C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б.Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив “Мюзик – холл”. Широкой же аудитории Б.Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель.
Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х – наиболее плодотворные годы в творчестве Б.Закирова. Он серьезно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова “Леопард из Согдианы”. С точки зрения композиционного построения, либретто Б.Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии.
В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в “Мюзик – холле” наиболее зримо проявилась творческая натура Б.Закирова, который выступал в нем не только как певец, актер и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссером Марком Захаровым был режиссером-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях.
Марк Захаров вместе с ведущим актером театра сатиры Александром Ширвиндтом создали сценарий программы мюзикла под названием “1973-е путешествие Синдбада Морехода”. В новую труппу Б.Закиров пригласил известных деятелей культуры республики. В разные годы вместе с Б.Закировым в “Мюзик-холле” работали его сестра Луиза, братья Навфал, Фаррух, Равшан Закировы, известные певцы Эсон Каидов, Наталья Нурмуќамедова, Владимир Саркисянц, Лариса Кандалова, Юнус Тураев, ведущиеактеры труппы – Элёр Ибрагимов, Тагир Рахимов, Эдуард Сумароков, Равшан Ураков, мастера художественного слова конферансье Маргарита Хонг, Владимир Лапин, актер-кукловод – Андрей Петровец, представители циркового жанра – Юрий Макарашвили, Александр Боленко, акробаты – Андрей Рябинин, Евгений Вишневский а также балетная труппа в составе таких артистов, как Инна Горлина (балетмейстер-постановщик), Галина Закирова, Татьяна Власова, Наталья Ворюхина, Зулайхо Рахматуллаева, Нарзуля Галиева, Мунира Аргунбаева, дойрист Одил Камолхужаев, народная артистка Узбекистана хореограф Тамара Юсупова.
Программа мюзикла состояла из двух отделений – “Восточный базар, или Восточная сказка”, и “Ташкентская свадьба”. Представление открывала живописная картина шумного, пестрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры происходили парадные гулянья с выступлениями жонглеров, канатоходцев и силачей. В основу “Восточного базара” была положена любимая народом изустно сатирическая форма “аския”.
Балетные номера, построенные на элементах национальной хореографии, вместе с яркими стилизованными эстрадными песнями и сатирическими интермедиями в духе современности создавали единую композицию мюзикла. Оригинальность трактовки спектаклей мюзикла заключалась в том, что в сцене “выступления гостей на свадебном пиршестве” принимали участие настоящие гости, т.е. певцы и эстрадные коллективы “со стороны”. Одно время в “Мюзик – холле” выступали Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, группа “Поющие гитары”, “Ялла”, “Наво”, ансамбль “Алан” Северной Осетии, и другие известные коллективы и деятели искусств регионов, где проходили гастроли Ташкентского мюзик – холла.
Задействованные артисты “со стороны” делали пользующуюся огромной популярностью у зрителей программу особенной и неповторимой. Танцевальные номера мюзикла ставились лауреатом международного конкурса Юлианом Взоровым, Николаем Маркарянцем и Тахиром Дусметовым. “… Особенно выделялись такие оригинальные танцы, как “Капитаны голубых кораблей”; “Текстильщицы”; “Синдбад и Звездочет”, восхищавшие зрителей интересными хореографическими находками”, – вспоминает балерина “Мюзик-холла” Наталья Ворюхина. Музыку к мюзиклу писали такие композиторы, как Анатолий Кальварский, Эдуард Каландаров, Энмарс Салихов, Диларом Саидаминова, Владимир Силин и др. “Песенка Синдбада” (главный лейтмотив спектакля), написанная композитором Тофиком Бабаевым на слова А.Гайндберга стала своего рода символом ташкентского “Мюзик – холла”. “В постановке программы Марк Захаров впервые обратился к приему “цаней”. Эта находка известного режиссера нашла свое дальнейшее применение и в других его работах”, – отмечает главный исполнитель ролей Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочета артист Андрей Петровец. Становление программы полностью легло на плечи Б.Закирова. В работе “Мюзик-холла” Б.Закиров помимо актерской, режиссерской, исполнительской, администраторской деятельности продемонстрировал свой художественный талант. По его эскизам были созданы некоторые костюмы главных героев. Коллектив “Мюзик – холла” побывал с гастролями почти во всех республиках бывшего Союза. Грандиозный успех имел коллектив в Ленинграде в Большом зале “Октябрьский” и в Московском театре сатиры.
Однако узбекскому зрителю увидеть полную версию программы мюзикла не удалось, поскольку в те годы в республике не было еще такого театра или концертного зала, способного разместить на своих подмостках это грандиозное зрелище. Отсутствие постоянного репетиционного зала вынуждало коллектив проводить много времени на гастролях. В своем дневнике Батыр Закиров с горечью писал: “Не удался и сегодняшний день. Настроение было испорчено с утра сообщением о том, что и сегодня сцена будет занята целый день. А сцены для прогона у нас нет…, вырвать у филармонии Назаров не смог. А ведь завтра концерт, и очень ответственный. Что же делать? Кому жаловаться? Куда деваться?”.
В 1978 г. в Иркутске состоялся последний концерт Ташкентского “Мюзик-холла”. Неразрешимость многих финансовых и организационных проблем, скопившихся за многие годы у “Мюзик-холла”, стала причиной того, что в 1979 г. коллектив был расформирован. Ташкентскому “Мюзик-холлу” сопутствовала яркая, но короткая сценическая жизнь. Однако его деятельность оставила глубокий след в узбекском музыкальном искусстве и подняла национальную эстраду на качественно новый уровень.
Автор: Гульшан Турсунова