2006 г.
Одним из приоритетных направлений деятельности Академии художеств Узбекистана (АХ Уз) является выставочная. 10-летний рубеж в жизни Академии – это своего рода подведение итогов, результатов сделанного и в области знакомства широкой общественности республики с различными гранями искусства зарубежных стран. Изучение обширного архивного материала за десятилетие позволяет констатировать, насколько возрос статус выставочной деятельности – этого масштабного явления в культурной жизни страны, требующего своей дифференциации и более глубокого осмысления. Не задаваясь целью охватить все выставки зарубежного искусства в Узбекистане, автор данной статьи на материале отдельных выставочных проектов обозначает основные векторы развития современной выставочной деятельности АХ Уз, ее ведущие направления, и, главное – осуществление приоритетов культурной политики независимого Узбекистана. Аналитический обзор осуществленных выставочных проектов, представляющих богатую культуру различных народов, континентов, художественных традиций, школ, позволяет сделать вывод о том, что за 10 лет деятельности АХ Уз ее подразделениями проведена огромная работа.
Для организации выставки за рубежом мало быть просто талантливым художником, нужны контакты, установившиеся партнерские взаимоотношения, знание концепции деятельности зарубежных музеев, выставочных центров, преодоление проблемы “свой – чужой”, учет своеобразного менталитета, специфики арт-рынка, умение заинтересовать искушенного зрителя. Так, генеральный директор Королевского музея искусства и истории Бельгии г-жа Анн Каен-Делей подчеркивает: “Мы не можем делать неинтересные выставки, так как наш музей, в основном, существует за счет продажи зрительских билетов. А на плохую выставку люди не придут” (1).
За годы независимости мы открыли для себя мир, и мир открыл нас. Наверное, не будет ошибкой утверждение о том, что первое десятилетие в сфере выставочной деятельности АХ Уз прошло под девизом: “Мы открыты для мира”. За этот период были налажены первые творческие контакты, наши выставочные площадки были предоставлены искусству разных стран, а главное – узбекский зритель имел возможность воочию увидеть, насколько разнообразны мир, искусство, творчество зарубежных художников. Мы попытались дифференцировать осуществленные выставки зарубежного искусства в Узбекистане и получили любопытную картину, где нашли отражение исторический период, в котором мы живем, его пульсация, его политическая, социальная, нравственная, творческая проблематика, стремление представителей разных народов, культур на рубеже веков, тысячелетий понять друг друга, установить диалог.
Исследователи по-разному классифицируют современные выставки. Мы попытались рассмотреть выставки зарубежного искусства в Узбекистане с позиций их содержательной специфики, непосредственной связи с социумом, охватом той или иной проблематики. Методологически мы решили использовать дифференциацию выставок, введенную в систему арт-менеджмента известными исследователями М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойковичем (2, с.159). Среди выставок зарубежного искусства этого десятилетия большую часть занимают художественные выставки, среди которых можно выделить персональные, ретроспективные, коллективные, международные конкурсные, программные. Большую часть среди них занимают персональные выставки. Сегодня творчество зарубежного художника для узбекского зрителя – это не только знакомство с его работами, это знакомство с его страной, историей, искусством, культурой его народа. В этом плане сотрудниками Центрального выставочного зала (ЦВЗ), Центра современного искусства (ЦСИ – ныне – Дирекция художественных выставок), Ташкентского Дома фотографии (ТДФ) Академии художеств велась большая работа по презентации персональных выставок художников как стран СНГ, так и дальнего зарубежья.
Запоминающимися, например, в культурной жизни страны стали прошедшие в 2002 г. в ЦСИ АХ Уз выставка графических работ азербайджанской художницы М. Агаевой совместно с Посольством Азербайджанав Узбекистане; персональная выставка молдавского фотохудожника Валерия Волонтира “Люди Молдовы” совместно с Посольством Молдовы в нашей стране; выставка Людмилы Гринбе?рга “Отражения” при содействии Посольства Латвийской Республики в Узбекистане; а также выставка кыргызского художника Юристамбека. Шыгаева, состоявшаяся в ЦВЗ в марте 2003 г.
Общеизвестно взаимодействие русского и узбекского искусства. Так, в конце ХIХ – начале ХХ в., в 1920 – 1930-е гг., Средняя Азия вдохновляла русских художников, способствуя развитию направления ориентализма в русском искусстве. Средняя Азия внесла в творчество русских художников не только новые, необычные тематические аспекты, но и повлияла на формотворчество, обогатив художественный язык искусства ХХ в. Уникальным явлением стал среднеазиатский авангард, отражающий стык ментальности, культуры, духовности Востока и Запада, заняв по праву достойное место в мировой художественной культуре ХХ в.
Говоря о российско-узбекских культурных связях конца ХХ в., можно отметить выставку академика Академии художеств России Валентина Сидорова, прошедшую в ЦВЗ АХ Уз. Академическая школа реалистического направления остается стержнем системы художественного образования в Узбекистане. В этом плане работы В. Сидорова также вызвали определенный интерес.
Художественная культура стран Центральной Азии, Ирана, Египта, Израиля, Китая, Кореи, Японии – это образец древних и великих культур Востока, которые сегодня являются общепризнанным, общечеловеческим, планетарным достоянием. Несмотря на сложность и специфику парадигм исторического развития, особенно в ХХ в., страны Востока сегодня приходят к мысли об общности историко-культурного наследия, подлинной духовности и специфической ментальности восточной культуры, необходимости осознания, изучения и сохранения ее приоритетов и ценностей.
Длительное время Япония, например, оставалась для нас загадочной страной. Фотовыставка “Диалог с природой” (декабрь 2002 г., ЦСИ), японского мастера фотографии Дайсаку Икеда, президента международного буддийского общества “Сока Гаккай Интернэшнл”, открыла для нас пути сохранения философско-мировоззренческих основ традиционной японской культуры в современном художественном творчестве. Выставка “На Великом шелковом пути” (декабрь 2002 г., ЦСИ) японского художника, президента Токийского национального университета изящных искусств и музыки, зарубежного члена АХ, почетного гражданина Ташкента профессора Икуо Хираямы познакомила наших зрителей со знаменитой международной трассой. И. Хираяма удостоен Золотой медали АХ Уз.
Особое место в выставочной деятельности АХ Уз занимает презентация современного европейского искусства. В этом плане мобильность и удобность при перевозках, которыми обладают фотовыставки, определили их многообразие, активизацию, а в дальнейшем и создание Ташкентского Дома фотографии (ТДФ). Так, особые зрительские симпатии обрели прошедшие в 2003 г. выставка израильского мастера фотографии М. Левита “Иерусалим: мгновение вечности” (ЦСИ) и выставка С. Васселин “Моя Нормандия” (ТДФ), организованная АХ Уз и Посольством Франции.
Наряду с персональными, большое место в выставочной деятельности занимают ретроспективные выставки. В их числе выставка литографий Генри Мура (2004 г.), способствовавшая расширению диапазона творческих поисков современных узбекских художников. Ее организаторы – АХ Уз и Британский Совет.
Примером проведения коллективных выставок могут стать выставки корейских и узбекских художников, проводимые АХ Уз и Посольством Республики Корея. Можно с уверенностью сказать, что Дни корейской культуры в Узбекистане стали также традиционными. Благодаря выставкам произведений изобразительного искусства, концертным выступлениям, кинофильмам наши народы лучше узнают друг друга, что, безусловно, способствует обогащению и дальнейшему развитию культур.
Выставки корейских и узбекских художников демонстрирует не только разнообразие стилистических поисков и направлений современного искусства, но и общность поисков духовности, стремление к сохранению национальной самобытности культуры, воспевание красоты природы, достижение общечеловеческих гуманистических ценностей и огромное желание понять друг друга.
За десятилетие сложился большой позитивный опыт и в области проведения международных конкурсных выставок. Важными событиями в культурной жизни республики стали Ташкентские биеннале современного искусства (2001, 2003, 2005 гг.), оказывающие большое воздействие на развитие инновационных направлений в искусстве Узбекистана.
На международной фотовыставке “Женщины: Новый век, Новый образ, Новая роль” (октябрь 2002 г., ЦСИ), организованной региональным офисом Женского фонда развития ООН (ЮНИФЕМ) в странах СНГ совместно с программой развития ООН (ПРООН) в Узбекистане, было представлено 180 работ победителей и призеров одноименного Международного конкурса из 14 стран.
“Вода – это жизнь” – так называлась выставка, прошедшая в ТДФ по итогам международного фотоконкурса, посвященного Международному году пресной воды- 2003, проводившегося с мая по сентябрь 2003 г. для стран Восточной и Центральной Европы и СНГ. На конкурс поступило свыше 1 000 цветных и черно-белых снимков 271 мастера из 19 стран данного региона, и также из Китая, Индии, Италии, Франции, Таиланда. В ТДФ демонстрировалось 300 лучших работ, в их числе фотографии М. Головачева (Узбекистан) – 1-е место, А. Ишика (Турция) – 2-е место, В. Антанавичюте (Литва) и В. Соколова – 3-е место. Организаторы конкурса: АХ Уз, Представительство ООН в Узбекистане, Европейская экономическая комиссия ООН.
Особое место в выставочной деятельности АХ Уз занимают тематические выставки. В их числе выставка “Греция – Узбекистан. Древние культурные связи” (2001 г., ЦВЗ). Это первый совместный проект, подготовленный АХ Уз, Министерством иностранных дел Греческой Республики и Посольством Греческой Республики в Москве. На выставке было представлено около 100 экспонатов античного искусства из коллекции НИИ искусствознания – скульптура, настенная живопись, терракота, керамика, древние монеты и различные бытовые изделия.
Новый импульс в период независимости получили узбекистанско-иранские культурные связи, восходящие в своих истоках к древности и средневековью. Так, официальный визит в Узбекистан бывшего президента Исламской Республики Иран Мухаммада Хатами в апреле 2002 г. стал поворотной точкой в активизации культурных и научных связей, плодотворного двустороннего сотрудничества между нашими странами. Выставка произведений узбекских и иранских миниатюристов, прошедшая в ЦВЗ АХ Уз, которую посетил господин Хатами, показала общность проблем современной миниатюрной живописи наших стран. В 2004 г. в Международном Караван-сарае культуры АХ Уз прошла выставка керамистов Ирана, на которой было представлено более 40 работ иранских мастеров Мухаммада Махдий Анушфа и Сухайла Шаъбоний. Вазы, светильники, кувшины и ляганы, изготовленные ими, вызвали восхищение узбекских зрителей изяществом форм, совершенством линий и оригинальностью. Первым представителем иранского видео-арта в Узбекистане стал иранский художник Ахмад Надалиан – призер Ташкентской биеннале-2005, в которой принимали участие 75 художников из 26 стран мира.
Многие тематические выставки были направлены на ознакомление с культурой, традициями, обычаями, искусством стран Западной и Восточной Европы, США, Дальнего Востока. Это фотовыставка “Родео на американском Западе” (2003 г., ЦСИ), на которой демонстрировались работы погибшего в июле 2001 г. американского фотохудожника Джо Бенсена, предоставленные Посольством США в Узбекистане. Работы знакомили зрителей с родео и традициями американских ковбоев.
Фотовыставка “Einblicke. Германия для детей” (16 апреля – 2 мая 2003 г., ЦСИ), организованная Гете-институтом, помогла детям получить информацию о Германии. В этом ряду можно отметить также выставку “Приметы молодого графического творчества Франции” (2003 г., ЦСИ), представившую графический дизайн. Ее организаторы: Французский культурный центр им. В. Гюго и Гете-институт. Дизайну также была посвящена передвижная выставка “Остроумие и разум” Гете-института и Дизайнерского центра Мюнхена (июнь 2003 г., ЦСИ) при содействии Французского культурного центра им. В. Гюго. Цель выставки – показать новейшие дизайнерские разработки в немецкой промышленности и роль дизайна в современном обществе.
Успешно прошла Международная фотовыставка “Будапешт – зеркало нашей истории” (июнь 2003 г., ТДФ), где экспонировалось около 50 работ. Выставка была подготовлена АХ Уз, ТДФ, хокимиятом Ташкента совместно с Муниципалитетом Будапешта и Департаментом охраны архитектурного наследия Венгрии.
50 фотографий мастеров японского фотоискусства представили различные грани жизни людей и природы Страны восходящего солнца на выставке художественной фотографии “Состояние и настроение Люди и природа Японии” (ноябрь 2003 г., ТДФ). Раскрытию граней традиционной японской культуры были посвящены выставки плакатов “Маски театра Но” (ноябрь 2003 г., ЦСИ) художника-оформителя Ф. Норио и “Радуга в деревне Кагэро. Лисья свадьба” С. Сиодзавы, а также выставка японских кукол (март 2004 г., ЦВЗ).
Знакомству с традиционной культурой ритуального искусства женщин, композиционно построенного на основе геометрических форм и воплощающего религиозно-магические символы, которые веками передавались из поколения в поколение от матери к дочери, организованная АХ Уз совместно с Индийским культурным центром, была посвящена выставка картин “Мадхубани” (ноябрь – 2003 г., ЦВЗ). Три секции выставки представили 40 работ.
Живопись, графика, фотографии составили экспозицию выставки “Вьетнам в творчестве художников” (декабрь 2003 г.), прошедшей в Международном караван-сарае культуры, где было представлено около 100 работ узбекских и вьетнамских художников. 43 модельера из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана приняли участие в фестивале “Osiyo Ramzi” (июнь 2000 г., ЦВЗ). Фестиваль показал, что национальное своеобразие – это часть этнического своеобразия, идущего из глубины веков, что это целый мир, традиционный и современный, каноничный и, в то же время, обновляющийся, живущий своими законами и питающий творческие поиски современных дизайнеров.
В начале 2004 г. в ЦСИ состоялась выставка “Новогодний калейдоскоп”, посвященная празднованию Нового года в странах Дальнего Востока. В ее экспозицию вошло 150 работ вьетнамских, японских, китайских, корейских мастеров, предоставленных ТДФ, а также графика, изделия декоративно-прикладного искусства из фарфора и фаянса (Китай).
Александре”. 2006 г.
Свидетельством расширившегося диапазона векторов выставочной деятельности стала и выставка “Ритмы черного континента” (март 2004 г., ЦСИ), на которой демонстрировались живопись и графика художников Узбекистана и свыше 100 предметов традиционных художественных промыслов Африки. Коллекционеры представили скульптуру, маски, текстиль, плетение из соломки, костюмы из разных регионов Африки, а также художественные фотографии.
12-летию независимости Республики Узбекистан была посвящена выставка (сентябрь 2003 г., ЦВЗ) узбекских и австрийских художников как итог проекта “Вена – Ташкент – Вена. Единое пространство”. Около 30 работ живописи и графики составили ее экспозицию. В числе авторов: М. Буисман, М. Зножемски, А. Ресси, К. Майер, М. Садыков, Л. Садыкова, И. Шин, В. Трошина, В. Енин, А. Аликулов. Совместные проекты на уровне народной дипломатии узбекско-российского (с художниками Санкт-Петербурга), узбекско-американского (с художниками города Вашингтона) творческого сотрудничества способствовали налаживанию контактов, организации совместных экспозиций.
Своего рода программными стали выставки, состоявшиеся в рамках Дней культуры той или иной страны. В их числе выставка “Современное прикладное искусство Японии” в рамках Дней культуры Японии в Узбекистане (октябрь, ЦСИ) и выставка произведений египетских художников, приуроченная к 10-летию установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Арабской Республикой Египет.
10-летию установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан была посвящена выставка произведений художников Южно-Казахстанской области (декабрь 2002 г., ЦСИ) и ряд других. На современном этапе в выставочной деятельности актуализируются экспозиции культурологического характера. Именно к таким можно отнести выставку “Дорога к Самарканду: Средняя Азия в объективе путешественников ХIХ – начала ХХ века” (июнь 2002 г., ЦСИ), при поддержке Французского института по изучению Центральной Азии в Ташкенте, Швейцарского фонда по развитию культуры, Научной группы “Эллинизм и восточные цивилизации” Национального центра научных исследований Франции, ЦСИ и ТДФ. Современный этап развития социума актуализировал и выставки политико-исторического характера. Это, например, выставка фотографий, состоявшаяся в апреле 2002 г. в ЦСИ. Материалы были предоставлены Отделом образовательных и культурных программ Госдепартамента США и Музеем Нью-Йорка под названием “После 11 сентября: свидетельства из эпицентра трагедии”. Определенный политический лейтмотив несла в себе и фотовыставка, посвященная Всемирному Дню беженцев – дню надежды и поддержки беженцев всего мира (июнь 2002 г., ЦВЗ). Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА) в Узбекистане провел в Центре современного искусства второй ежегодный Национальный конкурс плакатов на тему “Бедность, народонаселение и развитие”. Цель конкурса – активное привлечение внимания широких слоев населения Узбекистана к проблемам снижения уровня бедности и улучшения жизни людей во всем мире.
Международный День борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков был отмечен открытием выставки плаката “Мы выбираем жизнь” (июнь 2002 г., ЦСИ). Организаторы – Управление ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, Всемирная организация здравоохранения, Британский совет, АХ Уз.
В сентябре 2003 г. в ЦСИ состоялась фотовыставка “Узбекистан – Шотландия: мир глазами лорда Джорджа Робертсона”. Джордж Робертсон – Генеральный секретарь НАТО, прибывший с официальным визитом. В экспозицию вошли 50 работ, многие из которых посвящены древним городам Узбекистана – Бухаре и Самарканду.
Современный этап развития рыночных отношений немыслим без вовлечения в орбиту рынка художественных ценностей. В этом процессе особое место занимают маркетингово-рекламные выставки, например, международные выставки “Ювелирия-2001″, “Ювелирия-2002″ (апрель, ЦВЗ). Ее организаторами выступили АХ Уз, ННО “Zargarlar”, Конфедерация ювелиров стран Содружества, Гильдия ювелиров России при поддержке Государственной Пробирной палаты Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Республики Узбекистан. Выставка, в которой приняли участие представители 14 стран, продемонстрировала творческий потенциал ювелиров различных государств, способствовала подписанию ряда договоров, контрактов.
В перспективе выставочной деятельности – расширение и углубление сложившихся творческих контактов с посольствами, зарубежными организациями, культурными центрами, знакомство с искусством стран, которые еще не были представлены узбекскому зрителю. Важной проблемой, требующей разрешения, остается привлечение более широкой зрительской массы, в особенности молодежи, к выставочным мероприятиям, их анонсирование и реклама. Наряду с осознанием подлинных ценностей национальной духовной культуры расширение сложившихся представлений, отказ от привычных стереотипов в отношении мирового искусства укрепляют идею поликультурализма, развивают планетарное сознание, позволяют по-настоящему ощутить себя человеком ХХI века – века диалога культур, стран и континентов.
- Из беседы автора с Анн Каен-Делей.
- М.Драгичевич-Шешич, Б.Стойкович. Культура. Менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000, с. 159.
Камола Акилова