Выпускники Ташкентского государственного театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. Бехзода) скульпторы Х.Заиров, Б.Пулатов, К.Норхурозов, У.Уроков начали работать в Бухаре в 1980-е гг., создавая произведения в жанре монументальной, станковой и декоративной скульптуры. Для их творчества характерно глубокое знание традиций народного искусства, а также неустанный последовательный поиск новых, нестандартных средств художественного воплощения.
Особого внимания заслуживают произведения Курбана Норхурозова и Улаша Урокова. Стремясь глубоко постичь внутренний мир создаваемых образов, они воплощают его с помощью оригинальных пластических решений. С 1999 г. К.Норхурозов и У.Уроков работают совместно в мастерской известного скульптора Улугбека Мардиева, и, наверное, не случайно под влиянием творчества последнего в эти годы в их произведениях главенствует тема “бунта”, внутренних переживаний. Вместе с тем, несмотря на единую тематику, каждый из мастеров имел собственный почерк, свой стиль. При создании образов преобладают абстрагированные, далекие от реальных, формы, которые тем не менее убедительно передают внутренний накал произведений; для скульпторов важнее истолкование и передача характеров героев, а не их портретное сходство.
Внутренние переживания человека раскрываются К.Норхурозовым в работах “Крик” (1989, хранится в Узбекском государственном музее искусств), “Невеста” (1994), “Плач души” (2001), “Удивление” (2003). В частности, в работе “Крик” скульптор, чтобы передать душевное состояние инвалида, прибегает к гиперболе, показывая его безвыходное, безысходное состояние. К.Норхурозов утверждает, что эта работа – результат жизненных наблюдений. Для творчества скульптора характерны постоянный поиск новых тем, расширение кругозора. Об этом свидетельствуют такие его произведения, как “Эхо времени” и “Плач души”. “Эхо времени”, например, передает неуловимое душевное и физическое состояние человека; в этом произведении скульптор осуждает агрессию и насилие. Работа производит сильное впечатление своей художественно-композиционной выстроенностью. Проблемы, возникающие в жизни человека, которые не находят своего решения и приводят к неотвратимым последствиям, отражает скульптура “Плач души”.
В ряде композиций доминируют позитивные ноты; так, интересна метафорическая работа К.Норхурозова “Удивление”, отражающая состояние старого человека, наслаждающегося прелестями жизни, радующегося ей, подобно простодушному ребенку. Символом красоты женщин Востока, их высокой нравственности можно назвать скульптуру К.Норхурозова “Невеста”. По словам автора, некоторая неустойчивость композиции призвана передать состояние перехода от юности к зрелости. Физическое совершенство и красота девушки словно говорят о том, что она достойна любить и быть любимой, стать матерью.
Еще одна примечательная работа этого автора – скульптура “Полет души”, воплощающая мечты, устремления и желания творца. Для скульптора У.Урокова, так же, как и для К.Норхурозова, характерна передача образов в обобщенной форме. Его композиции “Грезы” (1992), “Удивление” (1992), “Поэт” (1993), “Немощный” (1993), “Женщина в национальном костюме” (1994), “Влюбленные” (1996), “Ожидание” (1997) различны по стилю и толкованию сложных форм и отражают многогранность поисков художника.
У.Уроков и К.Норхурозов создали в соавторстве и несколько монументальных произведений, установленных в центре Бухары. Это “Крылатый верблюд” (1989), “Мать и дитя” (1999), “Скорбящая мать” (1999), а также памятник “Файзулла Хужаев”, установленный у Галереи искусств Бухары. Все эти работы – свидетельство высокого профессионализма скульпторов. “Крылатый верблюд”, которого можно видеть у гостиницы “Варахша” в центре Бухары – символ Великого шелкового пути, сыгравшего историческую роль в развитии многих цивилизаций, а сам “корабль пустыни”, украшенный попоной с красивым орнаментом, словно сошедший с росписей дворцов Варахши, – свидетельство величия ее правителя.
В соавторстве с П.Подосинниковым, А.Рахматуллаевым, У.Мардиевым, У.Уроков и К.Норхурозов создали памятник “Алпомиш” (Термез, 1999), который является высокохудожественным образцом монументальной скульптуры Узбекистана 1990-х годов. Здесь, на фоне символической крепости Бойсуна, изображены Барчиной, ее сын Ёдгор и скакун-спаситель Алпамыша. Для передачи образа самого Алпамыша авторы умело использовали множество символов. Например, лук в левой руке – символ свободы и независимости, а птица Карчигай в правой – символ вестника. Величественная фигура Алпамыша на высоком постаменте являет собой действительно легендарный облик.
Нельзя не отметить, что в 1990-е годы в “станковой” скульптуре наблюдаются различные подходы к передаче идей, внутреннего мироощущения авторов. Творчество скульпторов Бухары свидетельствует о постоянном росте мастерства художников, его совершенствовании, внешнем и внутреннем гармоничном сочетании, а именно в этом и заключается доказательство их профессионализма, дальнейшего развития творческих возможностей.
Автор: Дилмурод Пулатов