(Научные публикации Института Искусствознания Академии Художеств)
НИИ Искусствознания является главным и единственным научно-исследовательским учреждением в системе Академии художеств Узбекистана. Это уникальный научный центр, объединяющий специалистов по истории искусства и архитектуры, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, музыке, театру и кино. В институте функционируют десять отделов, представляющих все отрасли науки об искусстве, а также уникальная археологическая коллекция, фонотека, фотолаборатория, архив и научная библиотека.
С начала основания Института в нем работали ученые, которые впоследствии стали известны не только в Узбекистане, но и во многих странах мира. Им удалось запечатлеть, всесторонне изучить и тем самым сохранить национальное художественно-культурное наследие страны. Именно к их трудам сегодня обращаются искусствоведы, художественные критики, коллекционеры, музейные работники, художники и мастера, работающие в области прикладного искусства. Это Г. А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель, И. Р. Раджабов, Р. Х. Такташ, Д. А. Фахретдинова, Ф. М. Кароматов, М. Р. Рахманов, М. Х. Кадыров, Т. С. Вызго, Х. Н. Абулкасымова, Дж. Т. Тешабаев, М. Т. Мирзамухамедова, Э. В. Ртвеладзе и многие другие.
Ныне Институт является крупнейшим в регионе центром по подготовке кадров искусствоведов. В нем действует аспирантура функционирует спецсовет по защите кандидатских диссертаций, в 1992 г. утвержден докторский совет, а в 1993 г. открыта докторантура. Всё это время, а особенно в последние 10 лет, проходят защиты докторских и кандидатских диссертаций не только соискателей из Узбекистана, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В годы независимости для ученых Узбекистана были открыты новые возможности для углубленного изучения художественной культуры Республики, в том числе и “нежелательных” прежде, а потому и малоисследованных проблем, связанных с историей религий и их влиянием на развитие художественных процессов. Так, особое внимание уделяется отдельным аспектам архитектуры и музыки исламского времени. Появилась возможность изучать культовое зодчество, которое прежде рассматривалось как конечный продукт творчества архитекторов, без изучения генезиса, эволюции и тесных взаимосвязей некоторых типов зданий, так или иначе связанных с буддизмом, христианством, зороастризмом и, в основном, с исламом. К примеру, новый импульс получает изучение архитектуры хонако – суфийских обителей, развитие которых было тесно связано с историей и трансформациями самого учения суфизма – “илми ат-тасаввуф”, а также макомов, в аспекте раскрытия их семантики в связи с ритуальной практикой суфизма. В настоящее время учеными Института восполняются эти и многие другие лакуны в исследовании национального культурного наследия народов Узбекистана. Раскрытию новых граней искусства республики был посвящен ряд монографий и статей. Среди них работы: Р. Абдуллаев. “Обрядовая музыка Центральной Азии”, 1994; А. Назаров. “Форобий ва Ибн Сино мусикий ритмика хусусида” (“Фараби и Ибн Сино о музыкальной ритмике”), 1995; М. Туляходжаева. “Режиссура узбекского драматического театра. Тенденции развития и современные проблемы”, 1995; Д. Мусаева. “Икки калдиргоч” (“Две ласточки”), 1996; Э. Ртвеладзе. “Мусульманские святыни Узбекистана”, 1995 и многие другие.
Ведется интенсивная исследовательская и издательская деятельность двух археологических экспедиций Института. Еще с 1989 г. сотрудники Узбекистанской искусствоведческой экспедиции (УзИскЭ) вели плодотворное научное сотрудничество с японским Университетом Сока (Токио), участвовали в ежегодных совместных экспедициях на буддийском городище Дальверзинтепа, расположенном на юге Узбекистана. Результаты этих исследований были отражены в крупном иллюстрированном издании “Древности Южного Узбекистана”, подготовленном сотрудниками Института совместно с японскими учёными. Работа была опубликована в Японии в 1991 г. на русском, английском и японском языках. УзИскЭ во главе с кандидатом исторических наук Б. Тургуновым продолжила сотрудничество с вышеназванным университетом Японии, и в результате совместных археологических раскопок на Дальверзинтепа были опубликованы новые данные в серии “Материалы ежегодной Узбекистанской искусствоведческой экспедиции”.
Музейная коллекция Института экспонировалась не только в различных выставочных залах Ташкента, но и в городах Японии (1988, 2005 гг.), Германии (в 19 .. гг.), Франции (1996 г.); к каждой выставке издавались красочные каталоги с научными статьями таких ученых Института, как Э. Ртвеладзе, А. Хакимов, Б. Тургунов, Дж. Ильясов и др. Примером тому служат каталог выставки “Греция-Узбекистан: древние культурные связи” (2001), красочный и богато иллюстрированный каталог последней выставки “Великий шелковый путь и его наследие”, проходившей в 2005 г. в четырех городах Японии с привлечением археологической коллекции Института. В 2006 г. УзИскЭ совместно с японским Университетом Сока провели совместную экспедицию, результаты исследований которой ныне готовятся к публикации.
В 1999 г. была основана еще одна крупная археологическая экспедиция – Тохаристанская, сосредоточившая свои интересы на исследовании античного городища Кампыртепа, находящегося на юге Узбекистана. Её руководитель – академик АН РУз Э. Ртвеладзе ежегодно проводит серию совместных раскопок с российскими археологами, в частности, из Государственного Музея искусств Востока (Москва) и Государственного университета им. И. Бунина (Елец), а также с японскими и французскими археологами. К настоящему времени впервые в археологической практике Средней Азии осуществлено почти полное вскрытие всей площади городища кушанского периода, с последующей консервацией вскрытых участков. Ученым удалось сделать уникальные открытия и, в частности, выдвинуть гипотезу о том, что это городище соответствует известному, по данным Птолемея, городу Александрия Оксианская, основанному в конце IV в. до н. э. Александром Македонским. В 2000 г. Э. Ртвеладзе основал новую серию публикаций – ежегодное издание “Материалы Тохаристанской экспедиции. Археологические исследования Кампыртепа”; скоро в свет выйдут пятый и шестой выпуски этой серии. По инициативе и под научной редакцией Э. Ртвеладзе с 1996 г. почти ежегодно выходит в свет сборник статей “Нумизматика Центральной Азии”. В 2005 г. вышел VII выпуск данного издания.
Институтом налажено тесное сотрудничество с представительством ЮНЕСКО в Узбекистане. Так, при финансовой поддержке этой авторитетной международной организации и японского трастового фонда в 2003 г. начала работу комплексная Байсунская научная экспедиция, цель которой – изучение народной культуры края (научный руководитель экспедиции доктор искусствоведения А. Хакимов, директор – доктор искусствоведения Р. Абдуллаев). Участники экспедиции, среди которых сотрудники Института Э. Гюль, С. Алиева, И. Абдурахманов, также опубликовали результаты своих исследований в ежегодном издании “Труды Байсунской научной экспедиции” (I выпуск – 2003, II – 2005, III – 2006), где освещаются актуальные проблемы современного состояния музыкального фольклора, прикладного искусства, других сфер традиционной культуры. По результатам экспедиционных исследований в 2006 г. были изданы две монографии: А. Хакимов и Э. Гюль. “Байсун. Атлас художественных ремесел “, и Р. Абдуллаев. ” Байсун. Традиционная музыкальная культура” (отдельные издания на английском и русском языках).
При финансовой поддержке ЮНЕСКО была издана и серия научных работ, крупнейшая из которых – иллюстрированное трехтомное издание “Oriental miniatures” (2001, 2003, 2004) под редакцией академика АН РУз Г. Пугаченковой, академика АХ Уз А. Хакимова и др., в котором приведены миниатюры (с их краткой аннотацией) из коллекции Института востоковедения им. А. Бируни. В последние годы фундаментальные исследования ведущих ученых Института стали основой для крупных коллективных монографий, посвященных либо юбилею видной исторической личности, либо знаменательной дате основания того или иного древнего города Узбекистана. Так, при участии ведущих ученых НИИ в 1996 г. была издана на узбекском, русском, английском и французском языках коллективная монография “Амир Темур в мировой истории” посвященная 550-летнему юбилею Амира Темура (авторы Э. Ртвеладзе, А. Хакимов, П. Захидов, Э. Исмаилова, М. Кадыров, Т. Гафурбеков и др.). В том же составе авторов работа была переиздана в 2004 и в 2006 гг.
Начиная с 1997 г. по решению ЮНЕСКО и по заказу Кабинета Министров РУз осуществлялись юбилейные издания, основными авторами которых являлись ведущие сотрудники Института искусствознания. Так, в серию юбилейных изданий входят следующие коллективные монографии: “Бухара – жемчужина Востока” и “Хива – город тысячи куполов”, посвященные 2500-летнему юбилею городов Бухара и Хива в 1997 г.; “Свет из глубины веков” к 1225-летию Имама ал-Бухари в 1998 г.; К 800-летию Джалолиддина Мангуберди в 1999 г., “Термез” к 2700-летнему юбилею Термеза в 2000 г., “Шахрисабз” к 2700-летию г. Шахрисабза в 2001 г., “Карши – славное прошлое и великое будущее” к юбилею г. Карши в 2006 г. Отметим, что почти во всех вышеназванных коллективных монографиях, изданных на трех (узбекский, английский, русский), четырех (дополнительно французский) или пяти (дополнительно арабский) языках ответственный редактор и автор раздела по истории академик Э. В. Ртвеладзе, а авторы основных разделов – ведущие ученые НИИ искусствознания доктора наук: Г. Пугаченкова, М. Юсупова, И. Азимов (архитектура), Э. Исмаилова (миниатюра), А. Хакимов, К. Акилова, Э. Гюль (прикладное искусство), М. Кадыров (зрелищные искусства), Т. Гафурбеков (музыка) и др.
Ежегодно в НИИ искусствознания проводятся научные конференции с изданием тезисов или полных докладов. Из публикаций сотрудников НИИ искусствознания, приуроченных к конференциям, можно назвать “Марказий Осиё санъати: тарихий тараккиётнинг ўзига хослиги” (“Искусство Центральной Азии: своеобразие исторической эволюции”), (1997 г.), “Камолиддин Бехзод ва Шарк санъати” (“Камолиддин Бехзад и искусство Востока”), (2000 г.), “Урта Осие археологияси, тарихи ва маданияти” (“Археология, история и культура Средней Азии”), (2002 г.), “Камолиддин Бехзоднинг жахон маданияти тарихида тутган урни” (“Место Камрлиддина Бехзада в истории мировой культуры”), (2005 г.), “Карим Зарипов ва миллий театр” (“Карим Зарипов и национальный театр”), (2006 г.), “Янги давр Узбекистон санъати ва санъатшунослиги” (“Искусство и искусствоведение Узбекистана в новое время”), ( 2006 г.).
Материалы конференций, проводимые искусствоведами Института с привлечением молодых ученых из родственных вузов Республики были опубликованы в двух изданиях “Санъатшунослик нихоллари” в 1999 и 2000 гг. С 2003 г. Институт превратился в центр молодых ученых-искусствоведов Узбекистана. В конце каждого года здесь стали проводиться и ежегодные научные конференции с публикацией материалов, осуществленных при финансовой поддержке Фонда “Камолот”. Это работы “Ўзбекистон санъати: тарих ва замонавийлик” (“Искусство Узбекистана: история и современность”), (2003 г.), “Ўзбекистон санъати: глобаллашув ва миллий ўзига хослик” (“Искусство Узбекистана: глобализация и национальные особенности”), (2004 г.), “Ўзбекистон санъати: анъана ва трансформация жараёнлари” (“Искусство Узбекистана: традиции и процесс трансформеции”), (2005 г.), “Янги давр Узбекистон санъатида мустакил ривожланиш ва интегация жараенлари ” (“Независимое развитие и процесс интеграции в искусстве Узбекистана нового времени”), (2006 г.).
К 10-летию независимости Республики Узбекистан сотрудниками Института был подготовлен ряд научных и научно-популярных изданий. В 2001 г. под научной редакцией А. Хакимова вышла в свет книга “Узбекистон санъати” (“Искусство Узбекистана”), в которой освещается искусство Узбекистана с 1991 по 2001 г. (авторы Ш. Аскаров, А. Хакимов, Э. Гюль, К. Акилова, Ф. Кароматли, М. Хамидова, М. Туляходжаева, Д. Муллажонов и др.), а также информационное издание по театроведению “Ахборотнома-2001″. В 2002 г. опубликован сборник статей “Истиклол ва миллий театр” (“Независимость и национальный театр”) под редакцией доктора искусствоведения М. Кадырова, посвященный изучению творческих процессов, проблем и перспектив развития узбекского театра в период независимости.
В 1997 г. под редакцией Т. Гафурбекова, А. Хакимова и И. Мухтарова вышел в свет сборник научных статей ведущих ученых Института “Узбекистон санъатшунослиги муаммолари” (“Проблемы искусствознания Узбекистана”), положивший начало публикациям данного жанра.
К 70-летию Института (1999 г.) был опубликован сборник статей сотрудников Института “Санъатшунослик масалалари I” (“Проблемы искусствознания I”) под редакцией О. Иброхимова и М. Юсуповой, впервые включивший весьма ценный обширный справочный материал по истории Института, с краткой биобиблиографической справкой и координатами каждого сотрудника Института. Эта серия была возобновлена в 2005 г., когда под научной редакцией М. Юсуповой и О. Иброхимова вышли в свет сборники статей “Санъатшунослик масалалари” (“Проблемы искусствонания”) второго и третьего выпуска (2005, 2006).
В 2003 г. был издан сборник статей “Узбекистон санъатшунослиги” (“Искусствознание Узбекистана”), а в 2004 г. – материалы конференции “Узбекистон санъатида толерантлик ва анъаналарнинг ўзига хослиги” (“Своеобразие традиций и толерантность в искусстве Узбекистана”), 2005 г., оба под редакцией А. Хакимова.
Хотелось бы особо отметить крупные научно-популярные издания последних лет. К примеру, книги П. Захидова, изданные на узбекском языке с разработкой местной терминологии по архитектуре “Темур даврининг меъморий кахкашони” о зодчестве эпохи Темуридов, с привлечением новых гипотез автора, а также “Меъмор олами”, являющееся прекрасным справочным изданием по исламской архитектуре Средней Азии. Большой резонанс получила научно-популярная книга Э. Ртвеладзе “Великий шёлковый путь” (1999 г.), рассказывающая об истории и культуре цивилизаций, расположенных вдоль шелкового пути, их взаимодействиях, с весьма ценным справочным приложением во второй части книги. Была издана также серия персоналий, посвященная творчеству знаменитых актеров (М. Хамидова. “Халима Носирова”, “Наби Рахимов”) или художников (А. Эгамбердиев. “Алишер Мирзо хаёти ва ижоди” (“Жизнь и творчество Алишера Мирзо”), 1999 г.).
Вышел в свет цикл работ, посвященных истории театра: М. Кодиров. “Ўзбек театри тарихи” (“История Узбекского театра”) (18-20 асрлар) (2004 г.); М. Рахмонов. ” Хамза узбек давлат академик драма театри тарихи” (“История Узбекского государственного академического театра драмы им. Хамзы”) (1914 – 1960, Т.1); М. Кодиров. “Алишер Навоий ва сахна санъати” (“Алишер Навои и сценическое искусство”); М. Рахманов, М. Туляходжаева, И. Мухтаров. “Национальный театр Узбекистана” (1960-2000). Т. 2 (2004 г.); Д. Рахматуллаева. “Ўзбек театри: тарихий драма” (“Узбекский театр: историческая драма”), 2004; Д. Рахматуллаева. “Ўлмас Умарбеков ва театр”, 2006.
К 10-летнему юбилею Академии художеств Узбекистана Институт подошел со значительным научным вкладом – в последние годы ведущие ученые НИИ искусствознания начали издавать свои многолетние фундаментальные диссертационные исследования в виде монографий. В их числе А. Хошимов. “Уйгур касбий мусика анъаналари” (“Традиции уйгурской профессиональной музыки”) (2003). Н. Ахмедова “Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог (особенности формирования и развития)” (2004 г.). В ней на основе обновленных методологических подходов раскрываются ключевые проблемы развития живописи государств Центральной Азии ХХ столетия; К. Акилова. “Декоративно-прикладное искусство Узбекистана конца XIX – начала XXI вв.” (2004 г.), где впервые народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана исследуется как целостное и многосоставное явление, с рассмотрением различных аспектов сохранения историко-культурной самобытности традиционного культурного наследия и проблем его эволюции с конца XX до начала XXI в.; Э. Гюль “Диалог культур в искусстве Узбекистана. Античность и средневековье” (2005 г.), в которой раскрывается специфика исторического развития художественных процессов на территории Узбекистана, выявляется роль внешних влияний, а также контактов оседлого и кочевого населения, отразившихся на динамике и характерных особенностях культурогенеза; В. Лунева. “Ювелирное искусство Северной Бактрии (I в. до н.э. – IV в. н.э.)” (2005 г.), рассматривающая ювелирные изделия, а также их изображения на предметах прикладного искусства и монетах кушанского времени, с изучением технологии, химического и минералогического состава и определением назначения предметов; М. Юсупова. “Полвека трансформации архитектуры Узбекистана (конец XIX – начало XX в.) (2005 г.). В монографии анализируются градостроительство и архитектура европейских частей шести городов Ферганский долины, рассмотрен синтез традиционного местного и привнесённого европейского типов зодчества, послуживших истоками современной архитектуры Узбекистана; Б. Тургунов. “Японлар. Кимлар улар?” (“Японцы. Кто они?”) (2006 г.), где освещены грани сотрудничества узбекских и японских исследователей, а также впечатления и информация автора о традициях и современных тенденциях в жизни и культуре Страны восходящего солнца; О. Иброхимов. “Фергано-ташкентские макомы” (2006 г.), освещающий ладовую основу и принципы формообразования Фергано-Ташкентских макомов, а также некоторые вопросы соотношения их с циклом Шашмаком. Этим значительным перечнем издания Института не ограничиваются.
Ныне подготовлен ряд материалов ежегодных конференций, прошедших в конце 2006 г. в НИИ искусствознания, сборник статей и монографии, которые будут изданы к 10-летию Академии художеств Узбекистана.
Мавлюда Юсупова