В настоящее время художники в своем творчестве все чаще обращаются к природным материалам. Так, членом творческого объединения АХ Уз А. Солиховым и членом ассоциации “Хунарманд” А. С. Юлдашевым были разработаны новые методы и техника создания художественных произведений из соломы. Предлагаемые ими приемы значительно отличаются от методов известных школ, которые работают над аппликациями и инкрустациями из этого материала.
Украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на каждого, кто так или иначе соприкасается с ними. Ценился не только хлебный колос, но и его стебель – великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др.
Искусство создания изделий из соломки наиболее успешно развивалось в Польше, Чехословакии, Литве, на Украине, в России. Самая известная – белорусская школа.
Приемы инкрустации соломкой ведут свое начало от интарсии (инкрустации по дереву) и мозаики. Интарсия применялась для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева. При создании мозаики использовали кость, перламутр, металл. Дорогой отделочный материал народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Достаточно было аккуратно наклеить ее на поверхность, чтобы получить желаемый результат.
При создании узоров и разнообразных изображений на ткани или бумаге применяется техника аппликации. Народные умельцы с давних времен создавали удивительной красоты настенные панно, украшая жилища. Еще в середине прошлого века можно было встретить такие изделия в селах Белоруссии, России, Польши. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декорированные панно, отличающиеся значительными размерами и, соответственно, техникой и стилем исполнения.
Техника инкрустации соломкой та же, что и в аппликации, – тонкие детали наклеиваются на поверхность предмета. При этом создается ощущение, что пластинки соломки не лежат на плоскости изделия, а врезаны в нее. Нанесение узора соломкой на предметы из дерева или других твердых материалов принято называть инкрустацией, а на ткань или бумагу – аппликацией. Материал и размеры декорируемых поверхностей (приемы и техника) предопределили развитие двух разных направлений в этом виде искусства.
При инкрустации узоры наносятся на изделия из дерева или других твердых материалов, имеющих, как правило, малые размеры. В основе композиций -геометрические элементы, поскольку сам характер материала не позволял получать какие-либо другие формы и размеры. Большие настенные ковры изготавливали в технике криволинейной аппликации. Это позволяло создавать искусные композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц.
Чтобы получить крупные детали криволинейных узоров (лепестки цветов, листья), соломенные стебли наклеивали впритык один к другому на бумагу. Затем из полученных пластов вырезали элементы необходимых форм и размеров. Чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности, использовали соломку, подкрашенную в яркие цвета.
В орнаментальных композициях мотивом изображения служила живая природа -деревья, цветы, звери, птицы и т.д., но, что принципиально важно для традиционной техники, они передаются стилизованно с обозначением наиболее характерных черт и форм. Художник вынужден приспосабливаться к этим требованиям. Главными составляющими узора являются квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники и линии. Комбинируя их, мастер образует разнообразные композиции. Характер орнамента определяется ритмом -закономерным чередованием элементов.
Все построения четко ограничиваются определенным количеством приемов: раппортное, симметричное, центричное. Реже встречается свободное распределение узора в асимметричных композициях. Такие методы построения требуют трудоемкой работы по разметке инкрустируемой поверхности, изготовлению идентичных геометрических деталей. В то же время составление орнаментов не требует от исполнителя особой художественной подготовки, только скрупулезность и точность. Главное – накопить определенный опыт работы.
Основной закон, декларируемый традиционными школами и их последователями, заключается в том, что хотя в ряде случаев элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными, но при этом они не должны копировать природные формы, так как излишняя детализация и натурализм мешают проявлять декоративные качества материала, могут свести всю работу к подражательству. Декоративное искусство должно нести образные ассоциации. А. Юлдашев и А. Солихов разработали совершенно новое направление при создании изделий из соломки, отличающееся оригинальным стилем и эксклюзивной авторской техникой исполнения. Оно построено на кардинально отличающихся от всех до сих пор известных приемов создания художественных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства из соломки. Авторское название стиля и техники исполнения – “Узбекская соломка”.
Основополагающим принципом метода является полная художественная достоверность. В изделиях присутствуют все элементы живописи и графики. Их можно сравнить со станковой живописью. Достигается это благодаря росписи, собранной из отдельных элементов композиции методом выжигания. Здесь выжигательный прибор играет ту же роль, что и карандаш или перо с тушью в произведениях графики и кисть в живописных работах. Впервые применяется также многослойная композиция, при которой отдельные элементы располагаются в разных уровнях – один над другим. Это придает композиции скульптурную объемность. Такая техника не применялась до сих пор ни в одной школе соломки.
При художественном оформлении всевозможных предметов быта, изделий из керамики, стекла, дерева и т. д. форма, материал и назначение предмета, безусловно, учитываются, но при этом помещенная на эти предметы композиция из соломки играет главную роль, а не подчиненную, как при традиционном методе других школ. Поэтому здесь не случаен термин художественное оформление”, а не “декорирование”, как, например, у белорусов. Особенности формы и материала украшаемого предмета служат для обрамления художественной композиции из соломки, подчеркивают ее достоинства и придают ей большую выразительность.
При новом методе работы главенствующую роль играет художник. Получив безграничные возможности для выражения своего творческого замысла, он может создавать произведения любой сложности и размера, не уступающие живописным полотнам. При этом сохраняется их своеобразие, придаваемое используемым материалом, а законченные произведения приобретают выразительность живописи, лаконичность графики и объемность скульптуры. Положительные качества нового стиля открывают безграничные возможности для выбора творческих направлений деятельности и декоративных приемов, позволяющих наиболее полно раскрыть своеобразие и красоту применяемого материала.
Область использования новых технологий при работе с соломкой различна. Это: Высокое искусство. Изделия, высокохудожественные эксклюзивные авторские произведения, выполненные в единственном экземпляре. Они являются предметом коллекционирования знатоками и ценителями искусства, что способствует знакомству широкой общественности с новым направлением, служит популяризации искусства узбекской соломки.
Сувениры. Высокохудожественные, ручной работы изделия малых форм. Создаются в творческих студиях малыми тиражами и являются эксклюзивными произведениями. Тематика работ отражает национальную историю, культурные традиции узбекского народа. Здесь представляются сюжеты из народного фольклора, сказок, мифов, изображения памятников древней архитектуры. Выполняя заказы, можно создавать сюжеты, отражающие специфику деятельности заказчика, размещая логотипы компаний на картинах, тем самым способствуя продвижению их торговых марок. Такие сувениры служат оригинальным подарком, с удовольствием приобретаются туристами, крупными компаниями. Геральдика. Создание изображений гербов, логотипов, товарных знаков с использованием техники соломки. Сохраняя присущую им строгость и лаконичность, геральдические изображения приобретают оригинальность и своеобразие за счет красоты используемого материала и особой техники изготовления. Большим успехом пользуются гербы государств, городов, фамильные гербы. Крупные компании заказывают адресные папки со своими логотипами. Каллиграфия. Украшение или написание текстов, изречений, хадисов, с использованием техники узбекской соломки. Может применяться при оформлении экспозиций и выставок, музеев, стендов в офисах. Большим спросом пользуются оформленные в красивые рамочки хадисы, суры из Корана и т.п.
Декора тивно-прикладное искусство. Применение техники узбекской соломки при инкрустации мебели, шкатулок, пеналов, рамочек, настольных подставок, других изделий из твердых материалов. Новая техника, по сравнению с традиционной, значительно расширяет возможности автора при выражении своего замысла. Перспективно применение техники узбекской соломки в архитектуре при оформлении внутренних интерьеров зданий, в изготовлении женских украшений и аксессуаров.
Определенное значение придают авторы задачам внедрения этой программы в систему народного образования. На уроках труда школьники смогут овладевать практическими навыками и техникой исполнения изделий из соломки. Приобщение к искусству поможет им раскрыть свои способности, получить навык работы с этим природным материалом.
Талантливые молодые люди могут продолжить свое образование в высших и средних специализированных художественных учебных заведениях, где также возможна организация факультативного курса обучения по предложенной авторами методике подготовки специалистов-художников по искусству работы с соломкой. Эта деятельность направлена на формирование и развитие национальной школы искусства узбекской соломки.
Процесс создания изделий из соломки состоит из ряда последовательных операций – от самых простых, позволяющих привлекать к работе начинающих исполнителей, до сложных, требующих художественного мастерства, что позволяет проводить коллективную работу, для которой требуется минимальный и недорогой набор инструментов – ножницы, кисточка и выжигательный прибор, а из материалов – соломенные ленты (стружка), изготавливаемые из стеблей злаковых растений, бумага, ткань, калька, копирка и клей. Простота технологии и отсутствие больших затрат дают возможность организовать художественную студию или кружок практически в любом месте.
Аблоберди Эгамов