Максим Воронов (1969 г.р.) – уроженец Ташкента, выпускник Республиканского художественного училища имени П. Бенькова и художественного факультета Института искусств имени Маннона Уйгура (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода).
Максим считает своими учителями заслуженного деятеля искусств Узбекистана И.Лимакова и живописца М.Тошмурадова.
Произведения молодого художника сегодня находятся в резиденции Президента Узбекистана, в представительстве “Хаво йуллари” в Ташкенте, в частных коллекциях многих стран мира. Картины М.Воронова выставлялись на различных выставках, в том числе на выставке в ЦДХ (Москва), где экспонировались полотна ведущих живописцев Узбекистана (2005 г).
Творчество молодого художника определяется талантом, интуицией, подсознанием, эмоциональным зарядом. Огромное значение при этом имеет осмысленное отношение к позитивному опыту искусства прошлого. Гигантский поток информации в области истории искусств и современного художественного процесса предполагает самые различные варианты для достижения и выбора своего пути. С точки зрения психологии творчества, все эти факторы в совокупности сыграли решающую роль в формировании своеобразного почерка и профессионализма живописца Максима Воронова.
Сопоставление его произведений с реалистической манерой русских мастеров демонстрирует приверженность узбекистанского художника к русской пaйзажной живописи. Его полотна вызывают ассоциации с широкоизвестными произведениями А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря, написанными в лучших традициях реалистической школы изобразительного искусства. В творчестве М. Воронова пейзаж стал приоритетным жанром. В 1990-х гг. он стал писать архитектурные пейзажи в живописной манере русских мастеров ХIХ в., освоив сложную систему цветотовой гаммы, калёров, делая подмалевки гризайлью, используя лессировочное письмо. Но вместе с тем нельзя не заметить, что в своих произведениях художник мастерски использует и современные средства художественной выразительности, что напрямую связано и с использованием готовых химических красок, и с освоением разнообразной живописной техники.
М.Воронов блестяще владеет всеми художественными, выразительными средствами реалистической живописи – построением композиции, созданием световоздушной перспективы, проникновенностью и утонченным чувством сочетании красок. Следует отметить, что отличительной особенностью его реалистических архитектурных пейзажей является фантазийность. Своим архитектурным пейзажам художник дает названия известных памятников зодчества – “Чашма Аюб”, “Регистан”, “Чор-Минор” и т.д.
На полотнах М.Воронова исторические образы памятников Самарканда, Бухары, Хивы силой воображения живописца приобретают фантазийное изображение, где кипит жизнь, отрешенная от современных ритмов, где царит атмосфера сказок Востока, его экзотики. Он передает настроение в пейзажах через состояние природы, отражая свои внутренние ощущения.
В отличие от архитектурных, в горных пейзажах М.Воронов использует принцип декоративности. В горах по-иному воспринимается понятие “возвышенность”. И не только потому, что физически человек поднялся на несколько тысяч метров над уровнем моря, но и потому, что он словно возвысился над обыденностью, как бы отрекся от всего незначительного, бытового. “Возвышенное” в горах сходно с понятием “величавость”. Именно так воспринимается полотно М.Воронова “Устремленность”.
Воображение и фантазия характеризуют и серию натюрмортов художника. Они передают состояние человека, которое он ощущает от созерцания цветов. Эту серию можно назвать “Цветочной симфонией”. Условность и декоративность – это два основных понятия, характеризующие цветочные натюрморты Максима Воронова. В них, как правило, отсутствуют выразительные средства реалистической живописи – глубина, объем, светотень. Но для них характерны плоскостность, четкий музыкальный ритм линий и цветовых пятен. Своеобразный ритм мелодии “вальса цветов” ощущается в композиции “Стремительность”, которая выражена в динамике рисунка линий длинных стеблей.
Любовь к прекрасному, свое отношение к красоте художник стремится выразить с помощью цветочного натюрморта. Поэтому в его творчестве цветы составили целую серию полотен. Натюрморты М.Воронова фантазийны, они созданы его воображением. Одна из композиций так и называется “Воображаемый букет”. Монохромно написанный серебристый букет оживлен желтыми мазками, создающими ощущение, будто букет собран из сухих горных трав. Кажется, будто изображенный букет источает пряный аромат тянь-шанских гор.
М. Воронов, сравнительно недавно начавший свой самостоятельный путь живописца, уже определил концептуальные основы своего творчества, нашел свой путь в изобразительном искусстве Узбекистана. Впереди у него – новые поиски, новые полотна. А его работоспособность и талант послужат залогом дальнейших творческих достижений.