Огромный интерес для исследователей Бухары представляют различные топогра-фические планы города, составленные в разное время и разными людьми. Предлагае-мый в настоящей статье план связан с именем известного востоковеда Петра Ивановича Лерха (1827 – 1884) – участника посольства Российской империи в Хиву и Бухару 1858 г. под руководством полковника Н.П.Игнатьева. В обязанности П.Лерха входила покупка монет для Эрмитажа и рукописей для Азиатского археологического общества (1, с. 367-377). В числе прочих приобретенных материалов находился и план Бухары, который был обнаружен в архиве П.И.Лерха лишь в 1964 г. востоковедом Р.Л.Гафуровой, проана-лизирован историком А.Р.Мухамеджановым и годом позже введен в научный оборот (2).
Документ форматом 52х44 см выполнен в технике миниатюры разноцветными чер-нилами и акварелью на лощеной самаркандской бумаге. На план нанесено около 300 топографических пунктов, располагающихся как в самой Бухаре, так и в её окрестно-стях. Большая их часть сопровождается надписями на таджикском языке, в которых, помимо пояснений к отдельным элементам, содержатся различные сведения о Бухаре и бухарцах. Любопытно, что, следуя правилам европейской картографии, художник над-писал на листе стороны света, а для каждого типа топографических пунктов разработал условные обозначения.
План своеобразен по колориту. Каждая из трех его основных частей имеет свой ос-новной цвет: панорама города – бежевый, город – ярко-красный, окрестности – светло-зеленый и желтый. Центральное место на миниатюре занимает план Бухары, изображенный в виде шкуры животного. Здесь художник буквально использовал известный сказочный сюжет, зафиксированный у многих народов мира. Его смысл сводится к следующему: выпра-шивается или выигрывается кусок земли, который можно покрыть шкурой (бараньей, бычьей, коровьей, верблюжьей, лошадиной), из неё вырезается тонкая длинная лента, которой и обводится обширное пространство (3, с. 374).
В Бухаре бытовало два варианта подобной легенды. Повествование первой связано с основанием города. Раньше, когда города не было, на месте бухарского Арка находил-ся замок Люмушкан. В то время на границе с Китаем проживал царь Халок, который попадавшим к нему путникам задавал загадки. И если они не могли их отгадать, царь приказывал убивать путников. Об этом услышал проживавший в Люмушкане семилет-ний, но не по годам умный Имам Казы-хан. Он взял с собой верблюда и козла и напра-вился к Халоку. Тот очень удивился, когда к нему ввели безбородого юнца и не захотел загадывать загадки. Тогда Имам Казы-хан сказал: “Если тебе нужен кто-то крупного роста – то вот тебе мой верблюд, если тебе нужна борода – то она есть у приведённого мною козла”. Халоку понравилось его остроумие, и он загадал свои загадки. Имам Казы-хан все их разгадал. В награду мальчик попросил дать ему столько земли вокруг замка Люмушкан, сколько можно объять воловьей шкурой. Получив от царя согласие, он разрезал воловью шкуру на узкие тесьмы, связал их вместе и окружил ими большую площадь, на которой под стенами замка поселились люди, положившие начало городу.
Вторая легенда связана с периодом монгольского завоевания Бухары. В ней глав-ными действующими лицами выступают тот же юный Имам Казы-хан и один из мон-гольских ханов, загадку которого, заданную жителям города, смог отгадать мальчик. В награду он попросил столько земли, сколько займёт бычья (либо верблюжья) шкура. За-тем Казы-хан разрезал шкуру на тонкие, как волос, ремешки и, окружив ими город, спас Бухару от разорения.
План Бухары, изображенный на миниатюре, представляет собой симметричную геометрическую фигуру, вытянутую по линии север – юг и окруженную по периметру крепостными стенами с башнями. За стенами также симметрично расположены болота, показанные бледно-голубым цветом. С востока в город входят тремя руслами и выходят в западной части воды канала Шахруд.
Территория города окрашена в красный цвет, её прорезают светлые линии улиц и переулков. Вдоль магистральных улиц, идущих от ворот, и центральных городских про-ходят тёмные линии – границы 12 махаллей – районов. В них расположены 79 квар-тальных и пятничных мечетей (коричневый крест), 78 хаузов (голубые прямоугольники возле мечетей), 7 медресе (коричневые прямоугольники), 4 торговых купола (черный круг), 12 караван-сараев (П-образный знак), 7 бань (коричневые круги либо квадраты), 26 кладбищ (прямой черный штрих) и др. Следует отметить, что художник изобразил около половины зданий, существовавших на территории Бухары в середине XIX в., ве-роятно, наиболее значимых с его точки зрения.
В северной части плана светлым пятном выделена крепость Арк с воротами, обра-щенными к площади Регистан – символическое изображение средоточия власти в Буха-ре. Об этом свидетельствуют и надписи, помещенные в небольшие прямоугольники-строения: 5 тюремных камер, в том числе знаменитая канахона (камера с клещами), эмирская мечеть, приемная, помещение для приближенных, монетный двор, комната стольника и пр. Ниже, почти в центре рисунка – символическом сердце города, показан главный экономический центр – махалли Регистан, Гаукушан и Моркушан, где скон-центрированы базары: Чилбир (веревочный), Панба (хлопковый), Шира (сладостей), Карбас (тканей) и др., торговые купола, караван-сараи (Раджаб-бек, Хинду, Хаджа, Кушбеги, Амир, Абришим и др.), мечети (Калан, Регистан, Магоки Аттари), бани и мед-ресе. Двойной черной линией выделены улицы базаров между торговыми куполами (ток или чахарсук) Заргарон (ювелиров), Саррафан (менял), Тилпак Фурушан (на плане – Мисгаран – продавцов головных уборов), Тиргаран (изготавливающих стрелы, на плане Полондузан (шорников). На пространстве к югу от района базаров и на окраинах города расположены жилые кварталы с мечетями, хаузами и кладбищами. В махалле Хийабан показан сад в виде желтого прямоугольника, охваченного по периметру стенами с баш-нями. В его центре – прямоугольный хауз с арыками, по сторонам которого красным цветом отмечены павильоны.
Панорама Бухары (в верхнем правом углу листа) представлена с северо-запада. Над крепостной стеной с башнями и воротами Углан, увенчанными зубцами, показаны глав-ные символы города: “высокий Арк” – многовековая резиденция правителей Бухары, с башнями входных ворот; два самых больших минарета (Калан или Арслан-хана и Гау-кушан), купола мечетей и 16 тугов, обозначающих почитаемые могилы – свидетельства святости Бухары. Панорама выполнена в теплой бежевой гамме. Ограниченно введены другие цвета: зеленый – деревья , коричневый цвет подчеркивает элементы архитектуры (зубцы крепостной стены, оконные проемы, членения минаретов и пр.), красный – ство-лы тугов, навершия входных ворот Арка и накорахона (веранда для музыкантов), чер-ный – бунчуки тугов.
Вокруг Бухары на бледно-зеленом фоне нанесены пригородные селения – махалли, сады (чахарбаг), поля, места поклонения, желтые полосы дорог, подходящие к воротам города. Планировка селений (Файзабад, Дилкушо, Фатхабад, Утрар, Каландархона, Арабабад и др.) условно показана тонкими красными линиями. К востоку от города обо-значены популярные ханака Файзабад – куб с четырьмя тугами по углам и ханака Фат-хабад – в виде здания с островерхой крышей. На полях обозначены границы между вла-дениями, посевы изображены пунктирами. Классические планы трех парков-садов, принадлежавших эмиру и знати, расположенных к западу от города, обведены по пери-метру стенами с башнями на углах и имеют регулярную разбивку плана, где определен-ное место отведено для домов, хаузов, аллей, виноградников, декоративных и фруктовых деревьев различных сортов.
В двух больших надписях на миниатюре – своеобразной экспликации – помещена информация, предназначенная для людей, не знавших Бухары и обычаев ее жителей. Возле панорамы города слева приведен следующий текст: “Правило бухарцев таково, что если умрет кто-либо из вельмож или шайхов, вообще из падишахов или знати, или из суфиев и юродивых, то после его смерти, когда похоронят, у края могилы устанавли-вают четыре очень длинных деревянных [шеста]. На конце каждого шеста вешают один туг из хвоста быка китайской [породы] для того, чтобы каждый человек, видя, узнавал”. В усеченной форме воспроизведена легенда об основании города: “Среди самих [бухар-цев] распространена [легенда] о том, что городские укрепления построили [вокруг] того участка земли, который был охвачен ремешками, нарезанными из шкуры [одного] вола” (4, с. 36-37).
В тексте в левой нижней части миниатюры приведены интересные, но в основном неверные сведения о размерах города и количестве отдельных зданий. Например, разме-ры Бухары в некоторых местах указаны как один фарсанг (то есть 6 -7 км), реально – не более 3,5 км; количество больших и малых мечетей – 300 (на деле в начале ХХ в. – около 240), медресе – 250 с числом худжр 300 – 500 (на начало ХХ в. количество медресе было около 200, самое большое из них – медресе Кукелташ, возведенное во 2-й половине ХХ в., насчитывало около 160 худжр), лавок базара – 200 (на самом деле их было более 500) и т. д. (Детальный анализ плана не входит в задачу данной статьи).
Сопоставление плана Бухары на миниатюре с топографическими планами, состав-ленными в XIX-XX вв., показало, что художник хорошо знал город и его окрестности. Однако подлинными в документе являются лишь топонимы, а очертания города, разме-щение на его территории махаллей и зданий переосмыслены на основе мифологического сюжета.
Этот план – миниатюра не может служить основой для изучения исторической то-пографии Бухары середины XIX в., но он является незаурядным художественным произ-ведением ее талантливого жителя.
Автор: Елизавета Некрасова