25-26 ноября 2005 г. в Ташкенте впервые состоялась международная научно-теоретическая конференция “Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центральноазиатском регионе. Основная стратегия развития”. Ее организаторами выступили Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Фонд “Форум – Культура и Искусство Узбекистана”, Министерство по делам культуры и спорта республики Узбекистан, Академия художеств Узбекистана, Международная неправительственная организация “Реставраторы без границ”. Караван-сарай культуры Икуо Хироямы в дни конференции объединил специалистов-реставраторов, историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, культурологов более чем из 20 стран мира. Форум имел не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение: его результатом стало создание Регионального центра реставрации в Ташкенте.
Различные проблемы историко-культурного наследия, вернее, отношение социума к нему, к его различным периодам и памятникам, всегда было связано с характером состояния общественного сознания в конкретный исторический период. Прослеживая развитие такой специфической сферы, как реставрация движимых и недвижимых объектов историко-культурного наследия в Центральной Азии со второй половины XX в. до современного этапа, нельзя не заметить, как из узкопрофессиональной, “цеховой структуры” она превратилась в сферу, фокусирующую в себе стык проблем не только технологического или методологического, но и законодательно-правового, социального, философского, этического, интерпретационного, образовательного, а самое главное – духовно-содержательного, мировоззренческого характера, составляющего стержень не только конкретной культуры, но и ее носителя – народа. На современном этапе человечество осознало, что культура каждого народа -это часть общемировой сокровищницы духовного наследия, которое переживет века. Интеграционные процессы в культуре открывают новые возможности для ее развития. В настоящее время реставрация художественного наследия неразрывно связана с проблемой противостояния тотальной нивелировке, эрозии национальных ценностей, которые несет с собой процесс глобализации.
Проблемы реставрации наследия сегодня – это не только реставрация конкретных произведений и памятников искусства и культуры, это сохранение прежде всего системы духовных ценностей, носителями которых выступает определенный этнос.
В то же время реставрация – это сфера деятельности, которая постоянно обновляется, совершенствуется, в которой происходит смена технологий, методик, научных изысканий. Конференция способствовала не только знакомству с различными культурами Центральной Азии, но и научному и творческому общению, обмену позитивным опытом, возможностью разработки перспективных планов и дальнейшей стратегии деятельности в области реставрации. Период независимости государств Центральной Азии обусловил раскрепощение национального сознания, возрождение глубинных традиций этнокультур региона. Причем художественная культура государств совершенно четко делится на традиционную культуру, имеющую многовековые традиции, воплощающие своеобразную ментальность, специфическую “картину мира”, и европейские формы художественной культуры, привнесенные в регион в XX в. Если первоначально акцентировалось внимание на осмыслении традиционных ценностей через традиционную культуру своего народа, со временем пришло осознание того, что европейские формы культуры, традиции авангарда, модернизма, постмодернизма в искусстве, привнесенные и развивающиеся в регионе в XX в., – это тоже часть историко-культурного наследия Центральной Азии. Причем оба типа культур, как и отношение к ним, находятся в постоянной динамике и взаимодействии. Процессы национального возрождения культур региона в 1990-е гг. способствовали выдвижению реставрации наследия как проблемы наиболее актуальной.
Воскрешение (или иное прочтение, в силу изменившейся парадигмы истории) забытых страниц, важных событий и героических личностей национальной истории, интерес к культуре ислама и домусульманского периода, реконструкция и реставрация архитектурных памятников, возрождение утерянных промыслов, традиций и обрядов обусловили необходимость развития и реставрационной практики.
В то же время в 1990-е гг. в наших музейных коллекциях, потерявших “привычные контакты” с российскими центрами, стало расти количество произведений, требующих консервации и реставрации. С другой стороны, активизировавшиеся международные культурные связи, знакомство местных специалистов с зарубежным опытом реставрации также актуализировали необходимость развития данной сферы.
Все это способствовало изменению отношения к профессии реставратора. Еще двадцать лет назад, несмотря на существование сети научно-исследовательских институтов реставрации и обязательного присутствия штатной единицы реставратора в музеях, эта профессия в обыденном сознании была далеко не профилирующей даже в системе художественного образования.
Реставратор сегодня – это не просто мастер, профессионал, продлевающий жизнь произведению искусства (хотя, безусловно, мастерство, профессионализм прежде всего!). Это специалист по восстановлению пострадавших от времени духовных ценностей, подлинных произведений искусства, воплощающих красоту и глубинные поиски в осмыслении мира творческой личностью в конкретный исторический период. Сообщения, сделанные на конференции, условно можно разделить на две группы: посвященные различным вопросам теории и практики реставрации в зарубежных странах и затрагивающие проблемы реставрации историко-культурного наследия непосредственно региона Центральной Азии.
Проблемы реставрации историко-культурного наследия на современном этапе немыслимы как без целенаправленной государственной поддержки, так и без дополнительных источников финансирования в виде культурных проектов, осуществляющихся при помощи грантовой поддержки. Именно эти вопросы были подняты в сообщении президента организации “Медитеренен Маритим” Жоржа Гефтакиса (Греция, Афины), который оказывает большую финансовую поддержку в деятельности организации “Реставраторы без границ”.
С большим вниманием был выслушан доклад Константиноса Политиса (Турция, Стамбул), директора международной организации “Реставраторы без границ”, о деятельности этой организации в регионе Центральной Азии. “Реставраторы без границ” – это одна из известных в мире организаций в области реставрации историко-культурного наследия, объединившая реставраторов разных стран и осуществившая ряд проектов в странах Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Внимание к региону Центральной Азии со стороны этой организации не случайно, так как центральноазиатский регион – один из известных в мире очагов мировой цивилизации и культуры, народы которого создали уникальные образцы богатейшего историко-культурного наследия. “Реставраторы без границ” осуществили ряд проектов в регионе. Это реставрация еврейского дома в Бухаре, живописных картин в Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе, просветительско-образовательный проект для молодежи Каракалпакстана, реставрация живописи в ГМИ имени К.Бехзада Республики Таджикистан. Примечательно, что свою миссию эта организация видит не только в осуществлении реставрации конкретных произведений искусства, а значительно шире – в пропаганде и рекламе национального историко-культурного наследия различных народов, привлечении внимания общественности, и особенно молодежи, к этим проблемам посредством тренингов, семинаров, объясняющих цель консервации и реставрации наследия. То есть вырабатывается определенная схема: реставрация памятников искусства -тренинги по реставрации для специалистов, пропаганда культурного наследия для широких слоев общества. К.Политис отметил, что уровень местной реставрации находится на уровне достижений 1980-х гг., в то время как мировая реставрация шагнула далеко вперед. И свою миссию в Центральной Азии организация “Реставраторы без границ” видит в поднятии этой проблемы до современного мирового уровня. Большой интерес вызвало сообщение Патрисии Верже (Франция, Париж) – заведующей отделом живописи
Национального института наследия – о деятельности данного института и реставрационной практике в различных музеях Франции, которая имеет большой опыт в области реставрации наследия в самых различных аспектах: институциональном, практическом, теоретическом, инновационном, методологическом и др. Именно в этом аспекте было сделано сообщение и Эймар О’Коннор (Ирландия, Дублин) – сотрудника Национального комитета по культурно-историческому наследию Ирландии. Этот опыт на современном этапе является весьма познавательным и поучительным для специалистов в области реставрации региона Центральной Азии.
Таким же важным по значимости стал доклад Натальи Ковалевой, реставратора монументальной живописи высшей категории из Государственного научно-исследовательского института реставрации (Россия, Москва), ознакомивший со структурой, деятельностью, актуальными проблемами и путями их решения на материале ГосНИИР. Как сказала выступающая, некогда процветавший отдел реставрации памятников Средней Азии в ГосНИИР в 1990-е гг. был упразднен, так как реставрация памятников региона была передана в ведение НИИР независимых государств. Однако реставрация археологических памятников Центральной Азии сохраняется в некоторых исследованиях сотрудников института, и в частности, самого автора, которая сделала сообщение о разработке новых методик в исследовании и реставрации монументального декора Варахши. О сохранении центральноазиатского историко-культурного наследия в поле зрения научных исследований российских ученых свидетельствовал и доклад, посвященный сохранению и изучению росписей старой Нисы доктора исторических наук, ведущего специалиста Института археологии РАН Виктора Пилипко.
Опыт зарубежных стран в области реставрации движимых и недвижимых объектов историко-культурного наследия интересен и поучителен для специалистов региона. Об этом свидетельствовали доклады Жейлан Аббас Мухамед Абдель Азиз, атташе Посольства Арабской Республики Египет в Узбекистане, о проблемах сохранения архитектурных памятников древнего Египта; Кристофера Клеера, эксперта по вопросам сохранения культурного наследия, о научных разработках британских специалистов в этой области (Великобритания, Лондон). Область реставрации – это постоянное совершенствование и поиск новых технологий и методик. Именно этот аспект был затронут в докладах Николаоса Пагулатоса, сотрудника Института оптических электронных- исследований
(Греция, Крит); Ильи Асенова, реставратора живописи (Болгария, София); Астерис Апостолидис и Ангелики Костаки, консерваторов из организации “Реставраторы без границ” (Греция, Афина). Культурологическое осмысление проблема реставрации наследия получила в докладах доктора искусствоведения Камолы Акиловой (Узбекистан, Ташкент), Айгуль Алькиной, главного хранителя ГМИ имени А. Кастеева (Казахстан, Алматы). Ценность и феноменальные особенности этнической культуры, проблемы ее сохранения и исследования нашли отражение в сообщении Эмиля Каниметова (эксперта аппарата Жороку Кенеша Кыргызской Республики, научного сотрудника НАН Кыргызской республики).
Различные конкретные проблемы практики и теории реставрации историко-культурного наследия получили отражение в сообщениях Абдугани Абдураззакова об итогах и проблемах реставрации памятников в Узбекистане (Узбекистан, Ташкент); Егора Мамедова о миссии организации “Реставраторы без границ” в ГМИ имени К.Бехзада (Таджикистан, Душанбе); Ильгиза Зупарова, начальника управления музеев Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана (Узбекистан, Ташкент); Станислава Хашимова, реставратора дирекции художественных выставок АХ Узбекистана о попытках интеграции и взаимодействия с известными мировыми центрами реставрации и зарубежными специалистами. На современном этапе проблемы реставрации историко-культурного наследия немыслимы не только без освоения накопленного мирового опыта в данной сфере, но и без создания образовательной системы трансляции накопленного опыта молодым реставраторам. Этому аспекту был посвящен доклад начальника управления учебных заведений и работы с творческой молодежью Академии художеств Аблоберды Эгамова, поднявшего вопрос об актуальных проблемах реставрации в системе художественного образования Узбекистана (Узбекистан, Ташкент). Итогом конференции явилось подписание Декларации о создании Регионального центра реставрации в Ташкенте. Как единодушно отметили участники форума, именно Узбекистан со своим богатейшим уникальным историко-культурным наследием, представленным в древних и средневековых архитектурных памятниках и многочисленных музейных коллекциях, а также кадровым потенциалом и материально-технической базой, необходимыми для развития области реставрации, на современном этапе обладает всеми возможностями для создания Регионального центра реставрации.
Камола Акилова