В июле 2005 г. в ЦВЗ состоялась выставка работ каракалпакских художников. Одним из представленных авторов был Базарбай Серекеев, имя которого известно далеко за пределами Каракалпакстана. Его картины хранятся в Дирекции художественных выставок в Ташкенте, во многих частных коллекциях стран Европы, Азии, Африки. Никогда еще не придавалось такого значения и не уделялось столько внимания традициям в искусстве и самобытности в культуре, как в наши дни. Именно в искусстве формируются национальные черты, люди могут проявить свою индивидуальность, так как оно защищает от обезличивания и утверждает самобытность народа. Увлечение каракалпакских художников народным искусством, которое так богато собрано в Государственном музее искусств им. И.В.Савицкого в Нукусе, обращение к этому живительному источнику во многом повлияло на их творчество и значительно обогатило его.
Особенно характерно это для произведений Базарбая Серекеева. В народной традиции он открыл нечто более серьезное, чем внешняя форма, а именно – само существо традиции и, сочетая ее с нашей современностью, создает подлинно национальные произведения.
Уже на раннем этапе деятельности художник стремился выработать собственный почерк, по-своему раскрыть выбранную тему. В 1960-е гг. Б. Серекеев пишет ряд картин, в числе которых “В саду”, “Вышивальщица”, “Натюрморт с тыквой”, “Пахта-байрами”. Круг тем и творческая манера его определились сразу, без длительных поисков и раздумий.
На далеком пастбище. 2001. X., м. Ранние работы Б. Серекеева сразу стали экспонироваться. Критика отмечала “стремление художника отразить своеобразие и индивидуальность своего края”. В первой половине 1970-х гг. он создал целую серию таких живописных полотен, как “Маленький дутарист”(1971), “Мастерицы кошм”(1973) и др. Уже на начальном этапе творчества художника ярко проявляется глубоко индивидуальное чувство цвета и ритма, источником, неиссякаемым родником которых является каракалпакское народно-прикладное искусство. Такой же красновато-коричневый цвет с вкраплениями голубого, зеленого и желтого использовали мастерицы в ковровых изделиях – акбаскурах, каршинах, есиккасах, а также в вышивке – кызыл киймешек, кызыл жегде и т. д. В национальном традиционном искусстве, по словам И. В. Савицкого, “представления о прекрасном, выраженные цветом, орнаментом, композицией, удивительно созвучны современности” (1, с. 8).
Во второй половине 1970-х гг. Б. Серекеев пишет тематические полотна “Трактористы”, “Внук”, “Обеденный перерыв”, цветовая гамма которых построена в основном на сочетании коричневых, красных, оливковых тонов. Большое место в творчестве художника занимает портретная живопись. Он тонко подмечает характерные черты героя, его национальный тип.
Им создано большое количество портретов, отличающихся глубоким психологическим проникновением и разнообразием живописных приемов, соединением двух жанров – портретного и бытового. Это прежде всего “Портрет Кауендера Бердимуратова”, “Портрет Дарибая Турениязова”, “Портрет Гулистан”, “Портрет сестры Турсун”, “Семья художника”, “Портрет Ерназара Алакоза” и др.
Значительное внимание уделяет художник тематической картине. Первостепенная задача мастера – переосмысление высочайших традиций народного прикладного искусства, создание на их основе нового изобразительного языка и освоение новой тематики. Полотна Серекеева воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением. Художник вдохновенно воспевает и прославляет на своих полотнах своеобразную красоту родного края, рассказывает о людях, здесь живущих. Часто пейзажный и бытовой жанры сливаются воедино, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Тематические полотна Серекеева прямо связаны не только с традициями национального декоративного искусства, но и с каракалпакским эпосом, фольклором. В них, по существу, столь же глубоко и разносторонне воплощается тема искренней любви к человеку, красоте жизни, к миру на земле.
Привлекает художника и сельская тематика, которой посвящены полотна “Вечер на рисовом поле” (1978), “Чабан с сыном” (1982), “Бегущие кони” (1992). Именно сельская культура, народное искусство являлись могучим источником духовных сил народа, его целостности. “Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра – злу, красоты и порядка – мировому хаосу, преобразующих сил творчества – распаду, смерти, вечного – конечному, временному. Ведь именно это прежде всего питает искусство здоровой, нравственной силой”.
Говоря о творчестве Б. Серекеева, вспоминаются слова Л. Толстого: “Я думаю, что каждый народ употребляет различные приемы для выражения в искусстве “общего идеала”, и что благодаря именно этому мы испытываем особое наслаждение, вновь находя идеал, выраженный новым и неожиданным образом” (3, с. 569). “Общий идеал”, о котором говорил Л. Толстой, и есть суть целостности национального искусства, его внутренний двигатель, та народная мысль, которая находит полноту выражения на уровне задач и проблем современности в профессионально-художественном искусстве”.
Человек, пользуясь благами природы, добытыми нелегким трудом, ощущает себя ее частью. Художник особенно остро чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего. В результате, обращаясь к народному творчеству, художник познает мир, познавая самого себя. Создавая полотна на сельскую тематику, Серекеев во главу угла ставит извечную тему гармоничного единства человека и природы.
Художник много работает. Не всегда все увиденное буквально переносится на полотна – действует сложный процесс внутренней обработки воспринимаемой художником действительности. В результате тема повседневного труда приобретает необычайно лирическое звучание: “Песня чабана” (1975), “Песня пастуха” (1972). В самой сути сельского мира заключено для мастера много поэзии, не перестающей питать, духовно обогащать искусство.
Б. Серекеев обращается к народным образам, к образам природы при решении сказочно-фантастических сюжетов: “Девочка-бабочка”, “Цветы и дети” (2003). Художник прекрасно знает каракалпакские народные обычаи и традиции, о чем свидетельствуют его произведения “Мастерица за курпачой” (1976), “Первые шаги” (1979), “Наурыз” (1983), “Свадьба в ауле” (1986), “Посади сына на коня” (1990). Для его творчества характерно взаимодействие двух художественных традиций -профессиональной и народной. В нем проявляется внутренняя причастность к традициям культурного наследия, порождающая духовное родство явлений и произведений, разделенных пропастью времен и событий. В своих картинах художник, как никто другой, сумел воплотить национальное своеобразие своей Родины – Каракалпакстана.
Если в ранних работах Серекеева присутствовал элемент натурной достоверности, то с годами его творчество становится менее повествовательным, но более экспрессивным и декоративным. Сложение новой пластической концепции повлекло за собой изменение образной структуры произведений. Эта эволюция художественного изобразительного языка особенно ощущается при сопоставлении разновременных, но тематически близких работ. Огромное влияние на творчество Б. Серекеева, на непосредственную связь его живописи с национальными художественными традициями оказала поездка в Дом творчества в Сенеже (1990 – 1991 гг.). Для его картин этого периода характерна разнообразная манера письма. На холстах “Ткут жез-ший” (1991), “Девушки с узорами” (1993), “Жизнь степи” – яркие цветовые пятна, сложные линии, переливы красок, неожиданные композиционные решения. Поражает энергия абстрактных полотен художника. Темпераментные мазки придают им романтическую экспрессию. Кажется, что они расположены свободно и даже несколько хаотично, однако за этим стоит мудрый расчет художника. В целом же живописная поверхность его холстов удивительно ритмически организована соответственно эмоциональному строю изображаемого мотива. А мотив то полон драматизма, то светел и чист, наполнен радостным, мажорным настроением. Живописная система здесь приближается к чисто декоративной.
Именно в абстрактной живописи Б. Серекеева наиболее ярко проявилась его национальная самобытность. Это направление в его творчестве напрямую связано с художественными традициями народного декоративно-прикладного искусства: по цвету, ритму, форме выражения.
Национально самобытна пейзажная живопись Б. Серекеева. Выполненные в соответствии с особенностями народного мировосприятия его пейзажи полны нескрываемого восхищения красотой окружающего мира (“Чилпык”, “Вечер”). В его пейзажах музыкальная песенность ритмов настраивает на созерцательный лад, на определение смысла вечного (“Степная музыка” (1987)). Особой поэтичностью проникнуты его пейзажи “Поющие джингилы”, “Радостный день”. В жанре натюрморта художник работает нечасто. Но и здесь он обращается к истокам национальной культуры. В натюрморте “Седло дедов” авторская мысль выражается не прямо, а языком метафор и ассоциаций, что позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы -интерес к прошлому своего народа, к его самобытности. Именно с этим связана еще одна грань таланта Б. Серекеева. В 1993 г. впервые в Каракалпакстане он начал заниматься росписью по сушеным тыквам – кабаку. Художник возрождает буквально из небытия распространенные когда-то в быту у каракалпаков разнообразные по форме и объему сушеные тыквы. Он не только выращивает их, но и расписывает, используя свою собственную технологию. Мастерство его в этом виде творчества с каждым годом совершенствуется. Б. Серекеев умело использует необычные формы кабаков, виртуозно располагая на их поверхности разнообразные сюжеты: “Музыка”, “Рыба Арала”, “Жрау”, “Шартуйме” и др. В стилистическом направлении этих росписей можно провести параллель с традициями восточной миниатюры, но той ее школы, где ярче проступают черты народности. Для них характерна жанрово-повествовательная манера передачи сюжета.
Каракалпакский живописец Б. Серекеев, используя в своем творчестве различные приемы и формы художественного выражения, никогда не изменяет главному – своему восприятию национальных художественных традиций, прокладывая мост к глубинным явлениям национальной культуры. В его творчестве главной чертой, так же, как и в народном искусстве, является бережное отношение к миру, переживание его в главных началах: Жизни и Смерти, Добре и Зле. Из этого и формируется национальный образ мира, национальный характер мышления, чувств, восприятия жизни. Все это и является ключом к пониманию творчества художника.
Литература
1. Савицкий И. В. Народное прикладное искусство каракалпа- KOB//V1I Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1964.
2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
3. Толстой Л. Н. О литературе. М., 1955.
4. Балогун 0. Традиционные искусства и культурное развитие Африки // “Культуры” (диалог народов мира), 1984, N 1.
5. Пугаченкова Г., Галеркина 0. Миниатюры Средней Азии. М., 1979
6. Шаякубов Ш. Современная миниатюрная живопись Узбекистана. Альбом. Ташкент, 1994.