рожденный исчезнет быстро в нем
М. Фозили
Вопросы семантики форм и орнамента являются одной из интересных областей искусствознания. В традиционном искусстве Востока любое изображение обычно наделялось определенным значением, несущим в себе сложный комплекс мировоззренческих представлений людей о мире, явлениях природы, выраженных языком символов. Орнамент сохраняет давно забытые или утерянные со временем значения предметов. И хотя каждый знак и сочетание их имеют лаконичную форму, они могут быть расшифрованы, объяснимы и позволяют получить определенную информацию. Предлагаемая вниманию читателей статья выходит за рамки сложившихся представлений о символике форм в традиционном искусстве. Версия, предлагаемая автором, выглядит неожиданной и является тем более интригующей. Редакция сочла возможным предложить ее читателям, надеясь на продолжение разговора о символике и мотивах орнамента, отражающих практический опыт человека.
Темный купол бесконечного пространства, усеянный звездами, создает упорядоченную структуру Вселенной, своеобразный орнамент Космоса. Сакральная наполненность орнамента – неотъемлемая часть культуры Востока. На вышивках сюзане и резных колоннах, витиеватых узорах на ганче мы видим растительный орнамент, отображающий живую планету, и геометрический орнамент – гирих, олицетворение порядка Вселенной. Эти орнаменты несут в себе глубокую информацию, передающуюся из поколения в поколение. Со временем трактовка информации искажается и приобретает чисто бытовой и утилитарный смысл. Но не все так просто в этих узорах, и каждый раз они побуждают к размышлениям.
При всей полихромии Востока вдруг появляется монохромная тюбетейка Ферганской долины, выделяясь своей конкретностью черно-белого цвета. Она не только приковывает внимание, но и заставляет задуматься – почему? Тут же отпадают гипотезы, что это изображение стручкового перца или миндаля (не проще ли было бы вышить их в цвете и пусть радуется мужчина, нося на голове орнамент цветущего миндаля или красно-зеленого перца?). Какой смысл таят в себе эти узоры? В свое время Хазрат Али отмечал, что священные писания имеют 4 значения: экзотерическое – доступное каждому; эзотерическое – понятное лишь посвященным; мистическое и раскрывающее Божий промысел. На первый взгляд, орнамент тюбетейки, конечно же, может восприниматься как крыло фазана или лист тюльпана, как миндаль или стручковый перец, но все же никак не укладывается в уме, что в патриархальном востоке на самой макушке головы, на точке соприкосновения со Вселенной, мужчина носит просто орнамент, банально олицетворяющий вышесказанное.
Перейдем ко второй стадии раскрытия тайного смысла, заложенного древними в тюбетейку. В музеях Узбекистана хранится большое количество тюбетеек. Самые ранние из них датируются второй половиной XIX в. Сегодня тюбетейка – самостоятельный атрибут одежды, но ее идея, заложенная в узорах информация уходят далеко в историю. Примерно 15 млрд лет назад из огненного шара возникла Вселенная. В 70-х гг. XX в. Стефан В. Хокинг (1) стремился ответить на вопрос: что же происходит с материей у сингулярности – точке с бесконечной плотностью и нулевым объемом, которая, согласно теории относительности, находится в центре черной дыры, откуда возникла Вселенная. Оказывается, Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра – это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки – это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации. Нас поражают купольные сталактиты памятников средневековой архитектуры – ведь это скульптурное изображение звездного неба!
Ни одна деталь, ни одна точка на тюбетейке не случайна. Тюбетейка делится на четыре части – интересно ,что всего четыре элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметричность орнамента напоминает слова великого Беруни: “Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур”. Разобравшись с границами черной дыры и с симметрией, перейдем непосредственно к орнаменту тюбетейки. Цитата из Ветхого Завета гласит: “И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему…” Но речь идет не о внешнем облике, а о структуре, порядке и разуме, данном человеку.
Вселенная – это бесконечная информация. И когда мы хотим что-то создать, мы не открываем ничего нового, просто наш мозг открывается, чтобы почерпнуть информацию, ведь во всех науках законы, которые открывались теми или иными учеными, называясь их именами, на самом деле уже существовали в природе.
Обследовав и проанализировав четыре основных знака на верхней части маргиланской тюбетейки, сопоставив их с зародышем одномесячного ребенка в чреве матери, становится понятно, что это сгусток энергии, некая голограмма Универсума, это рождение света, это эмбрион с информацией миллионо-летней Эволюции – это узел негэнтропии (негэнтропия – информация эквивалента отрицательной энтропии – меры рассеивания энергии и увеличения всех форм беспорядка. – Г. Кориолис, 1845.).
Можно было бы составить легенду создания узоров, связанных с идеей тюбетейки зарождения целой Вселенной, если бы не наманганская тюбетейка, орнамент которой указывает, что это – зародыш трехмесячного ребенка! В нижней части кокандской тюбетейки вкруговую идут 16 символов, по четыре с каждой стороны. На первый взгляд, совершенно отвлеченно, так как они все одинаковы, а зашифрованный код этих узоров отдаленно напоминает холмы. Но ничего нельзя понять, не сопоставив, не увидев продолжения или начала, а началом была чустская тюбетейка, которая проливает свет на непонятный узор о вечном повторении и возвращении всего сущего.
В китайских текстах, относящихся ко II в. до н.э., пишется об этом. Еще раньше, в IV в. до н.э., греческий философ Евдем Родосский говорил своим ученикам: “Если верить пифагорейцам, то я когда-нибудь с этой же палочкой в руках буду опять так же беседовать с вами, точно так же, как теперь, сидящими передо мной, и так же повторится все остальное”. А вечный повтор в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки – малые, а две – большие. Малая арка отображает бешик – колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки – это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка – тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. После этого начнется новый цикл, произойдет очередной “большой взрыв”. Опять возникнут галактики, звездные скопления, жизнь. Расчеты английского астронома Дэвиса соответствуют этим расчетам о “Пульсирующей Вселенной”. Любопытно, что Вселенная Дэвиса включает в себя замкнутые линии времени. Иначе говоря, время в ней движется по кругу. А это значит: число возникновений и гибели, которые переживает Вселенная, бесконечно. Демокрит и Пифагор писали о “Великом годе” Вселенной, завершаемом космическим пламенем, в котором она гибнет, чтобы потом снова возродиться и вновь пройти круг бытия.
Посему можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке – бесконечное число рождений и смертей, которые испытываем, пока живем…
Литература
1. Stephen W Hawking. A brief history of time: from the big bang to black holes.