В истории развития узбекской музыкальной культуры большая роль принадлежит музыкальным деятелям старшего поколения. Композитор Икрам Акбаров, перешагнувший рубеж своего 80-летия, относится к той замечательной плеяде композиторов республики, талант и мастерство которых определили пути развития узбекской музыки в целом. Он вошел в композиторскую среду как самобытный художник со своим сугубо индивидуальным почерком.
Становление Акбарова-музыканта было ярким и стремительным. По окончании фортепианного отделения музыкального училища имени Хамзы он поступил на композиторский факультет сначала Ташкентской консерватории (класс педагога Московской консерватории Ю.Фортунатова, а затем – С.Василенко, Л.Ревуцкого, А.Козловского), а потом Ленинградской консерватории, где И.Акбаров окончил и аспирантуру (класс педагога М.Штейнберга, а далее – Б.Арапова, В.Волошинова). Уже в годы учебы выявилась его многосторонняя одаренность.
И.Акбаров активно осваивал различные музыкальные жанры – камерно-инструментальный, симфонический, вокальный. Многие его ранние сочинения свидетельствуют о самостоятельности мышления автора, сумевшего убедительно раскрыть в музыке красоту родного края, своеобразие народного быта в этих новых для национальной культуры жанрах. Дальнейшее творчество Акбарова развивалось в неразрывной связи с традициями различных музыкальных культур – это и освоение русской классической и современной музыки, и обращение к индийской, испанской, киргизской тематике, и, конечно же, – к сокровищнице узбекской музыкальной культуры. Словом, композитор обращается к музыкальным истокам как общенациональной, так и своей, родной, культуры, искусно соединяя опыт различных школ. Круг интересов композитора широк и разнообразен. Но имя Акбарова связано прежде всего со становлением узбекского симфонизма.
Икрам Акбаров и узбекская симфоническая музыка. практически неотделимы. Творчество композитора прекрасно репрезентирует развитие данного жанра фактически от периода его зарождения. Большое внимание уделял он инструментальным жанрам европейского происхождения (поэма, увертюра, концерт, симфония), обращался также к сонатным, опирался на обобщенно-инструментальный тип мышления. На формирование подобной творческой направленности И.Акбарова повлияли его педагоги по Ленинградской консерватории. Однако это вовсе не отдалило Акбарова от яркой национальной музыки, не привело к нивелировке связей с родной музыкальной культурой. Обе системы органичным образом сплелись в сознании композитора. И если на начальном этапе творческого пути ему была ближе система европейского мышления, то с годами разграничение “европейское – национальное ” в произведениях автора сглаживается, приводя к выработке собственного почерка, своей стилевой манеры. Его поэмы “Памяти поэта” и “Эпическая”, сюиты, симфония “Самаркандские рассказы”, и, наконец, одно из недавних сочинений – симфония “Навруз” убедительно демонстрируют этот последовательный процесс, одновременно являющийся отражением той эволюции, которую претерпевают жанры симфонической музыки в республике: от заимствования и подражания европейской модели, ее нормативам, через взаимодействие с национальной традицией – к обретению самобытных жанровых структур, согласующихся со спецификой монодийного мышления.. В дальнейшем композиторы республики ставят перед собой более сложные проблемы. Главная из них заключалась в поиске соответствия интонационной стороны (как правило, народно-песенной) принципам формообразования (общеупотребительным европейским конструкциям). Вышеназванные произведения Акбарова в определенной мере являются примером синтеза специфики исходного многоголосого жанра (строгая логика музыкальных построений, насыщенное симфоническое развитие, чувство оркестра, в чем проявляется следование европейской классической традиции) с ритмо-интонационными, ладовыми особенностями узбекского фольклора. При этом в поэмах очевидно и воздействие русских мастеров современности, в первую очередь Д.Шостаковича, творческие принципы которого оказались наиболее созвучными мышлению восточных мастеров (сглаженность контрастных сопоставлений в экспоцизионных разделах, отсутствие явной конфликтности в развитии, особенностях инструментовки, большом удельном весе полифонических приемов). Но музыкальные традиции живут в произведениях не сами по себе, не как обособленные художественные системы, а как органичный убедительный художественный сплав, свидетельствуя о верной ориентации автора на развитие симфонических жанров.
Избираемые Акбаровым жанры – поэма, сюита отражают общую тенденцию совершенствования узбекского симфонизма, поскольку процесс осознания специфических качеств монодии шел пока что на уровне тематизма, языковых средств, а сам жанр трактовался практически как проблема усвоения определенной европейской конструкции. Поэтому такой выбор вполне объясним. И только после работы над этими разновидностями симфонической музыки И.Акбаров приходит к созданию симфонии “Самаркандские рассказы” (симфонией данный опус определяют многие исследователи отечественного музыкознания, хотя сам композитор свое сочинение так не называет). Именно на этом временном этапе (60-е и особенно 70-е гг.) симфония становится одним из ведущих жанров творчества узбекских авторов. Хорошо владея профессиональной техникой, композиторы теперь решают более сложные, по сравнению с предыдущим периодом, творческие задачи. Наступает этап, когда композиция произведения осознается “как единство выразительно-смысловых и структурных элементов”, когда жанр мыслится “как тип содержания”, допускающий различные, все более индивидуализированные конструктивные решения (1, с. 27).
В “Самаркандских рассказах” особенности монодийного мышления ощущаются и в приёмах развития, и, что особенно важно, в драматургии сочинения. Однако следует отметить, что если на предыдущих этапах авторы-симфонисты использовали закономерности, присущие лишь фольклорным образцам, то в настоящее время они стараются внедрить в симфонию особенности профессиональных жанров устной традиции, прежде всего – макомов. Не случайно, по мнению многих исследователей, симфонизм плодотворнее развивается в тех республиках Средней Азии, которые богаты классическим монодийным наследием. Черпая ресурсы из этой сокровищницы, композиторы коренным образом пересматривают канон европейского жанра, создавая тем самым “национальные” варианты симфонии. Так, пять частей “Самаркандских рассказов” Акбарова расположены по принципу образного и темпового контраста, аналогом чего служат особенности макомных композиций: нечетные, углубленно-лирические части – медленные, четные – быстрые. Ориентируясь на национальные принципы формообразования, приемы изложения материала, композитор подчиняет их логике симфонического развития, в результате чего национальное и традиционно-симфоническое органично взаимодействуют. Предпочтение тех черт восточной монодии, которые идут как бы навстречу стилистике избранного автором европейского жанра, – характерная черта творчества Акбарова. Такого рода сплав, реализованный в “Самаркандских рассказах”, дал соответствующий толчок в дальнейшем.
Ощутимые результаты сказались уже в следующем крупном произведении Акбарова – симфонии “Навруз”, которая является своеобразным итогом всей его предыдущей симфонической деятельности (симфония написана в преддверии 80-летнего юбилея автора). Акбаров создал свое первое бессюжетное сочинение, оказавшееся самым значительным из симфонических опусов. И здесь очевидно проявление общей эволюции узбекского симфонизма: вначале появляются опусы программные, а затем уже непрограммные, раскрепощающие творческую фантазию композиторов (2). Именно в последних, так сказать, “чистых” произведениях степень индивидуализации, самостоятельности драматургии более ощутима, более гибка, а национальное начало проявляет себя полнее, разнообразнее. В отличие от “Самаркандских рассказов”, где программа была объявлена автором совершенно определенно, название симфонии “Навруз”, как подчеркивает сам композитор, используется в качестве образного ориентира лишь для финальной части произведения. Это и обусловило тот факт, что проблема индивидуализации выдвигается здесь, по сравнению с предыдущей симфонией, на передний план.
“Навруз” – красочное симфоническое полотно, где Акбаров обращается к различным пластам высокоразвитой системы национальной монодии со своими сложившимися стилевыми средствами, раскрывая их своеобразие сквозь призму современного симфонического мышления. Национальное, проникая в композицию опуса, вносит свои коррективы в европейскую форму, открывая тем самым перспективы для синтеза разнонациональных традиций.
Природа монодийного мышления ощущается и на более мелком масштабном уровне, так сказать, в отдельных элементах драматургии: интонационном строе тем, приемах их развития, фактурной организации материала, огромной роли ритмической драматургии. И.Акбаров – композитор, воспитанный на традициях европейской культуры, в частности симфонической, блестяще владеет средствами, усвоенными из этой богатейшей сокровищницы. Но как и ранее, он выбирает то, что максимально отвечает стилистике национального мышления. Яркий пример – первая часть сочинения, в которой удачно совмещаются признаки сонатности и двухчастной репризной структуры, типичной для узбекских инструментальных пьес; кроме того, самоё сонатную форму Акбаров также подвергает более свободному и творческому переосмыслению, согласно специфике монодийных композиций – не контраст образных сфер, не их конфликт, а постепенное накопление внутренней динамики.
Так, используя специфическую стилистику своего родного искусства, опираясь на опыт развития мировой музыкальной культуры, Акбаров создал драматургически цельное произведение. Симфония “Навруз” свидетельствует о развитии жанра на качественно новом, современном, уровне художественного мировосприятия. Широкий кругозор, постоянный поиск, живой интерес к музыкальной жизни республики – характерные черты композитора Икрама Акбарова, чье творчество обогатило и продолжает обогащать профессиональное музыкальное искусство Узбекистана.
Автор: Татьяна Давыдова