Анализировать жанр миниатюры довольно сложно, поскольку за внешней ясностью и логичностью изображенного мира всегда скрывается глубинный смысл, нуждающийся в истолковании; реалистические, жизненно правдивые сюжеты миниатюр неожиданно вовлекают исследователя в необыкновенно мечтательный мир. Очень часто в работах миниатюристов, в том числе Камалиддина Бехзада, мы встречаем изображения музицирующих персонажей. Они, как правило, не являются основными действующими лицами, но с введением в сюжет музыкальных инструментов тема произведения значительно обогащается; музыка помогает полнее раскрыть внутренний мир и настроение героев.
Музыкальные инструменты непременно включаются в композиции, изображающие сцены дворцовых пиров. Миниатюры этого круга ярко демонстрируют традиционную дворцовую музыкально-литературную жизнь. Судя по изображениям, наиболее популярными инструментами были чанг, издающий нежные, мягкие звуки, и задающая ритм дойра. На этих инструментах в основном играли женщины. В тех же сценах, где изображаются дружеские пирушки и кутежи мужчин, присутствуют такие инструменты, как уд, най и танбуры различных форм и размеров. Исполнение на гиджаке практиковалось как музыкантами-мужчинами, так и женщинами. Это деление на две группы инструментов (для женщин и мужчин), сохраняется и по сей день с некоторыми изменениями. На миниатюрах со сценами сражении в основном встречаются также сурнай, нагара, карнай и говдум (вид коленчатого карная).
Многие инструменты, такие, как карнай, сурнай, дойра, нагара, за несколько веков почти не изменились, тогда как некоторые, например, чанг значительно усовершенствовались. В результате чангом стали все более и более пользоваться мужчины. Этот инструмент сохранил старое название – чанг, затем у него появилось и другое – конун.
Каждый инструмент в различных местностях имел различные модификации, поэтому по их виду можно было установить, где происходит действие, изображенное в миниатюре. Для достижения в своих работах наибольшей выразительности сюжета Бехзад использовал различные варианты в изображении музыкантов. Так, в произведении “Битва Бахрам Гура с драконом” художник применяет оригинальный прием, изобразив поодаль играющую на чанге девушку. В миниатюре она присутствует не случайно. Это прототип любимой Бахрам Гура – Озоды. Она совершенно спокойна. Подобное состояние музыкантши, с одной стороны, придает силы Бахраму, укрепляя его дух, с другой – побуждает царевича к битве, предопределяя ее благополучный исход.
В произведении “Искандар и сирены” изображена сцена купания Искандара в компании семи девушек. И в этой миниатюре присутствует музыкантша, так же безмятежно играющая на чанге. Здесь ее задача состоит в создании лирической атмосферы сюжета.
Экспрессивно представлена Бехзадом сцена битвы между Искандаром и Дарием. Определенный настрой композиции придают изображенные автором инструменты времен Темуридов, которые отличались резким и сильным звучанием. Удачно использованный прием существенно повышает художественный уровень произведения.
В миниатюрах Бехзада изображение музыкальных инструментов отличалось особенно точной передачей всех деталей. Это, с одной стороны, является результатом чрезвычайной наблюдательности художника, а с другой – свидетельствует о том, что он был человеком, сведущим в области создания музыкальных инструментов и исполнении на них. Талант художника побудил современных мастеров, изготавливающих национальные музыкальные инструменты, попытаться восстановить те из них, которые наиболее часто изображались в миниатюрах. Примечательно то, что из средневековых трактатов о музыке нам неизвестно, как выглядели музыкальные инструменты. Книжная миниатюра стала для мастеров единственным источником в процессе работы над их восстановлением. Различные сцены с участием музицирующих персонажей дают возможность подразделять инструменты по классам и предназначениям для музыкантов того или иного пола.
На основании миниатюр ташкентский мастер Абдунаби Абдугафуров и андижанец Абдумалик Мадраимов создали новый вид смычкового инструмента, напоминающий средневековый и издающий чистейшие звуки. Позже Абдумаликом Мадраимовым были созданы и другие похожие на изображенные в книжных иллюстрациях средневековые музыкальные инструменты, получившие новые названия. Они проходят апробацию среди профессиональных музыкантов.
Таким образом, произведения Бехзада, обогащенные музыкальной темой, дают представление о разнообразии музыкальных инструментов, существовавших в эпоху Темуридов. Не являясь основными персонажами, музыканты, тем не менее, своей игрой создают определенный настрой для восприятия миниатюры. Мы решились лишь на поверхностную характеристику сцен, где изображены музицирующие персонажи, глубина же их смыслового содержания составляет ряд отдельных тем, ожидающих своего изучения.
Жасур Расултаев