Ремесленное производство стекла в период средневековья было делом достаточно сложным и носило городской характер. Среди богатого археологического материала, полученного на территории Бухары, стеклянные изделия занимают значительное место. Наши прадеды уже давно владели тайнами производства стекла, его секреты передавались из поколения в поколение. Впервые о его производстве в Средней Азии мы узнаем из китайской хроники “Бейшу”, где сообщается, что в 424 г. высококвалифицированные мастера-стекловары, прибывшие из владения Юечжи, путем плавки горных пород получали разноцветное стекло, которое по своим качествам превосходило изделия, привозимые из “западных стран”.
Позднее в хронике “Таншу” речь идет о том, что в 713-755 гг. из Средней Азии неоднократно присылали в Китай красного и изумрудного цветов стеклянные изделия, высоко ценившиеся в “поднебесной империи”. Средняя Азия, в частности южные районы Узбекистана, являлась не только известным центром стеклоделия, но и впервые внедрила его производство в Китайской империи. Стеклянные изделия как в древности, так и в раннем средневековье, являлись достаточно дорогостоящими. Они представляли собой в основном небольшие флаконы для парфюмерии.
Широкое распространение стеклянных изделий наблюдается лишь в эпоху развитого средневековья – в IX-XII вв. В этот период фиксируется не только их массовое распространение, но и переход в новое качество – широкое использование в быту глазурованной, т.е. покрытой тонким слоем стекла, керамики. В результате обычная бытовая посуда стала не только очень яркой, гигиеничной и практичной в использовании, но и являла собой удивительные по красоте художественные росписи, покрывавшиеся затем прозрачной цветной глазурью.
Широкое применение стекла дало мощный импульс как для его дальнейшего производства, так и для появления новых сфер использования, в частности, при облицовке глазурованными плитками архитектурных памятников. Таким образом, если в раннее средневековье наблюдался ограниченный характер производства небольших форм стеклянных изделий, преимущественно парфюмерного назначения, доступный лишь состоятельным лицам, то с IX-X вв. их ассортимент значительно расширился. Выпускается посуда широкого столового спектра, оконное стекло, фигуры для игры в шахматы, нарды, изделия, используемые в парфюмерии, химии, медицине и т. п.
В период мощного взлета технологий, определяемый как “эпоха мусульманского Ренессанса”, одним из крупнейших центров по производству стекла являлась столица Саманидской империи Бухара. Там располагался целый квартал стеклоделов – “бутылочников”. Среди многочисленных предметов, найденных в квартале стеклоделов, например, банкообразный сосуд с невысокой горловиной и тонкими стенками светло-зеленоватого стекла, по форме мало чем отличающийся от подобного рода современных изделий. Он мог служить для хранения кисломолочных продуктов, сухофруктов и т. д. (рис. 1). Здесь же найден изящный кувшиновидный сосуд синего стекла, служивший для розлива различных напитков (рис. 2). Это могла быть как обычная холодная вода, так и фруктовые соки или вино. Кроме того, изящные по форме разноцветные сосуды служили в средневековом обществе украшением ниш мехманхоны, как это мы наблюдаем сейчас при оформлении сервантов.
Широко распространен был в ту эпоху специальный медицинский инструмент – “аламбик” (рис. 3) станкообразной формы, с длинным, имеющим выходное отверстие, носиком. Аламбики служили для лечения болезней методом кровоотсасывания, и в зависимости от места, к которому они приставлялись, физического состояния и возраста больного инструмент имел различные размеры. Ставились они с надрезом на коже и без надрезов двумя способами: с огнем и без огня, являясь в какой-то степени прообразом современных стеклянных медицинских банок, применяемых при лечении простудных заболеваний. При первом способе кровоотсасывание выполнялось небольшим надрезом, куда и приставлялся аламбик широкой частью резервуара. Затем через длинный полый носик высасывался воздух из резервуара, и носик закупоривался. В результате в резервуаре образовывался вакуум, чем, во-первых, обеспечивались плотное прилегание аламбика к телу больного, и, во-вторых, свободный самотек крови, исключающий ее свертывание. С помощью такого прозрачного стеклянного инструмента врачи-табибы могли контролировать заполнение резервуара и при необходимости ставить дополнительный. В археологических слоях часто находятся аламбики, зарытые в чистый слой пепельной золы. Видимо, это тоже не случайно, так как зола, обладающая антисептическими свойствами, служила одним из универсальных доступных средств стерилизации инструмента.
Находки большого количества стекла, в том числе медицинских инструментов, открытие аптеки в Х в. в таком крупном городском центре оазиса, как Пайкент, находящийся в 50 км к юго-западу от Бухары, свидетельствуют о том, что Бухара издревле являлась одним из значительных культурных центров Среднего Востока.
Еще одну группу находок составляют два керамических глазурованных сосуда конца XII-XIII вв., обнаруженных на городище Пайкент. В его пригороде располагался большой керамический квартал, славившийся производством изделий из оригинальной неглазурованной керамики, многие формы которых выполнялись “под металл”.
Один из сосудов представляет собой цилиндроконическую чашу со стреловидной вдавленной орнаментацией по вертикальным стенкам. Он покрыт бирюзовой глушоной поливой в подражание привозившейся в этот период из Китая селадоновой посуде. Чаша, орнаментированная по внешней поверхности, несомненно, носила парадный столовый характер. Другой сосуд по форме напоминает небольшую хурмачу с четырьмя симметрично расположенными по тулову конусовидными налепами и изящной подглазурной растительной орнаментацией. На назначение изделия указывает маленький полый выступающий носик, характеризующий его как детский поильник. Сосудики подобных форм, служащие для вскармливания молочными продуктами грудных детей, были хорошо известны в археологии еще с эпохи античности. Парадный характер оформления поильника также указывает на то, что мастера-керамисты избегали производить массовый, стандартный утилитарный ширпотреб, стараясь превратить каждое изделие в оригинальное произведение самобытного народного искусства.
Таким образом, следует отметить, что как стеклоделие, так и гончарство, были ведущими отраслями городского ремесла средневекового Мовароуннахра, которые производили посуду как каждодневного использования, так и парадного назначения. Великолепные чаши и блюда украшали стены помещений, а разноцветная, часто декоративная стеклянная посуда – полки мехманхоны. В Бухаре, являвшейся столицей крупнейших имперских образований Центральной Азии, эти ремесла на протяжении большей части последнего тысячелетия достигли наивысшего расцвета. Именно здесь вплоть до начала ХХ в. средневековая традиция украшения красивой посудой полок мехманхоны сохранилась как ни в одном другом регионе Средней Азии.
Автор: Джамалиддин Мирзаахмедов