых богословов. Имена многих наших прославленных предков навеки останутся в его истории: это Каффаль аш-Шаший, шейх Хаванд Тахур, Ходжа Ахрар Вали, Бахриддин Чочи, Хафиз Кухаки, Абубакр Шаши. Город богат историческими памятниками зодчества, он был идейным образцом для всего Туркестана.
Узбекистан обрел большой авторитет в исламском мире, благодаря чему в 2007 г. его столица – Ташкент была объявлена “Столицей мира исламской культуры”. Это высокое звание присваивает Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), которая является одной из структур организации “Исламская конференция”.
В своей книге “Муъжам ал-Булдон” известный ученый Екут ал-Хамави так описывает Ташкент: “Город Шаш, где родилось и выросло множество ученых, мастеров слова, сказителей, расположен за рекой Сайхун в районе, граничащем с тюркскими землями. Примыкающие одно к другому здания его тянутся до подножия гор. Город, самый большой на этой территории, расположен на равнине с мягкой почвой. Просторные здания его возведены из глины, через большинство дворов протекают арыки. Везде зеленеют сады. Это самый чистый город в Мавераннахре”.
Ташкент богат историческими памятниками мусульманского зодчества. Самый древний и известный район Ташкента – махалля Хастимом, в прошлом религиозный, духовный, научный и просветительский центр. За последние годы были осуществлены широкомасштабные работы по восстановлению и реставрации религиозного комплекса Хазрати Имам, где хранится один из самых древних и священных экземпляров известного Корана Усмана. Здесь расположены мавзолей Хазрати Имам, медресе Барак-хан, подготовившие сотни ученых-богословов, соборная мечеть Тилла Шайх, библиотека Управления мусульман Узбекистана, где хранится бесценный Мусхаф Усмана – впервые составленный экземпляр Корана, а также экземпляры “Корана”, изданные на разных языках. Мавзолей Каффал Шаши возведен над могилой ученого-богослова, талантливого писателя и поэта, известного под именем Абубакр Мухаммад ибн Али ал-Каффаль-ат-Шаши ал-Кабир (904 – 976).
Мавзолей Хазрати Имам известен также под названием Хастимом. Согласно сведениям, почерпнутым из источников, сам Хазрати Имам имел прозвище “Каффаль” (“Кулфчи” – “Замочник”) за то, что изобрел замок с ключом, весящие 0,5 г. (За глубокие знания и большие дела его называли также Имам ал-Кабир (“великий имам”). Предания гласят, что он знал 72 языка, перевел на арабский язык Ветхий завет (Тору). Впервые мавзолей над могилой этого ученого был возведен во времена Амира Темура. Здание, сохранившееся до наших дней, было завершено уже при Амире Барак-хане в 1542 г. (зодчий Гулам Хусан). Это большой молельный зал, в красном углу которого – в сторону Киблы – расположена могила Имама Каффаля Шаши; к обеим сторонам могилы примыкают чиллахона, чуть ниже – могилы сыновей ученого: Мухаммада ат-Шаши и Низамиддина Шаши. В этом святом месте захоронены также Мухаммад Номи, приехавший в эти края из Багдада и навсегда поселившийся здесь, его отец Махмуд Номи и его сын Ходжа Калан. Справа от входа в мавзолей находятся могилы Хафиза Кухаки и Али Кушчи, внука, ученика и последователя великого ученого своего времени Улугбека; слева расположена могила Васифи.
С принятием правительством Узбекистана решения о благоустройстве святого места Хазрети Имам здесь незамедлительно начались широкомасштабные восстановительные работы. Реставрирован был и мавзолей Каффаля Шаши – заново выкрашены купола, краски на которых поблекли от осадков и ветров многих веков, восстановлены рухнувшие стены. Поскольку мавзолей Каффал Шаши является святым местом паломничества, вокруг него были возведены новые сооружения, влившиеся в единый архитектурный ансамбль.
Реставрированы также медресе Барак-хана, соборная мечеть Тилла Шайх и Намазгох, находящиеся в этом историческом комплексе. Неотъемлемая часть ведущихся ныне масштабных работ – восстановление каллиграфических надписей, искусно сделанных на порталах зданий. История искусства каллиграфии в Средней Азии своими корнями уходит во времена средневековья. Зодчие эпохи Амира Темура и Темуридов уделяли большое внимание каллиграфическим надписям, располагая их на стенах медресе, мечетей, мавзолеев, молельных залов и других строений Самарканда, Герата, Балха, Хивы, Бухары, Ташкента и других городов. Образцы каллиграфических надписей, дошедшие до нас сквозь века, являются таким же важным духовным наследием узбекского народа, как и сами памятники зодчества.
Район махалли Хастимом, где находятся медресе Муйи Муборак и мечеть Тилла Шайх, называли “Махватайи Муллоен”, то есть место средоточия ученого люда и служителей религии. Медресе Муйи Муборак было возведено в XV в. Свое название – “священные волосы” – медресе получило по той причине, что здесь хранились волосы пророка Мухаммеда. Имеются сведения о том, что в медресе преподавал один из крупнейших представителей суфизма Ходжа Ахрар.
В 1856 – 1857 гг. по указу наместника кокандского хана в Ташкенте Кушбеги, медресе Муйи Муборак было перестроено заново. Книги, подаренные Эшаном Бабаханом ибн Абдумаджидханом, явились основой для создания библиотеки при медресе, сохранившейся до наших дней и ставшей ныне библиотекой Духовного управления мусульман. В настоящее время библиотека насчитывает свыше двадцати тысяч редчайших рукописей на разных языках мира.
Непрерывен и ныне поток паломников, жаждущих увидеть святая святых – Коран, составленный в виде книги во времена Усмана ибн Афона. Мусхаф Хазрати Усмана.
Во времена, когда халифом мусульман был Хазрати Усман, возникли разногласия по поводу чтения некоторых стихов (аятов) Корана. Чтобы покончить с разногласиями, Коран был записан на оленьей шкуре в шести экземплярах каллиграфическим почерком “куфи” и разослан в разные края. Один из вышеупомянутых шести экземпляров в 50-е гг. хиджры был привезен в Самарканд и в течение многих лет бережно хранился в медресе Нодира Деванбеги. В 1869 г. после завоевания Самарканда царской Россией, эта книга, известная как Мусхаф Хазрата Усмана, была увезена в Санкт-Петербург и помещена в императорскую библиотеку. После многократных просьб мусульман Мусхаф Хазрати Усмана был в 1918 г. передан в город Уфу российским мусульманам. И, наконец, в 1924 г. Мусхаф Хазрати Усмана был возвращен в Туркестан. Поначалу он хранился в мечети Туркестанского исламского общества, а с 1941 г. – в Историческом музее народов Узбекистана. С 1989 г. священная рукопись находится в библиотеке Управления мусульман Узбекистана. Мусхаф Хазрати Усмана – редчайшая бесценная жемчужина, любимая и свято чтимая каждым мусульманином.
В XVI в. Навруз Ахмадхан, правитель Ташкента, известный под именем Барак-хан, выстроил напротив Махватайи Муллоен медресе Барак-хан (1531 – 1532 гг.). Внутри здания медресе имеются два мавзолея. Один из них Барак-хан велел воздвигнуть для себя. Однако в те годы он и не предполагал, что праху его будет суждено покоиться в Самарканде.
Ворота медресе и двери его келий инкрустированы слоновой костью и цветными металлами. Ярко-синие купола медресе дали ему новое название, распространенное в народе как Голубые купола. Как ни прочна была постройка, время сделало свое дело – от непогод и ветров медресе стало разрушаться. В 1956 г. стараниями муфтия Эшана Бабахана здание было отреставрировано, после чего в нем начало свою деятельность Управление мусульман Средней Азии и Казахстана.
Здание, где ныне находится Ташкентский исламский институт имени Имама аль Бухари, с расположенными вокруг него четырьмя крупными, украшенными богатым орнаментальным декором мечетями, когда-то называли Намазгох. Мечеть Намазгох была построена в 1845 – 1865 гг. в период правления кокандского хана Худояра. В этой мечети молитвы читались в основном по пятницам и религиозным мусульманским праздникам Ийд (Хаит). В годы революции мечеть, как и все исторические памятники исламского зодчества, была разграблена и разрушена. В 1970 г. здание было передано Управлению мусульман Средней Азии и Казахстана, после чего здесь сразу же начались реставрационные работы. Стараниями известного мастера Насиб-ота, его сына усто Карима, которым помогал усто Наим-ака, мечеть была полностью восстановлена. В эти же годы был поднят вопрос о подготовке специалистов, владеющих глубокими знаниями по истории ислама и знающих арабский язык. Так в 1971 г. в Ташкенте, в мечети Намазгох, был открыт Исламский институт, действующий и по сей день. Соборная мечеть Тилла Шайх была построена в 1903 г. Основавший ее Тилла Шайх бобо был одним из богатейших людей своего времени, выделявшийся своей справедливостью, щедростью и заботой о бедных людях.
Соборная мечеть Ходжа Ахрар Вали.
Соборная мечеть Ходжа Ахрар Вали известна тем, что в ней хранилась священная книга “Усмон Куръони” (“Коран Усмана”). В 1875 г., когда мечеть была разрушена, Коран был перевезен в Самарканд. С обретением нашей страной независимости мечеть была реставрирована и стала одним из величественных зданий, украшающих столицу. Ходжа Ахрар Вали Убайдуллах родился в 1404 г. в Ташкенте. Им были построены мечети и медресе не только в родном городе, но и в Самарканде и Бухаре.
Медресе Кукельдаш – исторический памятник зодчества, расположенный в центре старого Ташкента, в районе Чорсу. Построено оно по указу Кулбобо Кукельдаша, который был визирем среднего сына Барак-хана (Навруз Ахмад) – Дервиш-хана. Медресе Кукельдаш входит в группу самых старых и уникальных зданий города. Здесь готовились наиболее образованные люди того времени – писатели и поэты, религиозные и государственные деятели. Ныне в медресе Кукельдаш расположено училище, находящееся в ведомстве Управления мусульман Узбекистана.
Медресе Абулкасым было построено в 1850 г. В этом здании воплотился многовековой опыт и лучшие достижения средневекового зодчества. В настоящее время в медресе Абулкасым расположен благотворительный фонд “Олтин мерос” (“Золотое наследие”). Древний очаг науки и просвещения медресе стало в наши дни школой возрождения и развития традиционного декоративно-прикладного искусства узбекского народа.
В годы независимости в нашей стране большое внимание стало уделяться вопросам религиозного образования. Тот факт, что в столице Узбекистана действуют Исламский университет, который готовит высококвалифицированных специалистов-теологов, а также специальное религиозное учебное заведение для женщин “Хадичаи Кубро” – ярчайшее подтверждение заботы государства о свободе вероисповедания народа.
В целях повышения уровня подготовки кадров, улучшения материально-технической базы учебных заведений ведутся работы по оснащению учебных мест новейшими техническими средствами, в том числе компьютерами. Методы обучения в исламских учебных заведениях отвечают современным требованиям.
В 2007 г. за короткий срок в архитектурном комплексе была возведена новая соборная мечеть Хазрети Имам – двухкупольное здание с двумя минаретами. Алтарная часть мечети состоит из большой молельни с двумя купольными сводами. По обе стороны от входа расположена просторная терраса с украшенными резьбой столбами.
Облик древнего Ташкента молодеет и становится краше с каждым годом. Возводятся современные величественные здания, благоустраиваются улицы и парки, открываются новые художественные Галереи, музеи, спортивные комплексы. Воплощается в жизнь генеральный план социально-экономического развития города, автором и инициатором которого является Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов.
Юсуфжан Махмудов, Баходир Ахмедов