Традиции и современность в архитектуре Ферганской долины

Выпуск №3 • 1046

История архитектуры Ферганской долины охватывает длительный промежуток времени, но из-за различных волнений, нестабильности и сейсмических проблем самые древние из них не дошли до нас. Наиболее древними архитектурными памятниками считаются комплексы мавзолеев-хонако (внутренняя часть мечети, молельня) Шаха Джалиля, Бустана Бува и Биби-Бувайда. Комплекс Подшо Пирим, основу которого составляет мавзолей Шаха Джалиля, строился долго. Он состоит из двух дворов: длинный с порталом-вратами с куполом и фронтально открытой мечетью, и многоугловой – с мавзолеем XV в. Айван мечети с трех сторон окружен стеной, потолок подпирают 44 колонны. Все мечети Ферганской долины построены по этому принципу.
Мавзолей Шаха Джалиля имеет удлиненную форму и состоит из двух комнат – молельни и усыпальницы. Молельня (5,2х5,2 м) с остроконечными углами построена крестообразно. Усыпальница (4,3х4,3 м) квадратной формы. Мавзолей-усыпальница выделяется симметричными формами и рельефным обликом (1).
Медресе Норбутаби (вторая половина XVIII в.) построено на площади Чорсу в Коканде. Оно имеет форму квадрата (52х72 м), двор (38х38 м) с симметричной композицией. Основной вход с рельефным порталом, по бокам которого высятся мечеть и минареты-башни. Мечеть построена из жженого кирпича, без декоративных украшений. Интерьеры обработаны ганчем. Форма портала и объемно-плановое решение медресе идентичны с медресе Бухары.
Мечеть Джами и минарет в Коканде построены в 1809-1822 гг. ханом Коканда Умарханом. Мечеть симметричной планировки, в поперечном разрезе удлинена. В ней есть зимняя комната и летний айван, с трех сторон подпираемый 98 колоннами. Мечети Ферганской долины в отличие от мечетей Самарканда и Бухары имеют лишь им свойственную фронтальную композицию. Мечеть приковывает взор большими размерами (97,5х25,5 м) и богатым убранством. Потолки украшены геометрическими и растительными узорами, по верху стен – сталактитовые фризы. Рядом с мечетью высится минарет (высота 22 м) в форме срезанного конуса, законченного 6-угольным кафаса.
В Намангане из архитектурных памятников сохранились медресе Муллы Киргиза, построенное в центре города в начале ХХ в., мечеть Ата Валихана Туры, мавзолеи-гробницы Мавляна бувы и Ходжа Амина. Проект медресе пятиконечной формы, окружен худжрами. Во дворе высится минарет. Худжры имеют одинаковые арки. Портал украшен синей, зеленой, желтой и белой мозаикой, фризы мечети и дарсханы – монументальным письмом. Строительство медресе возглавлял усто Киргиз. Медресе имеет нетрадиционное проектное решение (1, с.57).
Комплекс Жомеъ, что в городе Андижане, занимает площадь в 1,5 га. Медресе имеет симметричную фронтальную композицию, вход обозначен традиционным монументальным порталом, по обе стороны которого расположены учебные комнаты с куполами, а между ними – двухэтажные худжры. Медресе имело П-образную форму, но его северное и южное крыло не сохранились. В западной части комплекса стоит одна из самых больших мечетей Ферганской долины – мечеть Жомеъ, проект которой композиционно аналогичен типу мечетей долины с айванами, с трех сторон окруженных стеной. Минарет комплекса из жженого кирпича самый высокий в Ферганской долине (32 м), его база состоит из восьми граней, имеет закрытый купол. Комплекс выделяется монументальными формами и множеством украшений.
В общей сложности в городах Коканде, Маргилане, в Бувайдинском, Риштанском, Ак-Алтинском районах Ферганской области, в городе Андижане, в Шахриханском и Пахтабадском районах Андижанской области, городах Намангане, Чусте, а также в Наманганском, Туракурганском, Папском и Касансайском районах Наманганской области сохранилось около 50 архитектурных памятников – мечетей, медресе, хонакох , мавзолеев, жилых домов. Сохранились также здания с интересной планировкой периода российской колонизации и последующего периода.
Завоевание Узбекистана царской Россией повлияло на культурную жизнь народа. Русские первоначально хотя и осели в Коканде, но в 1876/1877 гг. основали на расстоянии 2 верст от Маргилана новый Маргилан – сегодняшнюю Фергану. Стратегия – связь с местным старым городом, поэтому одна из улиц нового русского города вела в его центр. По проекту трехлучевая композиция был построен город Версаль, а позже он лег в основу проекта городов Париж, Вашингтон, Санкт-Петербург. По этому принципу построены города Новый Ташкент, Новый Самарканд, Новый Андижан, Новый Наманган. Разрастание городов привело к радиально-кольцевому, полукольцевому их виду. В Ферганскую долину русская культура внесла такие новшества, как крыши с чердаками, застекленные окна, камины, кирпичные стены, инженерные сооружения. А кроме того, такие стили, как псевдоготика, псевдоренессанс, псевдобарокко, модерн, «кирпичный стиль», эклектические формы и элементы. В результате в здании Русско-Азиатского банка в Коканде пешеходные дорожки, плоские оконные арки, окна и куполообразная крыша со шпилем художественно не сочетаются с колоннами, выполненными в стиле классицизма.
В доме братьев Вадьяевых окна и куполообразная крыша в стиле барокко вдруг заканчивается остроконечным шпилем в русском варианте. Обе стороны входной части фасада дома, выполненные в стиле модерн, составили совместно с боковыми окнами общий эклектический фасад. Двухэтажное здание областной губернии, построенное в 1879 г. в Фергане, соединяет в себе элементы стилей ренессанса и Мавритании. Здесь же в 1900 г. в «кирпичном стиле» построено здание гимназии. В частности, все чаще стали строить мансарды, очень прямые крыши, обертывая конструкции в стеклянные оболочки, добавляя стрельчатые арки, купола. Впервые мансарды стали строить во Франции, название от имени их первого строителя архитектора Ф. Мансарды. При нашем жарком климате мансарда, имеющая металло-керамическое покрытие, как бы ни была защищена изоляционно, все равно остается жаркой. Во-вторых, стрельчатые крыши хороши для северных стран, где много снега. Они не вписываются в нашу архитектуру и вплотную не связаны с городской средой.
В годы независимости в Ферганской долине ведется огромная работа по реставрации архитектурных памятников и озеленению территорий с использованием ландшафтной архитектуры, как это было сделано на прилегающей к «Урде» города Коканда площади и в других городах долины. Полностью обновлены с целью показа достижений и лучших традиций кокандских ремесленников экспозиции музея «Урда» Коканда. В городе также разработана концепция по использованию комплекса «Жомеъ» как Центра духовности и просвети-тельства, полностью отреставрирован дворец Худаяр-хана, который озеленен с учетом современных требований, сохранены многие архитектурные памятники. Самый крупный из них – дворец Худаяр-хана, в котором 7 домов и 113 комнат. Строительство дворца закончено в 1873 г. Медресе Норбутаби построено в XVIII в. оно функционирует и по сегодняшний день. Вмещаемость Джума-мечети (XIX в.) на сегодняшний день составляет около 10 000 человек.
Старые разрушенные здания на центральных улицах Узбекистанская, Амира Темура, Бабура, Истиклол, Миллий тикланиш, Мустакиллик Андижана были снесены, а на их месте возведены новые двух-трехэтажные дома. Ныне разработан механизм привлечения бюджетных средств не только государственных и местных органов власти, но и предприятий, индивидуальных лиц, предпринимателей, созданы условия для развития малого и среднего бизнеса. На территории населенных пунктов построены транспортные сооружения, торговые точки и объекты сервисного обслуживания, зоны отдыха, строятся новые дороги и улицы, сады и парки. В городе построен и сдан в эксплуатацию совершенный с архитектурной точки зрения и функциональным возможностям спортивный колледж по подготовке футболистов на 320 мест.
С каждым днем преображается облик городов Ферганской долины, как и всей республики, разработан генеральный план по их реконструкции.
Каждому политико-экономическому периоду истории присущи свои эстетические взгляды, свой стиль. История показывает, что на формирование того или иного стиля необходимо 50-70 лет. В искусстве Узбекистана, в том числе архитектуре, продолжается период формирования. Градостроительству необходимы постоянный мониторинг развития исторического города, основанный на градостроительной науке-памяти о городе, на разработке жизнеспособных планировочно-пространственных структур: махаллей, гузаров, районов и центров городов. Независимость возвратила эти национальные ценности. И сегодня в архитектуре областей Ферганской долины можно видеть синтез применения традиционного стиля, элементов таких, как фасады, купола, колонны, элементы резьбы по дереву и ганчу, гончарное и другие виды прикладного искусства, бассейны, фонтаны с их современными аналогами и принципами.
В градостроительстве долины за короткий промежуток времени использованы и построены прекрасные образцы ландшафтной архитектуры, мемориальные комплексы, улицы с объектами сервисного обслуживания, общественные здания, жилые кварталы, благоустроенные сельские дома. В их числе спортивный колледж Олимпийских резервов, летний амфитеатр, Аквапарк в Намангане, Дворец культуры, центральная улица Дустлик, сад имени аль-Фергани в Фергане, реконструкция улицы Истиклол. Они разработаны с учетом традиционных стилей и требований современности.
Таким образом, архитекторы Ферганской долины, сохранив народные традиции, выбрали современный путь развития, когда создаются лучшие образцы градострои-тельства и архитектуры.
Литература
1. Анорбоев А. ва бош?алар. Ўзбекистон тарихида ?адимги Фар?она. Т.: “Фан”, 2001.
2. А?медов М.?., Шокирова С.Ю., Маноев С.Б. Ўрта асрларда то?, раво? ва гумбазларни лойи?алашда муста?камликни ?исобга олиш масалалари // Современные проблемы строительных материалов и конструкций. Материалы международной научно-технической конференции. Самарканд, СамГАСИ, 2013. с. 20-22
3. Азимов И. Архитектурные памятники Ферганской долины. Ташкент, 1982.

Pin It

Comments are closed.