Первый Ташкентский международный конкурс художественной фотографии “Дорогие наши старики”, состоявшийся в декабре 2002 г., стал историей – призы и дипломы обрели своих обладателей, остальные участники готовятся к новым конкурсам и надеются на удачу.
Правительство страны признало целесообразным проведение ежегодного международного конкурса фотографии, и в этом году, объявленном “Годом махалли”, он включен в Государственную программу и пройдет под девизом “Махалля, или мир, в котором я живу”. Сейчас стоит оглянуться назад, поразмышлять о том, что обусловило успех начинания и какие задачи предстоит решать в будущем.
Что дает основание говорить об успехе первого международного фото-конкурса в Ташкенте? Прежде всего – сухие цифры статистики: на конкурс было прислано 1084 работы 227 фотографов из 16 стран. На выставке, организованной по итогам конкурса, было представлено около 400 работ 164 фотографов, 46 из которых были удостоены различных наград. Много это или мало? Для конкурса, который проводится в 30-й или 40-й раз, конечно, такие показатели были бы не очень впечатляющими. Но для конкурса-дебютанта эти цифры более чем значительны. Радует и география участников. Среди них не только наши соседи по региону, но жители Западной Европы, Дальнего и Среднего Востока. Массированно, десятками и даже сотнями работ оказались представлены Китай, Украина, Иран, Молдова. Емко и элегантно – Франция. И решение о присуждении Гран-при конкурса серии работ “Моя бабушка. Год за годом” Жану-Кристофу Беше (Франция) не вызвало разногласий, насколько известно, не только среди членов жюри, но и, пожалуй, не нашлось бы ни одного посетителя выставки, готового его аргументированно оспорить.
Внутренним основанием тому, чтобы в Ташкент, который, при всей любви к нашей солнечной столице, увы, пока никак нельзя назвать столицей фотографической, в течение нескольких месяцев приходили посылки и бандероли с фотографиями со всего света, послужил прежде всего, думаю, выбор темы для первого конкурса. Старики.. Нет, пожалуй, в мире темы, которая давала бы столько возможностей для своего воплощения, как эта. Дело в том, что движение человечества по пути исторического прогресса, совершенствование знаний о мире и человеке, повышение качества жизни – эти и многие другие факторы способствуют тому, что средняя продолжительность жизни, особенно в развитых странах, неуклонно растет. А это значит, что границы активного возраста, когда человек живет яркой, наполненной событиями и впечатлениями жизнью, все более раздвигаются. Пожилые люди живут полноценной жизнью, в которой есть достойное место и взаимной любви со своими детьми и внуками, и разнообразным отношениям со своими ровесниками. Не просто “доживать” отмерянные Богом, судьбой и природой годы старости, а жить их полноценной жизнью, наслаждаясь каждым прожитым мгновением – такое желание владеет миллионами людей во всем мире.
Тема яркой, выразительной старости в западных странах удивительным образом срезонировала с традиционно уважительным отношением к старикам на Востоке. Объявление в Узбекистане 2002 года годом пожилых людей – это выражение государственной заботы о людях, отдавших свои силы воспитанию достойного подрастающего поколения, смены, перенимающей из рук стариков заветы мудрого и глубокого отношения к жизни.
В нашей стране издревле живет традиция бережного уважительного отношения к старости. Аксакал, домла, ака – в этих обращениях к пожилому мужчине слышатся почтение и уважение не только к прожитым им годам, но прежде всего к мудрости, знанию законов жизни, неуклонное соблюдение которых и позволило человеку дожить до преклонных лет. К аксакалу обращаются за советом, за помощью в разрешении трудных житейских ситуаций, за словом поддержки в час испытаний. Буви, аёл, она – с этими словами встает образ доброй, заботливой бабушки, мамы, – пожилой женщины, наполняющей душу теплотой человеческого общения, а дом – уютом.
Работы, присланные на фотоконкурс “Дорогие наши старики”, выразили многообразие черт, присущих современному старшему поколению живущих на нашей планете людей, их радость от общения с теми, кому они дали жизнь, – с детьми, внуками, учениками, последователями. Их достойное служение избранному делу, которое принесло им уважение и признание в той или иной сфере научной, производственной, общественной жизни. Их самочувствие людей, не только несущих на своих плечах груз прожитых лет, но и сознание того, что жизнь прожита достойно. В снимках нашли отражение и проблемы, возникающие в жизни пожилых людей, – кого-то настигла одинокая старость, кого-то одолели недуги, кто-то уже задумался о вечном… Многие работы глубиной проникновения в тему подтверждали, что к объективу фотоаппарата приник пытливый, вдумчивый, наблюдательный и неизменно доброжелательный глаз фотохудожника.
Около 400 работ, то есть треть присланных на конкурс, составили обширную экспозицию, под которую было предоставлено более чем на месяц три зала Центра современного искусства – выставочного комплекса, который уже успел стать местом паломничества для ташкентских поклонников изящных искусств.
А конкурс и выставка “Дорогие наши старики” знаменовали собой и то, что рядом, под крылом Центра современного искусства, возник и все крепче становится на ноги Ташкентский дом фотографии – структурное подразделение Академии художеств Узбекистана, призванное решать широкий круг вопросов развития фотоискусства: от проведения выставок до коллекционирования уникальных фотографий и организации профессиональной учебы фотографов.
Второй международный конкурс фотографии 2003 г. должен стать своеобразным экзаменом, призванным подтвердить способность новой творческой организации решать крупные организационно-художественные задачи.
Автор: Юрий Подпоренко