Как золотых дел мастер каждый раз кропотливо создает неповторимые шедевры, так и живописец Вахоб Зияев скрупулезно работает над каждой деталью будущего полотна.
Он родился в 1937 г. в Ташкенте в семье ювелира, и, наверное, поэтому тяга к совершенству, свойственная мастерам этой профессии, перешла и к нему. Жизненные ситуации, реальные события художник передает через призму собственного душевного восприятия. Большое влияние на формирование его как художника оказали картины Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Гога, Сезанна, много внимания уделял он изучению миниатюр великих художников Востока – Бехзада, Мир Саида Али, Махмуда Музаххиба. В полотнах В.Зияева влияние великих мастеров отражено опосредованно, но вместе с тем он не скрывает, что делал рабочие копии их картин, чтобы накопить опыт, постичь скрытые тайны мастерства великих мастеров кисти.
В последнее время В.Зияев не принимал участия в выставках, но творческую работу не прекращал ни на минуту, готовясь к персональной выставке, намеченной на осень этого года. В.Зияев – выпускник художественного училища им. П.Бенькова и Театрального-художественного института им. А.Островского, который он окончил в середине 1960-х. В. Зияев многому научился у своих педагогов – М.Набиева, А.Луняева, Р.Ахмедова, М.Саидова, А.Кривоноса. Основные же принципы его творчества определила встреча в 1981 г. с известным знатоком искусства миниатюры художником Чингизом Ахмаровым и последующая совместная работа на архитектурном факультете Ташкентского политехнического института. В.Зияев пять лет занимался в мастерской Ч.Ахмарова, постоянное общение с которыми помогло еще лучше изучить искусство миниатюры темуридского Герата и Бухары. Созданное им в 1974 г. лирическое полотно “Тишина” (Узб. государственный музей искусств) было оценено критиками как новое слово в узбекском изобразительном искусстве. В эти же годы автор использует в своих произведениях историческую тематику, традиции культурного наследия (“Древняя песня”, 1974; “Мирное лето”, 1978; “Чайхана кишлака Аввал”, 1965; “Навои читает оду Султану Хусейну”, 1968). В творчестве 1970 – 2000 гг. заметно влияние французских художников Гогена и Матисса.Сюжеты его произведений “рождаются”, как правило, во время творческих поездок. Художник бывал в разных уголках нашей страны – в городах и кишлаках Ташкентской и Джизакской областей, в Сурхандарье. Осенью и зимой Вахоб Зияев работает с этюдами, сделанными во время поездок. Многие из них становятся основой будущих живописных полотен. Отбор этюдов, по словам художника, сходен с процессом промывки золотой руды.
Его первая поездка в Сурхандарью состоялась в 1982 г., и сразу же в творческой палитре художника, в частности, в картине “Двор, в котором установлена юрта”, (1984) впервые появились теплые тона. Поездка в 1985 г. в Байсун помогла прочувствовать новые краски природы. Результатом последовавших поисков стали картины “Люлька”, “Люлька на фоне горного кишлака” (1985), “Страстный любитель кекликов Омон ака” (1985), “Воскресный скотопригонный рынок кишлака” (1985).
В 1995 г. художник побывал в Заамине. В результате были созданы полотно “Зааминские горы” (1996), множество пейзажей и портретов. Картины раскрывают взаимоотношения природы и человека, те изменения в общественном сознании, которые произошли за годы независимости. В августе – ноябре 2001 г. художник совершил очередную поездку в Сурхандарью. Его картины “Кишлак Вандоб”, “Вид кишлака Вандоб”, “В окрестностях Вандоба” показали безграничные возможности в подборе красок, в показе красоты замечательных уголков родной природы. Надо отметить, что каждая поездка В.Зияева в Сурхандарью, в частности, в кишлаки Кухитангских гор, завершается созданием картин с яркой, чистой цветовой палитрой.
Особое место в творчестве художника занимает тема кишлака Пашкурт. Этот кишлак, существовавший еще в эпоху Бактрии, привлекал внимание многих художников живописностью ландшафта, красотой пейзажей, образом жизни людей, их обычаями, традициями. Впервые тему Пашхурта поднял Рузы Чарыев, позже – Б.Бабаев, Ж.Умарбеков, Б.Жалалов, А.Мирзаев, П.Тохиров. Серия произведений о Пашхурте В.Зияева отличается оригинальностью подхода и трактовкой. Отталкиваясь от реального изображения природных ландшафтов, Зияев придает им неповторимую таинственность и очарование. В этой связи невольно приходят на память стихи великого Чулпана:
Когда тайна твоя рассыплется,
как рассыпались волосы твои,
Алые щёки подставишь кому?
Сама же сказав, что нет преданности у них
Ждать не перестанешь их.
Отдельные свои произведения В.Зияев посвящал историческим памятникам архитектуры, городским и сельским пейзажам. Художнику интересна природа, сады, дворы и улицы селений, взаимоотношения между жителями кишлака. При работе над историческим жанром ему ближе философское начало. В вечерних сумерках, на закате, Шахизинда в ареоле алых и бирюзово-синих цветов оживает как удивительный свидетель далекого прошлого. Величественный вид памятников, не покорившихся ветрам времени стен подвигает человека к размышлениям о вечном (картина “Шахизинда. Вечер”).
Произведение художника “Тиллакори” покоряет необычайно красивым сочетанием архитектурных форм и колористического решения. В современном узбекском изобразительном искусстве границы художественного процесса расширяются, приобретают многогранность. В этом есть немалая заслуга и художника Вахоба Зияева.
Автор: Нодир Норматов