Сложный каракалпакский женский костюм несмотря на свободные, туникообразные одежды подчеркивает красоту, изящество и грацию женщины. Красный цвет одежд и головных уборов контрастно сочетается с желтым, зеленым, белым цветом вышивок. Яркий колорит костюма сдерживает и оттеняет теплое серебро ювелирных украшений. Наиболее интересным комплектом одежды является традиционный свадебный наряд каракалпачек. До сих пор он не был предметом специального изучения. Все научные публикации, посвященные женским свадебным одеяниям каракалпачек, в основном ограничивались описанием отдельных элементов костюма, в частности, головных уборов – саукеле и киймешека. Между тем именно в свадебном комплекте одежды с необычайной яркостью нашли выражение эстетические предпочтения, своеобразие цветовых сочетаний, чувство стиля и мастерство его создателей. Свадебная одежда более, чем другие ее виды, украшалась вышивкой и ювелирными изделиями, что придавало ей неповторимый и торжественный вид, соответствующий важности главного момента в жизни женщины. В каракалпакской женской одежде нет “одноразовой” свадебной одежды в том понимании, которое принято сейчас. Готовясь к свадьбе, женщины обычно создавали комплект, который впоследствии носился как праздничный. В его состав входили: нательная рубаха и штаны, синее платье – кок кейлек, головные уборы – кызыл киймешек, саукеле и тобелик. Поверх всего наряда накидывалась головная накидка – жепек жегде. Лишь после того, как девушка подготовит весь комплект свадебного наряда, украсит его вышивкой, она могла выйти замуж.
Работники Каракалпакского музея искусств (Нукус), Республиканского историко-краеведческого музея Каракалпакстана, художественного фонда филиала АН Узбекистана (Нукус) пытаются воссоздать весь комплект женской свадебной одежды конца XIX – начала XX вв., ее дополнений и аксессуаров. Свадебный кок кейлек – это старинное праздничное платье туникообразного кроя, которое шилось из темно-синей домотканой материи. Подобные образцы в настоящее время хранятся в фондах Государственного музея этнографии (5 экземпляров, Санкт-Петербург), Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого, других коллекциях. От обычной одежды платье кок кейлек отличается цветом, который символизировал цвет неба, верхнего мира, и характером вышивки, орнамент которой имел некоторые различия в разных районах и зависел от социального положения женщины и ее принадлежности к определенному роду, но в целом сохранял композиционную устойчивость. Платье вышивалось крестом красными нитками, с применением в деталях желтых и зеленых.
Генезис орнамента вышивок платья кок кейлек представляет несомненный научный интерес. Он имеет общее название сауыт нагыс – узор кольчуги, поскольку ряды орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди напоминают панцирь или кольчугу. По мнению А. Алламуратова, в нем сохранилась генетическая связь с воинским одеяниемдевушек-воительниц массагетских племен, воспетых в каракалпакском народном эпосе “Кырык кыз”. Подобная связь вышивки платья кок кейлек с женскими доспехами не имеет аналогий в одежде других народов Средней Азии.
Если орнамент сауытнагыс был характерен для верхней части платья, то нижней части были присущи ступенчатые ромбы с крестиками внутри, одинаковые по величине, рогообразные мотивы (хорасанские рога). Это традиционные элементы, встречающиеся во многих видах искусства кочевых народов. Их символика связана с идеей плодородия, пожеланием благополучия жизни, продолжения рода. Использование данных элементов в вышивке свадебного платья было призвано подчеркнуть и усилить репродуктивные функции женщины. По нашему мнению, в декоре свадебного каракалпакского платья органично сочетаются идеи, подчеркивающие двойственную роль женщины родоплеменного общества – воина и продолжательницы рода.
Расположение узоров на синем платье канонизировано, равно как и его общее цветовое решение. Узоры включают в себя магические заклинания от сглаза, пожелания счастливого будущего, закодированную информацию об истории рода и племени девушки. Вся композиция вышивки синего платья строится по принципу строгой симметрии. Центральная ее линия имеет по всей длине повторения узора “хорасанских рогов”, число которых указывало на многочисленность колен рода. В свою очередь от этой оси композиции расходятся по обе стороны по косой вверх ромбовидные узоры “подпруги” и мелко повторяющиеся “хорасанские рога”. У основ ворота – жага расположены стилизованные изображения серег – сырга нагыс. Эти узоры помещены там, где серьги или другие украшения обычно пришиваются к простому платью, не оформленному вышивкой.
Ступенчатые ромбы с крестиками внутри на платье кок кейлеке обычно одинаковы по величине и воспринимаются как единое орнаментированное поле (кок кейлек из Санкт-Петербургского музея). Иногда орнаментальных полос бывает всего две, тогда нижняя по отношению к крупной верхней играет вспомогательную роль. Орнамент из ступенчатых ромбовидных фигур может быть продолжен в нижнем поле композиции. Широкая полоса орнамента украшает и рукава. Обычно это зигзаги из мелких треугольников, зубцов и рядов квадратов с роговидными узорами.
Интересно отметить, что синее платье без вышивки считалось траурным одеянием каракалпачек. Кок койлек встречается в быту сравнительно редко, в то время как другие виды женской одежды (кызыл киймешек, ак киймешек, ак жегде, женгсе, женгуш) имелись почти в каждом доме. До настоящего времени сохранились сотни таких экземпляров.
Наиболее богато украшен вышивкой такой элемент свадебного комплекта каракалпачки, как кызыл киймешек, который вышивают долго и с большим усердием. Вышивкой украшается не только нагрудная его часть, но и края пришиваемого сзади треугольного платка, ниспадающего клином. Ею же дополняют кисти из крученых ниток в виде бахромы длиною 5-7 см, расположенной плотно в один ряд. В нагрудной части – киймешек алды расположено несколько рядов горизонтальных и вертикальных узорных полос, составляющих одну сложную композицию. В центре находится черная горизонтальная полоса (шириной 5-6 см), концы которой не доходят до краев и загибаются вверх узкими полосами по линии кроя. Эта горизонтальная черная полоса-вставка из сукна – орты кара также вышита разнообразными узорами. Орта кара всегда является центром композиции нагрудной части кызыл киймешека, нередко пространство вокруг него не вышивалось, чтобы выделить красоту узора на черной полосе. Края киймешека вышивались растительным орнаментом – это узкие полосы из черного сукна – шеттегикара и черная полоска на плечах – йинкара, которая соединяет орнаменты нагрудной части и каймы кызыл киймешека.
Старинный головной убор женщин-каракалпачек в виде шлема – саукеле одевался поверх киймешека. Он изготавливался из войлока, покрывался красным сукном, богато украшался металлическими узорными бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом коралловыми. Одна из основных подвесок – жыга (драгоценная) – спускалась на лоб и украшалась камнями и бусами. Другие, мелкие, бляхи на саукеле называются кыран, что означает ловкий, хваткий, зоркий, бьющий без промаха. Форма блях напоминает голову орла или охотничьих ловчих птиц. К задней нижней части саукеле крепилась длинная, украшенная вышивкой, полоса ткани – халка, или халыка. К боковым ее частям пришивались крупноячеистые сетки из бисера зеленого, желтого цветов или цвета гранатовых зерен, которые спускались до плечей. Завершая обрамление головы, на грудь спускаются три длинные связки бус – бойдасы, различные по размеру и материалу.
Саукеле носили в сочетании с другим головным убором – тобелек, представлявшим собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как навершие саукеле на его мягкую ткань – тумак. Тобелек был богато украшен по металлу орнаментом и имел множество выпуклых блях с вставленными в них цветными камнями. Эти дорогие виды головных уборов могла позволить себе только богатая семья.
Завершал свадебный костюм халат-накидка – жипек-жегде, напоминающий по крою узбекскую паранджу и туркменский халатик – чырпы, его накидывали на голову и плечи. Характерной чертой накидки были очень длинные ложные рукава, закидываемые за спину, где они связывались специальными завязками. Для продевания рук на уровне груди в полах жегде, как и в парандже, делались вертикальные прорези. Ворот жегде обычно украшался вышивкой и шелковыми кистями, на концы которых нанизывали бисер. Красное, в полоску, шелковое жегде входило в состав приданого девушки. Носили их с 15-летнего возраста, но в 40 – 50 лет надевали уже белое – ак жегде. В отличие от узбекской паранджи, жегде не сочеталось у каракалпаков с чачваном. Женщины-каракалпачки никогда не закрывали лица.
Особую праздничность придавали свадебному костюму серебряные ювелирные изделия, в состав которых входили длинные серьги – сырга, нагрудные украшения – хайкель (в его средней части находилась полость для хранения “дуа” – молитвы от заговоров, предохраняющей от несчастий), онгирмоншак, туйме. Хайкель могли заменить серебряные бляхи с камнями в оправе – шар туйме, носовые серьги – арабек, кольца и перстни, накосники – шашбау, браслеты и обереги – тумар. Великолепные образцы вышеназванных украшений сохранились в упоминаемых выше музеях. Свадебное платье закалывалось круглой плоской брошью – айшык из серебра, украшенной чеканкой и зернью. В центр броши был вставлен сердолик. Форма айшык, вероятно, имела вид щита воина, являясь отголоском воинского прошлого.
Лицо невесты украшалось тонким золотым кольцом – арабек, продевавшимся в ноздрю; руки и пальцы – кольцами и перстнями – жузик с разным орнаментом, вставками из драгоценных камней и браслетами – куйме билезик. В косы невеста вплетала накосники – шашбау, представляющие собой полосы ткани шириной 2 – 2,5 см с пришитыми бусами, монетами, колокольчиками и множеством кистей. Особую роль в украшении ювелирных изделий играл сердолик, который у всех народов Востока считался камнем-оберегом.
Мягкие кожаные сапожки – маси с геуши дополняли свадебный комплект. В целом весь свадебный ансамбль, состоявший из нескольких одетых одна поверх другой одежд, придавал фигуре женщины помпезную торжественность. Сочетание синего, красного, многоцветие вышивок, блеск серебра и позолоты, каменьев радовали глаз и ещё больше оттеняли красоту новобрачной. Обилие одежд и украшений было тяжким испытанием для девушки и требовало от неё большой выдержки, терпения и силы, таким образом как бы испытывая ее на “прочность”. Тяжесть одежд во время свадебного торжества могли выдержать лишь сильные девушки, что было непременным условием для невесты – будущей матери.
Интересно, что только в свадебном наряде каракалпачек сохранились отголоски воинского прошлого. Тем не менее в настоящем комплекте она выглядела скромной, строгой и величественной. Свадебный наряд также свидетельствует о мастерстве невесты, поскольку он полностью создавался ее руками, а сложность вышивки являлась показателем ее усидчивости и сноровки.
Автор: Гульназ Торениязова