Алишер Аликулов вошел в мир изобразительного искусства в 90-е годы прошлого века. В это же время определился стержень его творчества – исторический и батальный жанры. Важным импульсом для деятельности молодого мастера стало обретение Узбекистаном независимости; именно национальная история, традиции богатой духовной и материальной культуры играют важную роль в его творчестве.
Выпускник (1995 г.) отделения монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, художник получил признание за очень короткий промежуток времени. Алишер отдает предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Отличительной чертой его почерка является точность деталей, внимание к сюжетам, достоверная передача исторических событий. А.Аликулов – участник многих республиканских и зарубежных художественных выставок. В 1996 г. за серию исторических произведений, посвященных эпохе Амира Темура и Темуридов, он был награжден медалью “Шухрат”, а в 2001 г. удостоен Золотой медали Академии художеств Узбекистана.
В монументальных росписях “Шохона ов” (“Королевская охота”) (1995), “Спортивные игры Древней Бактрии” (1996), “Великие мыслители”, “Народное восстание и движение джадидов” (2000), “Амир Темур во всемирной истории” (2001), выполненных в жанре миниатюры, он воспел богатые культурные и исторические ценности нашего народа.
Работа “Королевская охота” стала дебютной в творчестве молодого художника. А.Аликулов, придерживаясь советов своего учителя Б.Джалалова, совместно с группой своих коллег – А.Агаханяном, Б.Олимхоновым, Ш.Бахриддиновым, М.Азлар-ходжаевым – стремился найти новые подходы в решении многофигурных панно. Изображая сцену охоты, он большое внимание уделяет максимальной передаче динамики сюжета, экспрессивной выразительности происходящих событий. Профессионализм художника проявился в выразительной пластике фигур, в колористической гармонии всей композиции. Приковывает внимание зрителя и способ художественного изложения – условность, яркая цветовая палитра красок навевают прямые ассоциации с произведениями миниатюрной живописи.
Монументальная роспись “Спортивные игры Древней Бактрии”, находящаяся в музее олимпийских побед, – доказательство тому, что художник находится в постоянном поиске. Спорт – вестник мира. Сближение народов и наций, вековые традиции и духовные ценности определяют содержание этого произведения. В величественном панно с помощью изображения персонажей стрельцов, борцов, всадников переданы страницы истории и культуры Бактрии. Каждая деталь композиции доведена до максимальной реалистичности. О серьезных стилистических исканиях автора свидетельствуют костюмы персонажей, различные орнаментальные решения, выполненные в стилистике той или иной эпохи.
Изобразительный язык настенной росписи “Сказки народов мира” (1996) в интерьере здания Театра юного зрителя лаконичен, выполнен с использованием насыщенных цветов. В ней герои сказок различных народов раскрыты в соответствии с возрастом детей. Сюжет росписи максимально насыщен, его дополняют пейзажные виды. Художник рационально использовал некоторые архитектурные части интерьера, обыгрывая, к примеру, в композиции входные двери.
Роспись “Подводный мир” (1997 – 1998 гг.)”, выполненная в Ташкентском зоопарке, рассказывает о подводном царстве. Сюжеты картины обогащены сказочно-аллегорическими образами, при этом достигается органичное сочетание композиции, цвета и стиля. В настенной росписи “Великие предки” в обобщенных образах представлено богатое духовное достояние и величие наследства нашего народа. “Имам Бухарий, Имам Термизий, Ходжа Бахоуддин Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссавий, Аль-Хорезмий, Беруний, Авиценна, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур и другие великие наши предки внесли огромную лепту в развитие национальной культуры и стали гордостью народа. Их имена, их вклад в развитие мировой цивилизации сегодня известны всему миру” (1, с.23). В основе композиции использован мотив Великого шелкового пути. Включение памятников архитектуры древнего Самарканда и Бухары придает коллажному произведению ощущение законченности.
Одна из картин, созданных для Государственного музея истории Узбекистана, была названа “Народное восстание и движение джадидов”. В ее основе – страницы драматической истории Узбекистана начала XX в. В целом картина смотрится как единый экспозиционный раздел в интерьере музея. Настенная роспись “Амир Темур в мировой истории” (2001) украшает зал Амира Темура в этом же музее. В центре картины – Амир Темур на коне. Произведение отличается четким художественным решением и богатым колоритом, интересным сюжетом. Облик Темура и исторические события, связанные с его эпохой, впечатляюще отображены в гармонии холодных и теплых цветов, с помощью легких графических штрихов.
А.Аликулов во всех своих монументальных и прикладных произведениях стремится передать внутренний мир и сложное психологическое состояние изображаемых персонажей. Такие картины, как “Победа Амира Темура над Тухта-мышсм” (1996), “Бой за знамя” (1996), “Штурм крепости” (1999), привлекают внимание именно этими качествами. Вместе с тем художник стремится максимально достоверно передать характер происходившего события. В настенных росписях “За Родину” (1999 – 2000), “Прорыв” (бой Ж.Мангуберди с Чингизханом) (2001) художник очень реалистично и детально показывает поле боя – дым, пыль, ураганы и унылую природу. Глубоко чувствуя исторические события, он стремится вложить в образы героев самоотверженность, патриотизм, наделяя их индивидуальными, портретными чертами. Так, использование холодных и теплых топов в портрете “Мухаммад Султон” (1998) позволило ярко раскрыть внутренний мир этого героя. Как и в других картинах, художник умело использовал здесь этнографические мотивы и элементы традиционного быта. А в картинах “Рынок Самарканда” (1996), “Музыканты” (1997) и “Беседа” (1997) повседневный быт передан путем передачи характерных особенностей восточного колорита.
По утверждению художника, искусство – это самопожертвование, которое должно быть направлено на благие дела. Мастер стремится в своем творчестве понять сущность искусства миниатюры и плодотворно использовать его при освещении исторических событий, сохраняя стиль и методы классических школ, продолжая народные традиции. Творчество Алишера Аликулова – яркий пример того, что в монументальной и прикладной живописи сегодня происходят большие и сложные процессы.
Автор: Сайда Илхомова