Захириддин Бабур.
Легендарный художник Мани (217-273), рассматривая картины своих учеников, был приятно удивлен: это были столь совершенные произведения, что изображенные на них предметы казались живыми. Но учитель поставил перед воспитанниками новую задачу – достичь еще более высоких вершин в своем творчестве.
Он сказал им, что живописец лишь тогда сможет стать настоящим художником и считать, что полностью познал секреты мастерства, когда сумеет вдохнуть жизнь не только в изображенные на картине фигуры, но и в каждую линию, в каждую черточку на написанной им вещи.
Из таких художников, овладевших глубокими тайнами живописи, был великий миниатюрист средневековья Камалиддин Бехзад. Еще при жизни современники называли его редкостным среди редкостных, лучшим из лучших. Удостоившийся высокого звания “Моний соний” (второй Мани), Бехзад занял достойное место в истории мирового изобразительного искусства. В Европе, дивясь мастерству и совершенству созданных художником произведений, его величали “Рафаэлем Востока”.
Камалиддин Бехзад родился в 1445 г. в Герате. Он рано осиротел. Заметив в мальчике дар живописца и склонности к резьбе по дереву, резчик Мавлоно Мирак, заведовавший библиотекой Хусейна Байкары, взял его к себе в ученики.
В творческой атмосфере шахского дворца Бехзад создает несколько живописных произведений. Его талант не остается незамеченным. В одном из дошедших до нас писем к Хусейну Байкаре Алишер Навои, принимая во внимание, насколько ответственно украшение дворца правителя, рекомендует своему другу молодого художника: “Дворец будет расписывать человек по имени Бехзад”. К сожалению, монументальная роспись стен дворца, созданная Бехзадом, была злоумышленно уничтожена в ХХ в.
За свою многолетнюю жизнь Бехзад создал тысячи миниатюр, свою художественную школу, но, к сожалению, дошедшие до нас образцы его творчества единичны. Одна из самых важных заслуг Бехзада перед потомками – это, без сомнения, принадлежащие его кисти портреты великих людей того времени. Создав галерею образов узбекских падишахов, он оставил художественное наследие несравнимой исторической значимости.
Осенью 1506 г. в Герате гостил Захириддин Мухаммад Бабур. Он посетил более 50 священных архитектурных памятников города, близко познакомился с учеными и просвещенными людьми, вел с ними беседы, особо интересовался творчеством Бехзада. В результате этой поездки Бабура и был создан его портрет кисти Бехзада. Возможно, он был написан в доме Алишера Навои, известном под названием “Унсия”, поскольку Бабур 20 дней гостил в том доме.
Бабур в шахских одеждах находится в саду, в окружении природы. Сидя на резном стуле с книгой в руках, он размышляет, возможно, занят творчеством. Весь облик мыслителя, правителя и поэта дышит благородством. Мастерски исполненное произведение художника, пронизанное восточным духом и настроением, повествует нам, насколько широки масштабы творческой деятельности этой незаурядной личности.
Наступил кризис государства Темуридов, и Хорасан захватывает Мухаммад Шейбанихан. С приходом нового правителя произошли изменения не только в политической ситуации страны, но и в сфере культуры. Это отметил чуткий на политические события мудрый ученый и падишах Бабур: “Еще он (Шейбанихан) оказал влияние и произвел реформу в живописи Бехзада и стиле письма Султанали Машхадия”.
Перешедший на службу к Шейбанихану, Бехзад написал его портрет. Миниатюру эту, созданную во второй половине 1507 г., можно назвать яркой страницей в творчестве художника, сумевшего при помощи символического обобщения достоверно изобразить внутренний мир, духовное состояние падишаха.
Полистаем страницы рукописи известной книги Шарафиддина Али Йезди “Зафар-наме”. Здесь присутствуют различные иллюстрации кисти Устоза Бехзада: “Картина битвы”, “Взятие Амиром Темуром крепости Хивы”, “Строительство общественной мечети в Самарканде”. Но с уверенностью можно сказать, что каждая из этих картин сама по себе целый дастан, хроника того времени.
Рассматривая картину “Строительство общественной мечети в Самарканде”, вспоминаем строки Алишера Навои:
“Архитектор создал прекрасное строенье,
В историю вошло его творенье.
На самом верху есть надпись – Банно,
Вытащить снизу кирпич не дано…”
Процесс строительства воплощен столь естественно, жизненно и правдоподобно, что стоит поразмыслить над тем, написаны ли эти строки Алишером Навои под впечатлением от картины или же поэт воплотил в них мысли Бехзада. Живопись Бехзада сыграла свою роль и в истории архитектуры – на его миниатюрах мы видим много забытых подробностей, присущих зодчеству того времени.
В крупнейших библиотеках таких городов, как Каир, Париж, Лондон, Санкт-Петербург, хранятся редкие произведения Бехзада. Всесторонне глубокое изучение их – священный долг современных искусствоведов.
Во время краткосрочной экспедиции в Хорасан, организованной фондом имени Захириддина Бабура, в которой нам довелось участвовать, были найдены исторические материалы о созидательной деятельности великих сынов узбекского народа – Темуридов. Мы имели возможность созерцать остатки архитектурных памятников, памятников культуры и искусства. Особо привлекли наше внимание уникальные архитектурные сооружения времен Шахруха и Хусейна Байкары в Герате.
“Славная память – это вторая жизнь” – гласит народная мудрость.
Мы недаром вспомнили это изречение при посещении могил Камалиддина Бехзада и Гариба Мирзы.
В одной из усыпальниц архитектурного ансамбля, возведенного вокруг могилы наставника-покровителя города Герата святого Шейха Абдуллаха Ансори, у изголовья могилы Шаха Гариба Мирзы – безвременно ушедшего сына Хусейна Байкары – возложен камень, на котором вытесан очень тонкий и нежный рисунок. Посещение этого священного места навеяло воспоминания, связанные с высказыванием Алишера Навои в адрес Гариба Мирзы, портретом кисти Камалиддина Бехзада, описанием Бабура.
Попутно вспоминается еще один неожиданный исторический факт, требующий тщательного изучения. Как пишет известный каллиграф-художник Дустмухаммад (умер в 1550 г.), Бехзад умер в городе Тебризе и похоронен близ могилы поэта Камола Ходжанди. В современном искусствоведении широко распространена именно эта версия. Однако когда мы сообщили об этом нашему проводнику Анвари, он повел нас на кладбище святого Сайда Абдуллы Мухтара у подножия горы Кухи Мухтар, расположенной на севере Герата. Увидев на одной из могил удивительно вытесанный камень, мы были крайне удивлены, так как предположительно это была могила Бехзада. Было уже довольно поздно и полностью прочесть выбитые на камне письмена не удалось. Кем и когда был установлен надгробный камень, где находится настоящая могила художника: в Тебризе или в Герате? Вероятно, истину при возможности смогут установить специалисты.
Отрадно, что имя Камалиддина Бехзада и традиции, созданные его школой, живы в Узбекистане. Искусствоведы давно признали, что в современном искусстве живописи возрожден и развивается жанр миниатюры. Произведения узбекских художников-миниатюристов можно видеть в самых крупных сокровищницах мира.
Миниатюра в новом качестве входит в архитектурно-монументальную настенную роспись, это свидетельствует о том, сколь крепок фундамент нашего искусства и как велики его возможности.
Крупнейшему высшему учебному заведению Академии художеств Узбекистана присвоено имя Бехзада. Самой престижной государственной награде в области искусства и архитектуры дано имя Бехзада. Молодые художники, вдохновенно отражая в своем творчестве великие созидательные дела нашего народа, одержимы в стремлении овладеть новыми вершинами искусства.
Пулат Захидов