Правительство Узбекистана постоянно уделяет большое внимание развитию национального киноискусства. Об этом свидетельствуют также такие документы, как Указ Президента Республики Узбекистан “О совершенствовании управления в сфере кинематографии” от 16 марта 2004 г., и постановление Кабинета Министров республики Узбекистан “Об организации деятельности Национального агентства “Узбеккино” от 17 марта 2004 г. Эти документы вызвали большой резонанс среди деятелей узбекского кино – режиссеров, сценаристов, операторов, и, конечно же, теоретиков и историков искусства.
4 июня 2004 г. состоялась научно-практическая конференция “Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы”. Ее организаторами выступили Научно-исследовательский институт искусствознания и Национальное агентство “Узбеккино”. В работе конференции приняли участие киноведы, культурологи, деятели киноискусства, ведущие кинорежиссеры. На ней обсуждались вопросы, волнующие как киноведов, так и деятелей кино – современное состояние национального киноискусства, поиск координат его развития, глубокий анализ художественных и анимационных фильмов, тенденций, характеризующих состояние кинопроцесса, издание специализированного киноведческого журнала.
Мы предлагаем вниманию читателей выступления известных деятелей кино и ученых-киноведов. Надеемся, что высказанные суждения, идеи, концепции дадут новый импульс для дальнейшего развития кинематографа Узбекистана.
Шухрат Аббасов, народный артист, кинорежиссер
Как и многие другие узбекские кинематографисты, я благодарен коллективу и руководству Института искусствознания за то, что впервые за последние годы организована научно-практическая конференция, обращенная к проблемам современного национального киноискусства. В зале собрались ведущие мастера разных киноспециальностей. Это свидетельствует об актуальности и важности разговора. Мы недавно возвратились из Москвы, где прошли дни национальных кинематографий стран СНГ. Сознаюсь не без гордости, что работы наши, представленные там, получили одобрение, меня нередкоостанавливали и выражали свое восхищение узбекской кинопродукцией. В то же время, просматривая наши кинопроизведения, рано считать, что мы преодолели инерцию прошлых лет. По-прежнему выходят фильмы, в которых нет сильного конфликта, противоборства идей. А ведь только произведения, глубоко отражающие специфику времени, изменения в обществе, характер народа, могут сегодня понравиться зрителю, затронуть их сердца, завоевать достойное место в истории мирового кино. Я приветствую коллег по искусству, известных кинокритиков института, стремящихся улучшить ситуацию в узбекском кино, поднимающих серьезные проблемы.
Жура Тешабаев, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения
Принятие постановления Кабинета Министров “Об организации деятельности Национального агентства “Узбеккино” от 17 марта 2004 г. – дело огромной важности. Кроме помощи государства в покупке современного оборудования, восстановлении деятельности кинотеатров и проката, гарантируется ежегодное финансирование 15 художественных, 10 мультипликационных и более 20 документальных и научно-популярных лент. Решение задач, выдвинутых постановлением, требует от кинематографистов консолидации всех творческих и организационных ресурсов, особое внимание уделяя проблемам, касающимся кинодраматургии, без решения которых немыслимы сдвиги в киноискусстве.
Проблема сценария – наиболее актуальна для развития национального искусства. Дело в том, что с самого начала узбекское кино полностью зависело от приезжих драматургов, имевших опыт создания кинематографических сценариев. При экранизации произведений национальных писателей совсем не использовались пласты народного фольклора. Так происходит и по сей день. Мы больше уделяем внимания форме, чем содержанию. Конечно, обретение республикой независимости во многом “встряхнуло” деятельность всех ветвей киноиндустрии, режиссеры стали проявлять больше интереса к творчеству национальных литераторов, однако этого оказалось недостаточно, чтобы значительно повлиять на ход кинопроцесса. К тому же выяснилось, что сами режиссеры оказались не готовы к глубокому использованию потенциальных ресурсов литературы, смелойи творческой интерпретации самобытного материала, представленного в книгах и пьесах узбекских писателей, таких, как У. Азим, А. Абиджан, Х. Султан. Не потому ли большинство фильмов, созданных по произведениям отечественных авторов, в их числе “Любовь”, “Мариф Шериф”, “Чимильдык”, “Царство женщин” и другие, не стали значительным явлением в киноискусстве республики.
Созданию совершенных национально-самобытных кинопроизведений мешает инерция прошлого, шаблоны и стереотипы так называемой советской социалистической литературы. Продолжается следование принципам соцреализма с его классовым подходом к искусству, деление героев на положительных и отрицательных, боязнь затронуть острые вопросы действительности. Особенно тяжелое положение складывается в современной драматургии. За последние годы трудно вспомнить фильм, в котором бы выделился, произвел впечатление на зрителя герой наших дней.
Юсуф Разыков, кинодраматург, кинорежиссер, заслуженный работник культуры Узбекистана
После Указа Президента Республики Узбекистан И. Каримова “О совершенствовании управления в сфере кинематографии” можно отметить заметное оживление в кинокультурной среде Узбекистана. Этот документ коснулся и тех проблем, которые накопились в кинопроизводстве за последние годы. Да, мы сегодня считаемся фаворитами в регионе, у нас давние традиции в кинематографе, святые имена. Да, нам завидуют соседи, нами любуются в России, нам дают призы, устраивают ретроспективы, премьеры. Все громче разговоры о “новой волне узбекского кино”. Все это, несомненно, окрыляет и радует не только кинематографистов, но и всю интеллигенцию Узбекистана. Вместе с тем остаются нерешенные проблемы. Прежде всего – это отсталая техническая база в производственной сфере и в прокате – на сегодняшний день мы имеем 1 (один!) кинозал, оснащенный звуковым оборудованием “Долби”.
В постановлении Кабинета Министров Узбекистана “Об организации деятельности Национального агентства “Узбеккино”, принятом после Указа, намечено полное техническое перевооружение отрасли. И уже в 2005 г. мы должны сдать государству 15 полнометражных фильмов, 10 мультипликационных, не считая 60 часов видеофильмов. Такого количества фильмов узбекские кинематографисты не делали даже тогда, когда на “Узбекфильме” работало 1 500 специалистов. Сегодня их на студии около 400. И в ходе технического переоборудования – что тоже не происходит само по себе – нам придется решать и кадровые проблемы. Нужно возвращать специалистов на студию, обучать новых людей, открывая для этого краткосрочные курсы прямо на студии. Новое оборудование должно попасть в руки высококвалифицированных специалистов.
Еще одной из проблем является дефицит сценариев. Считаю, что сейчас очень своевременно возвращение к практике литературных заявок. Если на сегодняшний день у нас в перспективной обойме около 40 кинорежиссеров, имеющих опыт работы в кино, то, я уверен, каждый из них по первому зову принесет по две-три заявки, чтобы не начинать с нуля. Этого запаса хватит на 2 – 3 года, даже при самом тщательном отборе сценарной коллегией, художественным советом. Еще одна существенная проблема, затронутая в этих документах, – система финансирования фильмопроизводства. Внастоящее время мы получаем пленку для съемки фильмов в соотношении 1 к 2,5 , 1 к 3, включая техотходы. Это около 6 тысяч метров. Эйзенштейн, например, для съемок фильма “Стачка” потратил 56 тысяч метров – это восемьдесят лет назад. А ведь пленка – это не бумага, как любят сравнивать нас с писателями, а слово… Недостаток пленки, без сомнения, ведет к снижению художественных достоинств фильма. Мы должны хорошо представлять, что такое смета фильма-сказки, что такое смета современной городской картины, что такое сложно-постановочный фильм. Если мы хотим конкурировать с другими странами, например, с Россией, не нужно жалеть денег на постановку. Наши зрители соскучились по узбекскому кино, мы должны дать им качественную продукцию, причем в современных кинотеатрах.
Реализация этих задач – наш долг.
Ханджара Абул-Касымова, кандидат искусствоведения
Мне хотелось бы остановиться на проблемах художественного кино 1991 – 2003 гг. Указанный период в истории художественного кино республики чётко делится на два этапа: 1991 – 1997 и 1998 – 2003 гг. Первый из них включает довольно большое число фильмов, которые фактически стали лишь фактом творческой биографии их постановщиков. Киноискусство любой страны имеет картины, поставленные на “поток”, но не они характеризуют обычно его развитие. Характер кинопроцесса, его направленность определяют обычно иные фильмы, в которых заложено зерно будущего. В рассматриваемые годы такими фильмами стали “Абдуллажон” З. Мусакова и “До рассвета” Ю. Азимова. Обе картины стали своеобразным выражением творческихвозможностей художественного кино, позволившим избежать таившуюся в “потоке” анемию.
Если “Абдуллажон” фактически предопределил поэтику последующих фильмов режиссёра З. Мусакова (“Ойижон”, “Небесные мальчики”), то фильм “До рассвета” продолжил, с одной стороны, намеченную еще во второй половине 80-х гг. новую тематику – кинематографическое осмысление “социалистической” реальности (“Сиз кимсиз?”, “Каменный идол”, “Солдатская сказка”, “Дикарь”), с другой – наметил новый поворот в воплощении в экранных произведениях недавнего прошлого. Активная гражданская позиция авторов фильмов этого тематического направления, серьезный, без сарказма и голого отрицания подход в изображении прошлого привели к появлению таких значительных фильмов, как “Оратор” и “Товарищ Бойкенжаев” Ю. Разыкова. В разных жанрах – психологической драме и политической комедии – режиссёр талантливо выразил самоё суть исторического времени.
Второй этап характеризуется стремлением режиссеров к национальной стилистике (“Чимилдик” М. Абзалова, “Чаёнгул” С. Назармухамедова, “Пари Момо” М. Раджабова, “Дилхирож” Ю. Разыкова, “Ёдгор” Х.Насымова, “Тюльпан в снегу” Ё.Туйчиева и А.Шахобутдинова). Желание кинематографистов насытить фильм национальным своеобразием благородно и понятно. Но очень важно при создании подобных фильмов не впасть в провинционализм, сдобренный сентиментальностью. Такая опасность существует, поскольку в таких картинах чаще всего поднимаются нравственные морально-этические проблемы, близкие менталитету узбекского народа.
Хотя число созданных за последние годы фильмов невелико, они отличаются богатством жанров и творческих подходов. Среди них такие фильмы, как “Дэв билан Пакана” (“Великан и Коротышка”, 2003 г.) Д. Касымова, “Небесные мальчики-2″ З. Мусакова, “Боль” Ю. Разыкова. Важно отметить и еще один момент в современном художественном кино республики: появление “сложных” фильмов, восприятие которых требует подготовленного зрителя. Это “Феллини” Н. Аббасова, “Царство женщин” Ю. Разыкова. Эти фильмы еще раз подтвердили наличие творческого потенциала нашего кино. Наконец, принципиальным моментом, свидетельствующим о художественном уровне современного игрового кино республики, является то, что целый ряд фильмов, таких, например, как “Оратор”, “Товарищ Бойкенжаев”, “Боль”, “Феллини”, “Небесные мальчики”, “Ёдгор” был представлен на международных кинофестивалях и удостоен наград.
Пережив период самосохранения, избежав творческой анемии, художественное кино Узбекистана вступает в новую фазу своего развития, когда будут продолжены заложенные за последние годы традиции. Наши надежды подкрепляют Указ Президента республики “О совершенствовании управления в сфере кинематографии” и постановление Кабинета Министров республики “Об организации деятельности Национального агентства “Узбеккино”, которые открывают широкий простор для того, чтобы кино во всех его видах заняло достойное место в жизни народа.
Сабохат Хайтматова, кандидат искусствоведения
Взаимосвязь и взаимовлияние таких видов экранных зрелищных искусств, как художественное телевидение и художественное кино, являют собой особый, новый, способ мирочувствования, новый тип отношений с художественной культурой. Значение кинематографа в художественной культуре неоценимо. Но с приходом ТВ, с его способностью популяризации других видов искусства, первоначальное отношение к телевидению как средству коммуникации и информации меняется. Постепенно формируется и художественное телевидение, влияние которого, как и всего ТВ в целом, тотально сказалось на кинематографе.
Xудожественное ТВ имеет достаточно широкие параметры: от телевизионной передачи, телевизионного спектакля оригинальной основы, теленовеллы, миниатюры, концертного номера или блока номеров, художественного чтения и т.д. до телевизионного фильма разных форм, видов, жанров, метража и т. д. Вместе с тем художественное ТВ использует и кинофильмы. На сегодняшний день узбекское телевидение по 4 каналам демонстрирует фильмы, годовой объем которых составляет приблизительно 6 480 часов.
Телевидение в целом, как и телекино, создает определённую психологию восприятия, изменяет дистанцию между зрителем и искусством. Зритель становится потребителем зрелища, причём пассивным. Отсюда и некоторая растянутость, вялость драматургического материала, отсутствие напряжения, динамизма во многих телевизионных лентах. Если все это и есть пресловутая специфическая особенность телевизионного кино, то подобные проявления в “большом” кино, особенно в последние годы, есть, на наш взгляд, самое что ни на есть прямое воздействие ТВ на кинематограф. Так, в фильмах “Љор љњйнида лола” – “Тюльпан в снегу”, “Дард”, “Осмондаги болалар” при всех кинематографических исканиях, режиссерских решениях, присутствует определённый привкус “телевизионности”.
В “Љор љњйнидаги лола” (режиссеры Л. Туйчиев, М. Шахобутдинов) драматургическое построение и разделение на новеллы “Она”, “Фарзанд”, “Ота” – предполагают стилистику телевизионного сериала. Актёрская работа на крупных планах, замедленная динамика действия в ряде эпизодов напоминают телевизионное кинопроизведение (кстати, фильм снят видеоспособом.) Интересно своим авторским началом творчество Юсуфа Разыкова. В последней его работе “Дард” – глубокой по мысли, необычайно печальной, щемящей психологической драме – также присутствует стиль и определённые свойства телевизионного кино. Уже по своему жанру эта лента просится на телеэкран. Она-то и сможет заставить того самого пассивного зрителя задуматься, заставить сопереживать, вызвать гамму эмоций, достучаться до его сердца.
В основе фильма “Ёдгор” (режиссер Х. Насымов) – повесть Г. Гуляма. Интересная интрига, нетипичная жизненная ситуация преподносятся авторами в довольно сжатой лаконичной форме. В этой картине не хватает подробностей, детализации, продолжительности. Эти качества телевизионного многосерийного фильма можно было бы использовать и в кино (лента также снята видеоспособом). Однако ведомственные различия не волнуют зрителя, ему нужен интересный захватывающий фильм о нём самом, о его жизни, истории его народа…
В фильме “Дэв и Пакана” раскрываются многие проблемы сегодняшнего дня, художественно интерпретированные в ёмком по мысли кинопроизведении. Режиссёр Д. Касымов, имеющий богатый опыт работы на телевидении, сумел создать настоящее кинопроизведение при всех минусах и плюсах этойработы, в котором присутствует ощущение динамичного острохарактерного кино.
Современный зритель не вдаётся в суть фильмотворчества. Он хочет смотреть своё кино – узбекское. А телевизионное оно – “большое” или “коммерческое” – ему неважно. Может быть, нужно объединить усилия, консолидироваться, отказаться от амбиций ради того зрителя, который истосковался по узбекскому кино.
Нигора Каримова, кандидат искусствоведения
Одной из актуальных проблем игрового кино является проблема современного героя. Если сравнить картины “Сиз кимсиз?”, “До рассвета” и снятые спустя несколько лет “Оратор”, “Единственная память”, “Феллини”, “Дилхирож”, можно отметить сначала различия в чисто внешних рисунках характеров, а затем и более глубокие, внутренние. После “напористого” героя начала 90-х время потребовало нового героя с концепцией внутренней цельности. Произошла также его перекодировка: пропал герой-образец, дежурная фигура прошлых лет. Наметился сдвиг в сторону жанрового, точнее, в сторону зрительского кинематографа.
В последние годы в нашем кино появился интерес к “маленькому человеку”. Будь то Зульфикар из фильма “Великан и Коротышка”, или Бойкенжаев из “Товарища Бойкенжаева”, которые несут на себе печать вечных неудачников. Но зерно доброго, светлого скрыто под этими масками. Наблюдая за их злоключениями, невольно вспоминаешь героев Ч. Чаплина.
Для игрового кино последних лет характерна также тенденция отхода от социальных аспектов к проблемам отдельных людей. Все больше появляется фильмов о семье, браке, взаимоотношениях разных поколений. Проблема героя для нашего кинематографа остается чрезвычайно важной. Только поиск его следует вести в самых различных направлениях, в том числе и в тематических, стилистических. Нашли же Ш. Аббасов и Э. Ишмухамедов своих героев на улицах Ташкента – и появился феномен “Нежности” и “Махалли”.
На мой взгляд, сегодня очень сложно обстоит дело с экранным отображением образа современника. Речь идет о кино, которое бы не убегало в историю, мелодраму, развлекательную никчемность. Хотя фильмы “Небесные мальчики” (режиссер З. Мусаков), “Чаянгуль”, (режиссер С. Назармухамедов), “Великан и Коротышка” (режиссер Д. Касымов) посвящены современности, в них не хватает ощущения реальности, в которой мы живем. Где реальный человек? Где его этика? Его жизненная позиция?
Важно владеть киноязыком, но не менее важно знание духовного мира человека, вера в него. Нужно знать все: что снимать, как и для кого. Наше общество занимают не только глобальные общеполитические вопросы, но и проблемы повседневной жизни “нового” поколения. Видимо, настало время кинематографу Узбекистана перейти к более сложным и проблематичным фильмам. Сегодня важно, чтобы он комментировал судьбы современников.
Динара Арифова, аспирант
Если анализировать современное состояние узбекского кино, в нем можно выделить три тенденции:
- сближение с национальной литературной классикой, а также с творчеством современных авторов;
- обращение к историческим темам, волнующим современного зрителя и получившим новую интерпретацию в произведениях узбекских писателей;
- разработка морально-нравственной темы, с точки зрения современной национальной идеологии.Эти тенденции все более усиливаются, обогащаясь новыми красками. Речь идет о таких работах “Узбекфильма”, как “Любовь” (сценарист У. Азим, режиссер И. Эргашев), “Ёлђиз ёдгорим”, “Чаян гуль” (сценаристы Х. Султан, Х. Дустмухамедов, режиссер С. Назармухамедов), “Чимильдык” (по пьесе Э. Хушвахтова, режиссер М. Абзалов), “Тюльпан в снегу” (по Чулпану, режиссеры Ё. Туйчиев, А. Шахобиддинов).
Особо хочется выделить картину “Ёдгор”. В центре сюжета – судьба юноши Джуры. Актер А. Хамраев сумел раскрыть сложный мир своего героя, мотивы его поведения, прямоту и честность. Я считаю, что фильмы, подобные “Ёдгору”, являются тем ориентиром, на который должны равняться в своих исканиях наши режиссеры. Национальная литература – необъятное богатство, которое еще долго будет вдохновлять кинематографистов, ценящих настоящее искусство.
Махсура Мирзамухамедова, кандидат искусствоведения
Сегодня актуальны и проблемы анимационных фильмов: несмотря на экономические и финансовые трудности, узбекское анимационное кино живет, производит по четыре фильма в год: 2 рисованных и 2 методом перекладки. Костяк, на котором держится узбекская анимация, состоит из талантливых, фанатично преданных своему делу творческих людей. Поэтому даже в самый противоречивый период – в начале 90-х годов, когда государственное финансирование прекратилось, в мультобъединении шел, пусть и в замедленном темпе, творческий процесс.
Сейчас небольшой коллектив во главе с художественным руководителем Назимом Туляходжаевым создает анимационные фильмы на высоком, европейском уровне. Еще в 1984 г. узбекская анимация, выйдя на мировую арену с рисованным фильмом общечеловеческого звучания “Будет ласковый дождь” (режиссер Н. Туляходжаев, художник С. Алибеков, по одноименному рассказу американского писателя-фантаста Рея Бредбери), покорил весь мир. Ему была присуждена премия “Гран-при”, “Золотой голубь” на Международном кинофестивале в Лейпциге.
Время от времени имена таких режиссеров, как Н.Туляходжаев, Мавзур Махмудов, Дмитрий Власов, звучат за пределами республики. Так, кукольный фильм “История бильярда” режиссера М. Махмудова (художники М. Махмудов, Р. Камалетдинов) на Международном кинофестивале в Анкаре в 1993 г. был признан одним из лучших. Этот памфлет против бесчеловечности диктата над судьбой как отдельного человека, так и целого народа – без дикторского текста, без всякого диалога и перевода – был понятен зрителям всего мира. В 1999 г. его же анимационный фильм “Соловей” (по одноименной сказке Г. Х. Андерсена) на Московском Международном кинофестивале анимационных фильмов получил первый приз – “Золотая рыбка”.
С обретением независимости в мультипликации наблюдается поворот к национальным и историческим темам, классической литературе. Фильмы начали снимать на узбекском языке. Анимационные фильмы, созданные по поэме Алишера Навои “Семь планет”, “Бахром и Дилором” (автор сценария и режиссер М. Махмудов), “Черный дворец” (автор сценария М. Махмудов, режиссер В. Никитин), на историческую тему “Джалолиддин Мангуберди” (режиссер М. Махмудов), “Томарис” (режиссер С. Муратходжаева), многосерийные – “История ислама”, “Алпомиш” (автор сценария и режиссер Н. Туляходжаев) являются плодами независимости.
В этом году режиссер и художник Д. Власов закончил свой антивоенный рисованный фильм “Гончар” (“Кулол”). Старинное народное ремесло очень трогательно связывается с современностью. Гончар легкими движениями рук превращает глину в красивые кувшины и ляганы. Но война уводит его от любимого дела… А возвращается он с войны без обеих рук… Единственная надежда – на маленького сына, сидящего у замершего станка. Но жизнь, как вращающийся на гончарном круге сосуд, всегда в движении…
Фильм “Гончар” в этом году был отобран на конкурс, проходивший в Риге, для участия в Международных кинофестивалях (Загреб, июнь и Рио-де-Жанейро, август). Согласно Указу Президента Республики Узбекистан с 2005 г. мультобъединение должно выпускать по десять фильмов в год. Готово ли оно? Реально ли, когда от сформированного годами уникального коллектива специалистов остались считанные единицы?
Реализация такой масштабной программы требует комплексного подхода – от подготовки творческих кадров до восстановления кукольной кинематографии.