Каждый, кто проезжает по Ташкентской кольцевой дороге, может увидеть объемную металлическую ажурную конструкцию высотой более 3 м, указывающую, что здесь, неподалеку, находится “Детская деревня” – “Kindersos”. Автор этой конструкции – Владимир Пилипюк. Спонсоры – Палата товаропроизводителей и предпринимателей Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента, членом которой В.Пилипюк является, и Мирзо-Улугбекский хокимият, обеспечившие мастера необходимым материалом.
Творческий путь В.Пилипюка был долгим и трудным. Опыт накапливался постепенно, буквально по крупицам: сначала в родном городе Антраците в шахтерском Донбассе, где он окончил профтехучилище и получил специальность художника-плакатиста, затем при работе химиком-технологом на одной из атомных подводных лодок Северного морского флота и, наконец, – химиком-гальваником на заводе. Многому научился на Чукотке, в поселке Мыс Шмидта, расположенном за Полярным кругом, где работал в кузнице. Был также тюменский период жизни… В 1980 г. впервые увидел Ташкент, а через 6 лет переехал сюда жить. Работална тракторном заводе кузнецом, стал пробовать себя в художественной ковке металла, изучал специальную литературу. Его первыми работами стали подсвечники, которые дарили руководству и работникам цеха в дни юбилеев.
В 1990-е годы, годы перемен и развития предпринимательства, работы талантливого кузнеца были замечены. Владимир получил первый большой заказ на исполнение ограждения живого уголка – альпинария в Ташкентском государственном цирке. Подготовленный им авторский эскиз был признан лучшим, и после утверждения архитектором здания цирка Л.Айрапетовой принят к исполнению. Общая площадь изготовленных стальных решеток составляет 25 кв.м, высота более 3 м. Решетки состоят из двух половин, как бы зеркально отражающихся одна в другой. Установлены они на верхней галерее второго этажа и отделяют административные службы от основного пространства цирка.
Следующей большой работой стало оформление мемориального комплекса, установленного в память о погибших милиционерах во внутреннем дворе административного здания ГУВД Ташкента. Начиная с 1999 г. и до настоящего времени Владимир участвует в реставрации Римско-католического костела в Ташкенте. Им разработан проект оформления его внутреннего убранства и органной части. Уже выполнены оригинальные светильники, оконные решетки в готическом стиле, входные воротав крипту, дверные навесы, ручки, ограждения лестничных маршей. Оригинально решены односвечовый ритуальный подсвечник, свеча в котором зажигается один раз в году – на Пасху, и ритуальные 7-свечовые канделябры. Им же был откован внутренний язык колокола, подаренного костелу Посольством Франции в Узбекистане.
В настоящее время В.Пилипюк выполняет заказ на изготовление двух настенных бра, которые планируется установить на стенах в органном зале костела. Бра выполняются в соответствии с христианскими обрядовыми символами причащения хлебом и вином. Три хлебных пшеничных колоса, олицетворяющие хлеб, – тело Христово, как бы вырастают из среза виноградной лозы, несущей три грозди винограда, из которого готовят вино – кровь Христову. В оформлении бра используются два вида материала – металл и тонированное стекло. Стебли пшеничных колосьев, лоза, листья, ложа зерен и ягод винограда выкованы из металла, заполнение – из тонированного стекла, зерен – светлого, а виноградин – зеленого. Высота всей композиции -1,5 м, ширина – до 35 см.
Получен также заказ на изготовление распятия высотой более 2 м для алтарной части костела. Мечта мастера – сделать ограждение для органной части. Однако пока это неосуществимо, так как работа требует большого количества металла. С принятием Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”, указов Президента и решений правительства страны в республике была создана система стимулов и гарантий для развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Это помогло Владимиру встать на ноги, укрепить свои позиции. Сегодня Владимир Пилипюк – частный предприниматель, член Ассоциации народных мастеров Узбекистана “Хунарманд”. У него своя мастерская, в которой есть все необходимое дляработы – кузнечный молот, наковальня, горн, инструментарий, сделанный собственными руками, запасы коксующегося угля. О своей работе мастер говорит охотно, видно, что это дело всей его жизни. Унего уже есть свои ученики, один из них работает самостоятельно.
Работа с металлом – процесс сложный, трудоемкий. Мастер имеет дело с материалом, температура которого достигает нескольких сот градусов выше нуля. А это требует не только знания технологии, наличия профессиональных навыков, но и больших физических усилий, выносливости, терпения и самоотверженности. И, если хотите, понимания. Хотя металл – вещество неодушевленное, но его красота и множественность оттенков могут проявиться только в умелых и любящих свое дело руках.
Каждый элемент конструкции, орнаментального мотива выковывается отдельно. В зависимости от технических приемов, которые используются при ковке, металл может быть зеркальным, вороненым, золотистым, зеленовато-серым. Появляющиеся при обработке металла окислы, пленки придают ему разные оттенки, одновременно защищают изделие от коррозии. В кузнечном ремесле есть и свои стили – готика, ренессанс, барокко. Все они используются Владимиром в работе, в зависимости от назначения, но преимущество он отдает барокко. Широко применяет разнообразные орнаментальные формы растительных побегов, характерных для художественной чеканки местных мастеров. Его изделия отличаются особым изяществом, чистотой линий, причудливостью форм.
В.Пилипюк – постоянный участник различных выставок. В 2002 г. его подсвечники в форме кустов роз, а также ряд других работ экспонировались на выставке “Золотые руки моего народа” в Государственном музее истории Темуридов, организованной Республиканскими фондами “Махалля” и “Узбекмузей”. Он – неоднократный победитель районных и городских туров конкурса “Ташаббус” на звание лучшего предпринимателя-ремесленника. На всех изделиях Владимир ставит свое клеймо. Чаще всего это три семерки, символичные для него.
Не только металл интересует мастера. Владимир Пилипюк – один из организаторов и спонсоров детского танцевального коллектива “Зажевье” (“Рассвет”), находящегося под патронажем Национального польского культурного центра “Светлица Польска”. В 2002 г. с группой детей он ездил в Польшу, посетил несколько городов, параллельно знакомился с кузнечным ремеслом, имеющим в Польше прочные традиции, привез необходимую литературу, фотографии, видеозаписи. В.Пилипюк не останавливается на достигнутом, совершенствуя свое мастерство.
Автор: Лариса Левтеева