Памятники монументального зодчества Бухары, сохранившиеся на ее территории, вносят весомый вклад в сокровищницу мирового искусства. Богатейшее историко-культурное наследие города свидетельствует не только о достижениях в области архитектуры и градостроительства, но и дает представление об основных этапах развития архитектурного декора.
Новые принципы архитектурного декора, которому суждено было сыграть столь видную роль в эстетике средневекового зодчества Средней Азии, разрабатываются на рубеже IX – X и XI – XII вв. Это такие шедевры ранне исламской среднеазиатской архитектуры, как мавзолей Саманидов, минарет Калян и наиболее ранняя из сохранившихся бухарских мечетей – Магоки Аттари. Подъем архитектуры на качественно новый уровень был тесно связан с достижениями в области строительных техники и материалов – использование жженого кирпича открыло перед зодчими неожиданные возможности его комбинаций, создающих геометрический узор. Так, в декоративной разработке отдельных памятников господствует фактура кирпича с меняющимся в своем узоре орнаментом, присущим региональным школам Мовароуннахра, Ферганы и северо-туркестанских областей. В целом резные фигурные кирпичи – “бантики”, вкрапленные в кладку парных горизонтальных кирпичей, и кладки “в елку” особенно виртуозно применяются в постройках Хорасана и Тохаристана.
Архитектурный декор имел вначале чисто конструктивное значение, но из него были извлечены и средства декоративные. Узор получил строгие рамки своего применения. Возникла система приемов, объединившая строительные конструкции, архитектурный орнамент и декоративно-прикладное искусство. Развитие строительного и гончарного дела расширяет виды архитектурного декора. С XII в. в узор из тесаного кирпича отдельными вкраплениями входят голубые глазурованные вставки (эпиграфический декор мечети Магоки Аттари, минарета Калян и др.). Это был первый опыт введения цвета в архитектуру, который приведет со временем к великолепию колористических аккордов, характеризующих насыщенную по цветовым качествам архитектуру городов Мовароуннахра периода развитого средневековья.
Геометризм декора, “взращенный” системой фигурной кладки жженого кирпича, приводит к господству системы гирихов; следующий, более радикальный шаг – появление в архитектурном декоре системы растительных узоров ислими, ставшее возможным благодаря прогрессу технологий.
Художественные качества гирихов и ислими XI – XIII вв., связанные с эстетикой исламской религии, провозглашали господство узора, ставшего неотъемлемой частью убранства средневековой архитектуры и прикладных искусств, представляли начало нового этапа в развитии художественного мышления феодальной эпохи. Наряду с системой гирихов и ислими в архитектурном декоре получает распространение каллиграфия, как новое средство художественного выражения эстетических концепций. Новаторский стиль архитектурной орнаментики XI – XII вв. явился обобщением вековой практики народа, вступившего в очередной этап своего социального и культурного развития.
В эпоху Темуридов, ставшую периодом нового расцвета искусства Мовароуннахра, прерванного монгольским нашествием, в орнаментации наблюдается, с одной стороны, развитие традиций, выработанных в домонгольское время (гирихи, ислими), с другой -появление новых тенденций. Во внешней отделке зданий особое внимание стали уделять по-лихромному архитектурному декору. Виды его чрезвычайно разнообразны. Одноцветные – голубые, синие, белые – глазурованные кирпичи, облицовка которыми велась то сплошь (голубые скуфьи куполов), то узорообразующими вставками на фоне обычного кирпича (мечеть Балян, медресе Мири-Араб и Улугбека). Перегородчатые майолики – тех же трех основных цветов, где элементы узора разделены, чтобы краски не сливались при обжиге, резная терракота сочетает неполивные детали узора с цветными поливными, подчеркивающими либо гирих, либо надпись. Резная поливная терракота – одноцветная или двухцветная. Гладкие майолики сплошного покрытия с применением орнаментальной росписи и с постепенным обогащением цветов – от двух до семи (синий, белый, голубой, черный, желтый, красный, иногда еще и надглазурная позолота), Майолика “ложувард” – с ярко-синим фоном и тонкими росписями красным, белым, золотом (мечеть Балянд, медресе Абдуллахан и Гаукушан). Облицовки наивысшего эффекта – наборные резные мозаики, где элементы узора вырезались по отдельности из глазурованных плиток на пористой силикатной основе – кашине, а затем собирались сплошным орнаментальным покрытием (медресе Абдулазизхана и Балянд).
Следует отметить, что в эпоху Амира Темура монументально-декоративное искусство приобретает особенно важное значение, оно не только украшало здания, но и способствовало выражению определенных идей эпохи. В целенаправленности и единстве стиля состоит одно из главных достижений архитектуры и архитектурного орнамента XIV- XV вв.
Интересно отметить, что с XIV в. растительный орнамент получает явное преобладание над геометрическим. Гирих же в своем монументальном воплощении приобретает как бы иное качество: выложенный цветными кирпичами, он заполняет огромные поверхности стен, спиралью взбегает по стволам минаретов. Но и в обычных масштабах он уже далеко не так разнообразен и замысловат, как в домонгольской орнаментике. Растительный же орнамент примечателен с иным его восприятием, благодаря цветовому обогащению и самому характеру полихромных изразцов. Новые качества приобретает и архитектурная эпиграфика. Целые тексты громадными буквами письма куфи покрывают барабаны куполов. На порталах же размещались полосы надписей, выполненных литературными почерками нового стиля: вычурным дивани (XIV в.) или стройным, многорядным сульс (XV в.). Изразцовый декор используется местами и в интерьерах (панели, михрабы), а иногда покрывает их сплошь (например, в некоторых мавзолеях XIV в. в Бухаре – комплекс мавзолеев Сейфед-дина – Бохарзи и Буяп-Кулихапа).
Строительные работы в XVI – XVII вв. концентрируются в основном в Бухаре. Здесь получает свое классическое выражение система “кош”, когда два крупных сооружения противостоят друг другу по единой оси, разделенные пространством небольшой площади (мечеть Каляи и медресе Мири-Араб), либо пролетом улицы (медресе Мадорихан и Абдуллахан), или же три здания, обрамляющие площадь (ансамбль Ляби-Хауз). Здесь и живописные ансамбли мемориального типа, загородный ансамбль родового кладбища влиятельнейших бухарских шейхов Джуйбари, именуемый Чар-Бакр. Взаимное равновесие зданий, величие и строгая архитектоничность форм, богатство и разнообразие декора придавали необычайную торжественность всему ансамблю.
В зодчестве все более закрепляется традиционный круг тем, приемов и форм. Сложные конструктивно рациональные и декоративно-эффектные системы куполов на пересекающихся арках, щитовидных и сетчатых парусах, с введением виртуозных сталактитовых заполнений находят свои совершеннейшие воплощения в бухарских медресе и ханака XVI – XVII вв. Инженерно-конструктивная основа здесь обретает черты высокой художественной выразительности. На портале мечети Каляп растительно-цветочный покров заменяется фактурой строительного материала (шлифованный кирпич). Таким образом бухарские мастера придавали системе пересекающихся арок и щитовидных парусов простую художественно выразительную форму. Так сложился определенный стиль конструктивно-декоративного убранства сводов и ниш, наложивший свой особый отпечаток на всю архитектуру Бухары и творения бухарских зодчих XVI – XVIII вв. Такие системы можно видеть в ряде бухарских памятников XVI в. (медресе Мири-Араб, Кукельдаш, Абдуллахана, ханака Ходжи Зайнуддина и др.), причем нигде они не повторяют друг друга, но дают все новые варианты, благодаря разнообразию исходных геометрических построений. Последние сближаются с начертанием гирихов, но намного превосходят их сложностью выполнения, так как решают одновременно и конструктивную, и декоративную задачу.
Но наступает момент, когда конструкция все более подчиняется декоративным целям. Гармония в архитектурном облике мавзолеев определяется также единством декора во внешней и внутренней отделке, где применяются резные поливные изразцы исключительно разнообразного рисунка (медресе Мири-Араб, Кукельташ, Аблуллахана, Абдулазизхана). При этом мастер убедительно выделяет главное. Так, облицовки переднего фасада сложнее по рисунку и плотнее по орнаментально-красочной концентрации, чем на фасадах боковых, а наиболее насыщены узором и цветом особо ответственные в зрительном отношении участки-тимпаны портальной арки и ее изразцы. Отличие – лишь в пропорциях главнейших архитектурных форм, в колебании их взаимных соразмерностей; в вариациях декоративного убранства. Творческая индивидуальность мастеров в сфере декора проявляется при разработке фасадов. Разнообразные выкладки из цветных глазурованных кирпичей используются в широких обрамлениях фасадных и дворовых лоджий (крупные узоры в постройках XVI в., измельченные, дробные, напоминающие вышивку “крестом” – в медресе XVII в.). Особенно богато заполнение тимпанов геометрическим (Мири-Араб), сложнорастительным (Абдуллахан, Абдула-зизхан) и даже сюжетно-гераль-дическим узором (медресе Надир Диван-Бега).
Если в первой трети XVI в. изразцовый декор был представлен высококачественными мозаиками, кирпичными или наборными, то в дальнейшем поиски более дешевых и простых облицовочных материалов приводят к применению крупных кашинных плиток, на которые наносилась роспись голубой, синей, белой красками, с выделением узора (в основном, растительного) черным контуром. Однако в процессе обжига краски эти сплавлялись, растекались, и потому узор получался нечетким, а краски мутноватыми. Опыт возврата к более совершенным по своему художественному качеству мозаикам вновь имел место в первой половине XVII в. Начиная с XIV в. такие мозаики украшают значительные по масштабам, богатые по своему декоративному оформлению сооружения, возводившиеся правителями, духовенством и знатью. Таковы ханака XVI – XVII. вв. Ходжа Зайнутдин, Файза-бад, Надир Дивап-бега в Бухаре. Сооружения Бухары XVII в. (за исключением медресе Абдулазизхана) отличаются от построек Самарканда, напоминающих лучшие образцы Темуридской архитектуры тем, что уже не полностью покрываются керамикой. Например, у медресе Джуй-бари-Калян только портал покрыт керамической мозаикой. У ансамбля Надир Дивап-беги декорированы лишь главные фасады. Как и в Шир-Доре, мы видим здесь изображения сказочных фениксов и солнечных птиц. Резко снижается применение фаянса, который ограниченно используется лишь для мозаики, изразцы и майолика вновь делаются только из глины. Цвета глазури получают грубо яркие оттенки: желтые, зеленые, голубые. Рисунок орнамента теряет изящество.
Из построек Бухары XVII в. следует выделить медресе Абдулазизхана П, декоративно-отдел очные работы которого демонстрируют лучшие достижения архитектурного декора всего мусульманского Востока. Созданное по приказу хана, оно запечатлело все архитектурные и художественно-декоративные достижения XV – XVII вв., в которые создатели медресе – зодчий Мухаммад Салих, мастера декора Мир Хакан и Мухаммад Амии вложили все свои познания, усердие и опыт. Объемно-пространственная и планировочная схема здесь повторяет традиционный тип среднеазиатского медресе (строилось одновременно с Тилля-Кори). Превосходен архитектурный декор – мозаики, майолики и настенные росписи. Это пример использования почти всех существовавших в Средней Азии типов архитектурного декора. Керамика здесь присутствует в виде мозаичной выкладки изразцами, цветной мозаики на фаянсе и майолики оригинального типа с рельефным орнаментом, где из отдельных прямоугольных плиток набираются крупные панно с единым сюжетом. Использование форм, ставших традиционными, раскрывало творческие возможности мастеров поисками их внешней выразительности и удачных сочетаний. Не затрагивая основных принципов, черты новаторства находят свое отражение в новизне комбинаций этих форм и в декоративной обработке. Мощный массив пештака, стремительный взмах портальной арки, купол, вознесенный на стройном барабане, – таковы основные канонизированные формы композиции здания. И тем не менее архитектура фасада отнюдь не ординарна. Купольные системы, особенно в вестибюле, летней и зимней мечетях, дарехане очень эффектны, представляя новые варианты, но это лишь варианты достигнутого.
Например, в тимпанах большой арки дворового портала помещен гирих, повторяющий узор на резных дверях медресе Кукельдаш (XVI в.) и Абдул-лахана, но в расцветке желтого и синих керамических плиток. Композиция архитектурного декора этого здания столь продумана и своеобразна, что ставит ее в разряд тех уникальных сооружений, которые являются как бы вехами в развитии архитектурного направления. При всех проявившихся в XVII в. тенденциях к живописному свободному рисунку растительно-цветочный орнамент оставался тесно связанным с определенным методом стилизации форм живой природы. Этот метод сохранял значение твердо установившейся системы. Все творения мастеров этой эпохи были проникнуты целостностью художественного содержания. Мастера исходили из личного опыта и вкуса, в основе которых лежала система художественного видения. А она была неразрывно связана с миропониманием, владевшим в ту пору умами и чувствами людей, освященной исламом непреложностью установившихся в обществе отношений.
Автор: Сурайе Алиева