Более сорока лет назад состоялся союз двух замечательных художников – Галины Григорьевны и Александра Владимировича Ли. Будучи студентами художественного училища, они создали семью и, не разлучаясь, идут по жизни, во всем помогая друг другу. Вполне закономерно, что у талантливых родителей на свет появились и талантливые дочери – Татьяна и Мария, чьи судьбы, как говорится, были предопределены “свыше”: они обе стали художницами. Примечательно, что супруг старшей дочери, Тани, Александр Дончерович Ли – профессиональный художник-график.
Сегодня в гостеприимном доме Ли живут и работают пять художников. Все они – члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана и все активно участвуют в художественной и культурной жизни республики. Редкая семья с удивительной историей, чьи поступки, дела и жизненные принципы адекватны признанию в любви к Родине, детям, друзьям, домашнему очагу, друг к другу и, конечно, – к искусству! Это целый “оазис”, где царят духовность и высокая культура человеческих взаимоотношений.
Глава семьи, Александр Владимирович Ли, родом из Маргилана. Воспитанник детского дома. Сколько себя помнит, всегда рисовал. Его целеустремленность и огромное желание постичь основы композиции ицвета привели молодого паренька в художественное училище им. П. Бенькова, где его наставниками были А.Гольдрей, А.Ган, Н.Шин, Д.Ким, Н.Лимаков. Затем он продолжил учебу в Театрально-художественном институте им. А. Островского под руководством И.Юровского и Н.Пака. Получив базовое образование, А.Ли приступил к самостоятельной работе. Наряду с издательской и педагогической деятельностью он создает живописные полотна, которые выставляются с 1964 г. Наиболее значимы из них – диптих “1961-й год”, “Арал”, “Инь-Янь”, “День рождения”,”Пегас”, “Вечер”, “Будда”, “Гиланский дворик”, “Мираж”, “Мечта”, “Малыш”, “Молчание”, “Поверженные”, графический цикл автобиографических литографий и др. А.Ли – художник разноплановый. Со свойственной ему восточной мудростью он размышляет о сути бытия, добре и зле, любви и ненависти, гармонии и хаосе в мире. Будучи способным рисовальщиком и тончайшим колористом, он словно парит в созданном им же пространстве, стремясь уловить тонкую грань “между черным и белым квадратом жизни”.
Произведения Александра Ли представлены в музеях Ташкента, Самарканда, Шахрисабза. Его работы находятся в частных собраниях коллекционеров России, Кореи, Америки, Германии, Италии, Франции, Голландии. Галина Григорьевна Ли является центром жизненного уклада большойи дружной семьи художников. В течение 30 лет она обучала студентов секретам профессии в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. Сегодня Г.Ли – известный иллюстратор 50 изданий. Это сказки народов мира и художественная классика, школьные учебники и энциклопедическая литература. Она – яркий представитель и продолжатель лучших традиций художественного оформления детской книги. Своими духовными наставниками считает Е.Чарушина, В.Пахомова, В.Конашевича.
“Меня всегда вдохновляли дети. У них можно многому поучиться. Они открытые и чистые, как родниковая вода. Для детей надо создавать все самое лучшее, ведь они наше будущее”, – размышляет Галина Григорьевна. Работая над иллюстрациями, она не ищет типажи где-то на “стороне”. Прототипами и героями сказок являются ее дети, внуки и племянники, дворовые детишки и дети друзей. Для всех ее работ характерен высочайший профессионализм и широкий этнографический диапазон мышления. Все иллюстрации несут в себе национальный колорит, они выразительны, самобытны и красочны. Если перечислить все книги, которые оформила Галина Григорьевна Ли, это займет массу времени. Назовем лишь некоторые из них: “Золотой ключик”, “Калевала”, сказки Г. Х. Андерсена, сказки братьев Гримм, “Горлица и лисица”, “Легенды Казахстана”, “Пиноккио”, “Как гуси Рим спасли”, “Восточные сказки” и многие другие. Любая сказка из-под ее кисти трогательно оживает, вызывая у детей целую гамму чувств. Это и есть волшебство и мастерство перевоплощения художника, любящего детей всем сердцем.
Ли Татьяна – представитель второго поколения этой династии. Как живописец, заявила о себе в начале 90-х годов, будучи студенткой. Ее первые творческие работы обусловлены различными литературными сюжетами, образы отмечены некоторой скованностью и надуманностью цветового решения. Начиная с 2000 г., Татьяна открыла для себя прелесть пленэра во всей его красоте. В это же время с группой художников она переселилась из города в горный поселок под Чарваком. Полюбив местный ландшафт и чистый воздух, реки и деревья, полевые цветы и сельскую жизнь, улочки и мостики, восходы и закаты, она наполняет свои работы жизнью и непосредственным впечатлением натуры. Пленэр раскрыл новое цветовосприятие. Наслаждаясь природой Чарвака, она черпает силы в окружающей среде, которая и является источником вдохновения. Тематика легко угадывается в названиях картин: “Дорога домой”, “По улице Никитина”, “Сезон дождей”, “Мятежный февраль”, “Зимний сад”, “Звук зноя”, “Подсолнухи”, “Маки”, “Вишня”, “Лето”, “Гранаты”. Нынешние работы качественно отличаются богатым воображением и неординарностью абстрагирования, цельностью и свежестью восприятия. Работает Татьяна быстро и импульсивно, словно спешит зафиксировать на холсте не только увиденное, но и глубоко прочувствованное.
Буйство красок и сила цвета, раскованность в живописи и уверенность широкого мазка смело балансируются трепетной тематикой. И, наоборот, глубинный смысл полотна разряжается и уравновешивается нежными и прозрачными полутонами. Уловить, найти и создать все это – задача наисложнейшая. Преодолев много трудностей и проявив огромную силу воли, Татьяна пришла к этой гармонии методом проб и ошибок и состоялась как самодостаточный и талантливый художник.
Еще один представитель молодого поколения художественной династии Ли – Мария Ли-Сафи. Ее творческие пристрастия отличаются умением сочетать реальность и фантастику. Создавая сказочную среду, она органично вводит зрителя в ирреальный мир, где летают Пегасы, где слушает романтическую музыку царица Бактры, где происходят волшебные превращения и воплощаются причудливые фантазии. Глядя на такие ее работы, как “Отражение”, “Дерево”, “Ее Величество”, “Мой сын”, “Девушка с птицей”, “Кентавр”, “Семург”, “Русалки”, “Бактрийская принцесса”, “Сделка”, “Восточная сюита”, мы словно попадаем в мир художницы, которая воплощает мечту на холсте.
Метаморфозы, происходящие в ее творчестве, – будь то графика или живопись, обусловлены огромным трудолюбием. Драматургия ее полотен всегда выразительна и узнаваема. Манера письма отличается скрупулезностью и ювелирностью исполнения. Ей свойственна декоративная орнаментальность и тяготение к узорчатости. Тщательность и усердие, с которыми выполнены работы художницы, отдаленно напоминают кропотливый труд кружевниц и вышивальщиц.
Унаследовав от родителей терпение и работоспособность, Мария с полной ответственностью и самоотдачей занимается не только творчеством, но и педагогической деятельностью. Она умеет в детях разглядеть “искру Божью” и помочь ее зажечь. Активно выставляясь, М.Ли полна замыслов и новых идей. Несмотря на молодость, ее произведения можно увидеть в ГМИ Узбекистана, а это уже показатель больших потенциальных возможностей художницы.
Пятый член семьи художников Ли – Александр Дончерович Ли, пожалуй, самый загадочный и непредсказуемый. Будучи блестящим графиком, мастером офорта и педагогом, он увлеченно занимается керамикой и мелкой пластикой. В творческом процессе принципиально важным считает открытиеновых свойств и качеств известных художественных материалов и их практическое применение. Преодолевая определенные сложности в работе и постоянно экспериментируя, он стремится к творческим изысканиям в области новых технологий.
Человек он добрый и отзывчивый, надежный и тактичный. По мировосприятию и мироощущению – философ. Показательными для его творчества являются такие офорты, как “Озера детства”, “Имеретти”, “Цветение”, “Город детства”, “Просто”, “Улитка”, “Три вариации”. Много времени Александр Дончерович отдает студентам. Опираясь на опыт своей творческой и педагогической деятельности, он надеется издать пособие по методике преподавания офорта.
Обобщая вышесказанное, хочется особо подчеркнуть, что поистине феноменальная семья художников Ли является “золотым” фондом нашей республики. Все ее пять членов бесспорно талантливы и вместе с тем индивидуальны. А объединяет их всех беззаветная преданность искусству, где происходит творческое волшебство и “таинство божественных начал”.
Автор: Гульшан Исмаилова