Дети одних родителей, они идут разными путями в жизни и искусстве, и даже фамилии у них разные: у одного – фамилия отца, у другого – по имени деда. Правда, оба получили одинаковое воспитание и образование в деревне Зарабаг Шерабадского района Сурхандарьинской области.
Родители Нуруллы Худоймуродова и Нарзуллы Хабуллаева очень скромные люди; именно эта черта характера перешла от родителей к ним, в остальном же их взгляды на мир, творческая позиция, образ жизни, личные качества различны, и в этом различии – несхожесть судеб. Младший из братьев – Нурулла Худоймуродов первоначальное образование получил в республиканском художественном училище им. П. Бенькова (ныне -Республиканский художественный колледж) под руководством покойного художника Мадхиддина Умарова. Затем учился в Институте живописи и скульптуры им. И.Репина в Санкт-Петербурге, постигая секреты художественного мастерства у таких известных педагогов, как Н.Сузданова, Б. Лавренко, Б. Угаров.
Заканчивая образование, он по приглашению парижанки Романы Масной в феврале 1994 г. принимал участие в “Выставке городов мира”, которая открылась в Париже. Молодой художник Нурулла Худоймуродов представил на ней 16 работ и был удостоен серебряной медали вместе с бразильцем (родом из Парижа) Нарль Павано (золотую медаль не вручили никому). Представленные на выставке работы “Мой двор”, “Старый Ташкент”, “Петербургские зарисовки”, “Дождливый день”, “Невский проспект”, “Париж”, “Люксембургский сад”, “Гамбург”, “Река Сена”, “Эйфелева башня” были выполнены в течение двух предшествующих лет.
Молодой художник был очарован Парижем – Сена и Монмартр, Нотр-Дам и Лувр, Эйфелева башня, картины импрессионистов, музей д’Орсэ… Он остается во Франции и пишет этюды. В 1996 г. Нурулла поехал в творческую командировку в Германию. По истечении шести месяцев работы он открыл персональную выставку в Гамбурге. В 1997 г. по возвращении в Санкт-Петербург его приняли в члены Союза
художников. В 1997 -1998 гг. художник вновь поехал во Францию, в места, где когда-то творил великий художник Камиль Коро. Почти два года он писал картины в Арле, Марселе, Монте-Карло и многих других городах, принимал участие в проходивших там выставках.
Коралловые берега, синие волны моря -всё это околдовало молодого художника. Его работы, словно созданные под мелодии Баха, Шопена, Моцарта, были проданы. У Нуруллы остались лишь их фотографии. Поездки по Европе стали настоящей школой для развития мастерства художника. Тем не менее в своей творческой биографии Нурулла пишет: “Я написал там большое количество работ, но вдруг понял, что мне стали ближе милые слуху мелодии макомов. Я ощутил, что не смогу творить, если не вернусь домой, в свой родной край”. В 2000 г. он возвращается в родной кишлак Зарабаг. В 2002 г. становится членом Творческого объединения Академии художеств Узбекистана.
Однако на первый взгляд счастливая история о многочисленных поездках, наполнивших биографию художника, таит в себе не только радости, но горести и печали. Неожиданный успех и в то же время материальные трудности, соседство лжи и правды. Но это не сбило молодого художника с его творческого пути, ведь он никогда не стремился к легкой, по словам Рузы Чориева, победе. Напротив, трудности закалили его дух, помогли сформировать собственное мировоззрение.
Чтобы понять мир Европы, Нурулла побывал на родине великих художников: Ван Гога, Сезанна, Рембрандта, Веласкеса. Он встречался и делился мыслями с художниками различных авангардных направлений. “По памяти я рисовал только отца и мать и некоторые темы по восточным мотивам. Мне близко реалистическое направление. Пробовал рисовать в авангардном стиле -коллегам понравилось, но мне самому – нет. Значит, это не от сердца, это очевидно, -говорит художник. – Но когда в деревне Зарабаг, где я живу, рисовал “Подсолнухи” Ван Гога, я вдруг многое понял. Я наслаждаюсь, осознавая ту разницу, которая отличает реалистический способ отображения мира от, к примеру, экспрессионизма”.
В Европе Нурулла тосковал по Родине, но все же не обращался к темам, связанным с родной землей. Наслаждение и негу сладостных моментов близости с ней он ощутил и почувствовал лишь уже находясь дома, когда стал рисовать портреты земляков, родных и близких, пейзажи родного края, жизнь в деревне. По возвращении домой он прошел по всем тропинкам детства, холмам и склонам, по берегам сая, горных речек, подземных каналов. Плодотворными были его путешествия в Кухитанг и горы Шахимардана. Он начал творить, насладившись любовью к родному краю. В своих произведениях Нурулла большое внимание уделяет мельчайшим деталям и подробностям, создавая цельную картину бытия. Рассматривая полотно “Мой двор. Зима” (2005), мы чувствуем, что мир художника исполнен тоски и прозрачен, как кристально чистая вода. Взгляд художника полон любви Шахимардан-и милосердия. Этот же двор нарисовал и братские горы-художника – Нарзулла Хабуллаев; на работе которого остановимся чуть позже. Творчество Нуруллы в 2002 – 2005 гг. было очень плодотворным. Его палитра словно ожила, в ней стало больше ярких, чистых красок. В частности, картины из серии “Зарабаг” – “Весна в Зарабаге”, “Дорога Зарабага”, “Зарабаг. Мельница” предстают олицетворением тоски художника, и вместе с тем, – вечных ценностей. Произведения “Осень в Шахимардане”, “Горы Ярдана”, “Озеро в Шахимардане”, “Весна в Кухитанге”, выполненные в долине Сурхана, работы “Подсолнухи”, “Купкари” отличаются мягкими нежными и спокойными красками. Нурулла мало работает в жанре портрета. В “Портрете матери” он передал образ милой, великодушной женщины с прекрасным внутренним миром, спокойным характером.
Если Нурулла живет и творит в деревне, в Зарабаге, то его брат Нарзулла Хабуллаев живет в столице, в Ташкенте. В отличие от брата он предпочитает работать не с натуры, а по воспоминаниям и впечатлениям. Таково, например, полотно “Мой двор”. Нарзулла знает двор, где прошло его детство, наизусть, каждый элемент этого уголка укоренился в душе художника, в его сознании и памяти. Это произведение рассказывает об изнуренном и утомленном трудом человеке, во дворе которого властвуют горести, печали и тоска.
“В своих работах я больше использую охристые, коричневые и серые краски”, -говорит художник. Эти цвета создают настроение уныния и печали, особенно ощутимые в произведениях “Милый двор”, “Осень”, “Песня осени”, “Волшебная ночь”. Грустные ноты мелодии детства художника, в котором было много тяжёлого труда, отражаются в работах “Улица моего детства”, “Ворота”, “Тутовники Зарабага”. В отличие от них в картинах из серии “Бухара”, “Пейзаж Хивы”, “Сукок”, созданных по воспоминаниям различных поездок, много моментов радости, восторга, изумления. В произведениях Нарзуллы словно присутствуют музыкальные мотивы и напевы – свидетельство высот его мастерства, привлекающих зрителя. Это качество было свойственно также работам покойного Ш.Абдурашидова; неспроста Нарзулла считает его своим духовным наставником.
Нарзулла Хабуллаев получил образование в Театрально-художественном институте (ныне Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзада) в мастерской Т. Оганесова и Н. Кузыбаева. Он больше работает в жанре пейзажа, часто обращаясь к одному и тому же виду, каждый раз давая его новое решение. В жанре портрета заслуживают внимания его работы “Портрет отца”, “Автопортрет”, “Махбуба”.
В Галерее изобразительного искусства Узбекистана хранятся картины Нарзуллы Хабуллаева “Улица Зарабага”, “Улица”, “Ворота”, близкие по тематике, но отличающиеся по решению и выражению форм. Нежные светло-желтые и коричневые цвета чисты и прозрачны, они успокаивают душу и убаюкивают, словно лунная песня, которая снова оживляет переживания, освещенные сияющей лучезарной силой воспоминаний.
Если Нурулла в своих произведениях сопоставляет и сравнивает далёкие друг от друга Зарабаг, кишлак в Сурхандарье и Шахимардан, кишлак в Ферганской долине, то Нарзулле ближе сопоставление Зарабага с Сукоком, местечком в Ташкентской области. Несомненно, такие своеобразные сравнения дают свой положительный результат. Различные уголки нашего солнечного края красочны и неповторимы. Нарзулла смог донести до зрителя волшебные напевы полутеплых красок и переливов.
Нарзулла нечасто бывает в Зарабаге, но часто обращается туда мысленно. Со временем он привязался к городской жизни, к городу, хотя большинство его работ связано с жизнью кишлака и его пейзажами. Нурулла же часто приезжает из деревни в город к брату, но долго в городе не задерживается. “Если задерживаюсь в городе, быстро начинаю скучать и тосковать по матери, Зарабагу, его людям”, – говорит он.
Как бы ни были непохожи братья, уважение к ним вызывает их преданность искусству, любовь к родному краю и самоотверженность. “Эти качества достались нам от Бобониёза Курбанова, нашего первого наставника-земляка (ныне ташкентца), научившего азбуке живописи”, – не устают повторять братья.