Вышивка – одно из древнейших видов народного прикладного искусства Узбекистана. Давая определение этому ремеслу, В.Воронов отметил: “Это ясная и выразительная речь, без праздных лишних фраз”. Действительно, как в ясной и выразительной речи не бывает неуместных фраз, так и в художественной вышивке нет лишних изображений, узоров, красок, в ней соблюдены определенные художественные нормы. В этом и заключается вся прелесть, свойственная вышивке.
Бесконечная любовь к природе находит свое отражение в вышивках искусных швей Бухары, их узоры впитали в себя символы и формы разных эпох. Бухарские сюзане XIX в. отличаются богатством цветочных и растительных мотивов, которые передают бесконечную красоту окружающей природы – это изображение деревьев, цветущих кустов, разнообразных цветов: гвоздик, тюльпанов, пионов, хризантем и т.д. Узоры из них символизируют собой цветение природы, жизнеутверждающее начало на земле. Цветы – символы любви и верности, столь близкие духовному миру женщин, издревле являлись символом продолжения жизни, фрукты – символом плодородия.
В вышивках первой половины XIX в. растения и цветы несколько стилизованы. Во второй половине XIX – начале XX в. стиль изображения несколько меняется, он становится более реалистичным и узнаваемым. В узорах сюзане нередко отражаются внутренние переживания женщин, их взгляд на изменения в окружающей природе. Наряду с растительным миром часто вышиваются животные, птицы, рыбы. Вышивальщицы с особым мастерством вписывали их изображение в общую композицию сюзане, на первый взгляд их невозможно было разглядеть в обилии цветочных узоров. Создается такое впечатление, что они (животные, птицы, рыбы) специально спрятаны в сплетении растительных форм. Чтобы найти их, нужно очень внимательно разглядывать каждую деталь вышивки.
Для воспроизведения птиц вышивальщицы использовали различные виды швов. В их рисунке соблюдались определенные приемы – туловище птицы вышивалось в виде полумесяца, для хвоста и перьев использовались разноцветные нити. Общеизвестно, что изображение птиц в вышивках связано с мифологией народов Средней Азии. Так, поющая птица на цветущем кусте символизировала любовь, возвышенные чувства. Например, на интересном экземпляре вышивки из Шафиркана второй половины XIX в. мы видим изображенную в ее центральной части птицу с широко распахнутыми крыльями. На покрывале Бухары середины XIX в. в ее арочной части – птица на ветке, держащая в клюве цветок; это символическое изображение мифологической птицы Семург.
На гиждуванской вышивке “такияпуш” второй половины XIX в. из Бухарского Государственного художественно-архитектурного музея-заповедника вышивальщица изобразила всадника на коне. Этот сюжет связан с легендой о птице счастья, повествующей о том, что в государстве, оставшемся без правителя, трижды выпускают “птицу счастья”. Если птица трижды садилась на голову одного и того же человека, его и выбирали царем. Таким образом, птицу счастья вышивальщицы изображали как символ мечты и заветных желаний.
Изображение птиц часто встречается в вышивках сюзане Шафиркана, одного из крупных центров Бухарской школы вышивки. В музее “Ситораи Мохи-хосса” экспонируется сюзане мастериц Шафиркана конца XIX – начала XX вв., где также изображена птица с распахнутыми крыльями, порхающая над цветком.
Нередко в сюзане встречаются изображения скорпионов, что имело также символическое значение. По народным представлениям, скорпион предохранял новобрачных от людей, способных отравить жизнь, был своего рода оберегом.
Столь же популярны в вышивках Бухары изображения рыб и змей. В Берлинском народном музее в коллекции Игнасио Вока хранится Шафирканское сюзане, на котором изображена стая рыб, плавающих в прозрачной воде. Это впечатление создает фон сюзане, вышитый нитями голубого и синего цветов. В центральной же части композиции симметрично расположены змеевидные тела рыб, свободные места заполнены подводными растениями и мелкими рыбками. Их туловище, плавники и хвост вышиты красным нитями.
В народе рыба представляла собой “Лукмон-халол”, что означает честно заработанную и разрешенную шариатом к употреблению пищу, поэтому она – символ чистоты. Это сюзане является единственным экземпляром, посвященным этой теме. Существуют также вышивки с изображением одной рыбы, но Шафирканское сюзане со стаей рыб известно лишь в одном экземпляре.
В вышивках Бухары и Вабкента часто встречается воспроизведение бараньих рогов, что, на наш взгляд, связано с легендой о пророке Ибрагиме и Исмаиле. Следует также упомянуть, что это – один из популярнейших мотивов древнего и средневекового искусства, встречающихся в настенных рисунках Варахши, древнего Панкента. Часто бараньи рога в виде налепов присутствуют в античных керамических изделиях.
Сюзане Гиждувана богаты изображениями оленя, лошади, горной козы и других животных. Так, весьма сильное впечатление производит вышивка начала XIX в. с фигурой тигра желто-золотистого окраса. В центре этого сюзане – пара влюбленных, юноша и девушка, слон и горные козлы, которые умело спрятаны вышивальщицами между узорами. Знакомство с вышивками бухарской школы еще раз убеждает нас в том, что вышивальщицы достигли значительных высот в искусстве передачи через образы природы символической картины мира, полной философской глубины.
Автор: Корёгди Джумаев