Декоративное убранство жилой архитектуры Бухары

Выпуск №4 • 1578

Бухарский декор конца XIX – начала XX в. – результат многовекового опыта не одного поколения узбекских народных мастеров, отличаясь яркой выраженностью стиля, является одним из самых самобытных и оригинальных в Узбекистане. Слава бухарских декораторов исходит не только из приверженности их к уже давно сложившимся традициям, а больше из того, что для них декор – не просто сборник определенных орнаментальных образов и мотивов, а неотъемлемая часть строительного искусства.

В результате особой специализации, назначения и места каждой детали бухарский декор внутренне связан с архитектурной конструкцией, и в этом смысле он очень тектоничен. О бухарском декоре конца ХIХ – начала XX в. свидетельствуют архивные материалы и чертежи, частично оставленные в наследство, частично скопированные, но в большинстве своем созданные бухарскими народными мастерами того времени. Все они ныне хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Бухарском Государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике, а также в семейных архивах.

Отдельные листы бумаги местного производства склеены в виде тетрадей, содержащих точечные контурные изображения растений и цветов, эскизы кирпичной мозаики, а также проекции и чертежи декоративных арок, сводов и карнизов. Кроме того, в этих тетрадях встречаются старательно выполненные зарисовки народных мастеров, изображающих выразительные очертания листьев, веток, цветов, эскизы медальонов и т.д. Примечательна тетрадь бухарского народного мастера Хасанжона. В отличие от чертежей мастеров предшествующих веков, его чертежи выполнены без построений, в виде линейных схем. Среди чертежей встречается декор мавзолея Боянкулихана (ХIV в.), медресе Кукельташ и Абдуллахана (ХVI в.).

Интересна тетрадь народного мастера Усто Кароматжона с трафаретами, эскизами и рисунками, характерными для бухарского декора начала XX в. Мотивы, содержащиеся в тетради, состоят из нескольких групп. В их числе:

  • растительный узор ислими, предназначенный для оформления тимпанов и кайм. Он состоит из стилизованных листьев и ветвей, расположенных в определенном порядке (композиции и ритме), который показывает, если они рассчитаны на резьбу, – способ обработки поверхности орнамента, а если на роспись – то расположение цветов;
  • изображение кувшинов, чаш, ваз, чайников. Все эти элементы натюрморта здесь трактованы как орнамент;
  • изображение стилизованных кустов, деревьев, букетов цветов;
  • выполненные от руки на маленьких листочках эскизы цветов и плодовых кустов. В них особое внимание уделено красивому расположению, ритму линий. Приступая к черновой (гачхок) отделке, народные мастера с помощью ганчевых тяг разбивали стены комнат на нижнюю часть, панель, среднюю часть – на большие и малые панно, разделенные неширокими полями, а также карниз, который делали из наложенных одна на другую ганчевых плит. На верхней части ниш устанавливали также из литых плиток черновой вариант сталактита. Все эти элементы составляли важные части декора комнат и айванов. Хотя они воспринимались как плоский орнамент, но в пространстве выглядели как рельеф. Это был первый этап оформления, и если средства не позволяли, отделка на этом завершалась. Оформленная таким образом комната была несколько грубоватой, но благодаря четкой разбивке и оправданности каждой детали она выглядела выразительно.

    В однокаркасных комнатах в силу невозможности устройства ниш на стенах из ганчевых досок делали встроенные ниши – мино. Карнизы таких комнат завершались сталактитами типа “тунук”, “тесакнок”, “имом козихон”. А в комнатах с двойным каркасом ниши разбивались на ракообразные ячейки (токчабанди) для хранения различной посуды.

    Один из очередных этапов декора комнат состоял в чистовой отделке стен белым ганчем (гулганчем), резьбой и росписью. На панелях изображались геометрический орнамент или медальоны. В средней части стены сверху и снизу больших панно чередовались элементы “китаба” и “лаъли”. Тимпаны арок этих панно обычно расписывались растительным узором. Поверхности аркообразных ниш покрывались резьбой или росписью, а стена завершалась сталактитовым сводом типа “колибкори”, “мукарнас”, “ироки”.

    В конце XIX в. в декоративной отделке жилых домов Бухары, видимо, под влиянием росписи, резьбу по ганчу начали покрывать сначала местными красками на яичных белках, а затем – привозными масляными красками. Таковой оформление особенно широко встречается в домах состоятельных людей. Такой является гостиная комната на квартале арабон.В заключение фестончатые арки крупных геометрических орнаментов (гирих) чередуются с рельефными изображениями белых цветов на вазах. Цветной фон и фестончатая арка создают иллюзию поставленных в нишу живых цветов.

    В начале XX в. в оформлении жилых домов роспись приобрела массовый характер. В отличие от трудоемкой и дорогой резьбы по ганчу роспись являлась более дешевой, благодаря чему даже простой горожанин мог украсить свое скромное жилище живописью. Росписью начали оформлять и однокаркасные комнаты. Она выполнялась на тонком слое белого ганча и покрывала почти всю поверхность стены. Таков дом бывшего торговца чаем Холбоя, целиком украшенный росписью. Панель имитирует каменную рустовку. На крупных панно изображены большие кусты цветов в вазоне, которые чередуются с выполненными в подражание майолике крупными панно с геометрическим орнаментом. Ниже, в маленьких панно (“лаъли”) изображены пальмы и ветки цветов. Объемные сталактитовые карнизы здесь заменены плоским поясом медальонов и чередующихся между медальонами изображений маленьких букетиков цветов. Большие и малые кусты, веточки и букеты цветов очень близки к натуре.

    Видимо, все это было связано с общим процессом усиления изобразительности в народном декоративно-прикладном искусстве Бухары начала XX в. Хотя появившиеся в росписи этого времени сюжетные изображения были, как утверждают некоторые исследователи, предвестником появления новых жанров в современном изобразительном искусстве, они никоим образом не могли вытеснить ведущую роль орнаментальной росписи в жилом архитектурном декоре.

    Творческое использование в современной строительной практике независимого Узбекистана огромного опыта декоративного оформления жилой архитектуры недавнего прошлого не вызывает ни у кого сомнений. Поэтому изучение и обобщение собранных материалов о декоре Бухары конца XIX – начала XX в. – насущная проблема сегодняшнего дня. Кроме того, в Бухаре, как и по всему Узбекистану, на сегодняшний день ведутся большие строительные и реставрационные работы. Сохранение и квалифицированное восстановление старинных зданий, представляющих собой художественную ценность, является настоятельным требованием времени.

    Автор: Бахтиер Буранов

 

Pin It

Comments are closed.