Мир соткан из великого множества звуков. Иногда достаточно придать ритмический штрих звуку, нарушить его покой, чтобы привести мышцы в движение, которое и есть начало. Начало игры, начало преображения…
“Краш-Бум-Тарарам – Ритм помогает нам!” – такой задорный тон взят спектаклем Молодежного театра Узбекистана, премьера которого состоялась 28 июля 2002 г. Импульс движения, оформленный в названии спектакля, это шум (к-р-а-ш), звук (б-у-м), ритм (та-ра-рам). По сути, это один из музыкальных спектаклей, ведь именно к такому жанру в различных его проявлениях тяготеет театр Наби Абурахманова. В данном случае музыка плюс клоунада, эксцентрика, цирк, становятся формой и средством передачи эмоционального состояния. Весь спектакль построен на вдохновении, его живое дыхание не отпускает зрителя ни на миг.
Так произошло и в день премьеры спектакля “Краш-бум-тарарам – Ритм помогает нам!”. В этом ярком музыкальном спектакле РИТМ создает цепочку взаимосвязей: акцент, толчок, движение, дыхание, игра, импровизация, краска, характер, жизнь. Здесь нет слов, они потеряли смысл, но есть ритм-жест, ритм-настроение, ритм-характер, ритм-персонаж, ритм-музыка.
Ритм-импульс в спектакле рождает ощущение, которое перерастает в потребность овладеть РИТМ-СМЫСЛОМ. Одна ритм-линия рождает другую, третью… Сплетаясь в полиритмии, движения раскрепощаются, одержимость вдохновением приводит к настойчивому желанию слышать музыку. Музыка для исполнителей спектакля – высший смысл всего сущего, слышать её ритм – значит жить.
На сцене разыгрывается весьма банальная, как бы в цирковой манерной постановке, ситуация. Группа так называемых строителей и группа музыкантов имеют изначально противоположные установки: исполнять (строители) и творить (музыканты). Безликие строители в серой однотипной одежде, безропотно подчиняются Плану, согласно которому основной источник вдохновения музыкантов в виде символической “трубы” должен быть перекрыт.
Начинается борьба тупого разрушающего, уничтожающего эмоцию, ритма и ритма, созидающего жизнь через музыку. Клоунада, танец, цирк – средства, с помощью которых представлены противоборствующие силы. Ритм во всех его проявлениях: временных, динамических, красочных занимает всё пространство в этом забавном представлении-соревновании. Труба предстает строительным элементом, из множества которых строителями выстраиваются бессмысленные конструкции, и символом источника вдохновения, как искра образования звука.
Нас окружают “простые предметы”, о волшебной сущности которых мы часто даже не подозреваем. Но стоит сдвинуть их с места, привести в движение, заставить зазвучать, как, неожиданно для нас, они странным образом приобретают иной смысл. Так, обыкновенные пластмассовые строительные трубы, во множестве представленные на сцене, различной длины, диаметра и конфигурации, становятся действительно поющими в руках музыкантов, одаренных вдохновением.
Пока строители тщетно выстраивают нечто из труб, музыканты тем временем пытаются “донести до них ритм”, а через него – и радость жизни. Звуки возникают как бы спонтанно, завораживая своей вибрацией в волнах эфира. Их великое множество: сказочно-таинственных, мерцающих, созерцающих, пугающих и ласковых, резких, холодных и нежных – всегда разных, и в этом их прелесть. Трубы становятся источником натуральных звуков и шумов. А пластмассовые трубки, заполненные щебнем и песком, в стенки которых по спирали вбиты гвозди или бутылочные крышки, при переворачивании создают шипящий шумовой эффект, напоминающий шелест скатывающейся с берега волны или шум ветра, а банальный пластмассовый гибкий ребристый шланг становится источником удивительного звука.
Удар разжигает звук как огненную искру, ещё удар разжигает другой, а если это делать в виде игры, как бы перебрасывая ритмические импульсы от одного игрока к другому, получится ритмо-звуковая энергетика танца. Так рождаются на сцене африканские, узбекские ритм-краски, объединяющие музыкантов и строителей, прозревших и, наконец, слышащих звуки, ощущающих ритмы.
Ho нe всё сразу… По сюжету спектакля вначале как бы просыпается один из строителей, которому не дают покоя звуки и странные шумы “говорящих” труб. Труба вызывает на диалог, требуя от строителя ответного звука или ритма, пробуждая в нем эмоциональную энергию и движение. И хотя лень сильнее, искра вдохновения уже зажжена. Сквозь сон и ночную мглу, символизирующие эмоциональную закомплексованность и лень, пробивается звук, энергия движения, одухотворенность воображения.
Постепенно ворожба звуков и ритмов притягивает остальных строителей. Магия жизни, любви вливается в каждого из персонажей игры. Острые, пикантные ритмические рифы, изобразительно-шумовые эффекты, которыми изобилует спектакль, работают на раскрепощение творческого воображения. Они, к примеру, рисуют силуэты танцующих, разноликих, разноцветнокожих людей, вовлеченных в стихию ритма. Ими обозначается графика волны фантастического роя пчел с постепенным нажимом и ослаблением её динамики.
Неожиданно слово приобретает смысл, и человек проникается любовью к нему. “Яблоко”… и падают фрукты, красивые и желанные, “Орехи”… и мы слышим шум срывающихся плодов, а “труба” ещё более усиливает это ощущение. Становится ясно, что шум, звук, ритм можно извлечь из чего угодно, как угодно, было бы желание и вдохновение, и тогда формируются силуэты тем Моцарта, Бетховена, Штрауса, как совершеннейшее его воплощение.
Эксклюзивный “рецепт” творческого начала предлагает Молодежный театр в спектакле “Краш-Бум-Тарарам – Ритм помогает нам!”: музыкальные инструменты (ксилофон, карнай, дойра, нагора) или просто строительные трубы, шланги, щебень, песок, гвозди, металлические крышки, стеклянные бокальчики с водой, замечательные лицедеи, чуткие зрители, немного воображения плюс чуть-чуть вдохновения и …огромное желание сделать всё это – сотворить праздник.
Праздник действительно удался. Музыкальный спектакль возымел воздействие на зрителя, благодаря оригинальной режиссуре Бернда Сикоры и Альберта Халмурзаева; художественному оформлению Ойбека Каюмова, Эдуарда Астафьева и Виктории Гиниатулиной, а также изобретательной пластике балетмейстера Анны Трениной. Это результат убедительной работы замечательных талантливых артистов, владеющих в равной степени актерским мастерством, хореографией, а также техникой игры на музыкальных инструментах традиционных и импровизированных. К слову сказать, импровизированный инструментарий (трубы) подбирался тщательно, а затем проходил необходимую шлифовку, подгонку, от ювелирной точности которой зависело качество звучания. Так рождались звуки, тембры и просто “шумы”, накапливаясь в ожидании своего звездного часа.
Как известно, музыкальный инструмент – тонкий живой организм, и не каждому открываются секреты его темперамента, его гармонии. Необходимо проникнуться любовью, чтобы произошло чудо и инструмент зазвучал. Получилось! Запели трубы, зазвенели бокалы, зашуршал щебень, создавая полифонию звуков, “созидая ритм жизни”. “Краш-Бум-Тарарам – Ритм помогает нам!” – является плодом крепких дружеских отношений и результатом осуществления совместного Международного проекта Молодежного театра Узбекистана и Дрезденского театра молодого поколения – Theater Junge Generation (Германия) при поддержке Гёте-института в Ташкенте, Представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Центральной Азии, Немецкого экономического клуба и СП “HOBAS ТАРО”, а также при содействии Министерства по делам культуры Республики Узбекистан и Государственной консерватории Узбекистана.
Это очередной удачный творческий опыт совместной работы. Ташкентские театралы помнят спектакли “Речные лошадки” и “Обеди Охотник” театра из Дрездена, а также мастер-классы театрального педагога Кристель Хоффманн из Берлина, представленных на втором Международном фестивале молодежных театров “Хумо” в 2000 г. Именно тогда было положено начало творческому сотрудничеству “Международной Ассоциации театров для детей и молодежи” в лице вице-президента Всемирного АССИТЕЖ и президента АССИТЕЖ Германии господина Вольфганга Шнайдера и Молодежного театра Узбекистана. Постановка премьерного спектакля осуществлена молодым музыкантом и режиссером Беридом Сикорой (Германия). “Краш-Бум-Тарарам – Ритм помогает нам!” с участием ташкентских и дрезденских артистов станет одним из трех спектаклей, которые представит Молодежный театр в Германии в скором будущем.
Успехов и вдохновения на новые премьеры, и пусть ритм помогает Вам!
Автор: Эльвира Яфасова