Волшебство оперного спектакля: премьера оперы «Садокат» Рустама Абдуллаева

Issue #3 • 525

Венера Закирова,
музыковед

19 декабря 2015 г. в Государственном Академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои состоялась первая премьера оперы «Садокат» («Верность»). Постановка оперы посвящалась 100-летию со дня рождения Народного поэта Узбекистана Зульфии. На создание оперы о героях нашего времени известного композитора Узбекистана Рустама Абдуллаева вдохновила история любви и верности знаменитых поэтов XX в. Зульфии Исроиловой и Хамида Алимджана. Сюжет оперного спектакля происходит в Ташкенте в 1930-1970-е гг. Встреча главных героев, проживших вместе яркую, творчески насыщенную жизнь, их дружба с поэтами Гафуром Гулямом и Ойбеком, а также тяжелые испытания, выпавшие на долю Зульфии после гибели мужа, все это – основа сюжета произведения Р. Абдуллаева, созданного по либретто О. Матчона под редакцией Ф. Сафарова.
Интересно складывалась сценическая судьба оперы. Еще в 1987 г. Р. Абдуллаев написал оперу «Садокат», постановка которой предполагалась в Самаркандском театре оперы и балета. Небольшой оркестровый и хоровой коллективы, работавшие в театре, обусловили камерности оперы, отсутствия больших развернутых сцен, что не давало возможности передать разворот чувств и эмоций героев, дух того времени. Художественные и музыкальные идеи композитора, появившиеся в годы независимости, повлияли на его решение вновь обратиться к этой теме и сделать новую редакцию оперы в контексте духовного возрождения национального наследия.
Композитор практически заново написал партитуру произведения, сохранив лишь отдельные темы и фрагменты первоначального варианта. Появились новые сцены, придавшие музыкально-сценической композиции художественное обрамление и завершение, новое оркестровое вступление, с первых тактов вводящее внимание зрителя в атмосферу поэтической среды Узбекистана начала прошлого века, и новый финал, раскрывающий одну из ключевых мыслей произведения – неразрывную связь искусства с жизнью и бытом народа. Как отмечает композитор, «опера – результат многолетней кропотливой работы в области драматургии, музыкальных номеров как сольных, так и ансамблевых, заметно обогативших партитуру». Некоторые акценты в идейной концепции произведения сместились согласно тенденциям современной жизни общества. В целом же все внимание в опере автор сконцентрировал вокруг образа Зульфии, олицетворяющей символ узбекской женщины-матери, преданной своей стране, семье, любимому делу.
В результате опера «Садокат» получила новую жизнь в сочинении совершенно иного масштаба, характера и содержательного наполнения. Это – лирико-драматическое произведение, в котором переплетаются поэтические образы главных героев с их душевными переживаниями. В цельной драматургии контрастные разнохарактерные эпизоды стали основой двухактной оперы в пяти картинах.
Таким образом в опере многогранно раскрылся яркий талант Рустама Абдуллаева – оперного драматурга, композитора, применившего в опере новый тип драматургии, в котором конфликт – не в показе традиционного треугольника героев и их столкновении, а во внутренней психологической борьбе человека с судьбой. Такая драматургия поддерживается и сценографией, талантливо разработанной автором нового варианта либретто, режиссером-постановщиком спектакля Народным артистом Узбекистана и Азербайджана, лауреатом Государственной премии Узбекистана Фирудином Сафаровым. В опере использованы режиссерские приемы, усиливающие психологическое воздействие на публику, это, в частности, игра артистов на сцене и в зрительном зале. Так, Зульфия неоднократно спускается со сцены в зал, исполняя трогательные монологи, как бы делясь со слушателями своими сокровенными мыслями и чувствами. Подобный впечатляющий режиссерский прием использован и в финале, когда главная героиня окончательно покидает сцену, прощаясь с друзьями.
Кроме того, украшение оперы – замечательная музыка Р. Абдуллаева, – музыкальное откровение композитора, наполненное его искренностью, талантом и вдохновением. Поэтично звучит оркестровое вступление, пронизанное счастьем, творческим порывом, охватывающим поэтов, светлыми планами на будущее. Необыкновенно мелодичны темы, звучащие во вступлении, олицетворяющие символ вечной любви и верности героев, их стремление к жизни, любовь к Родине, своему народу. Одна из таких становится лейтмотивом любви Зульфии и Хамида Алимджана, являясь основой их монологов и дуэтов, а вторая – темой верности, преобразуясь в величественный и мощный посыл всему человечеству, который в финале оперы исполняется солистами, хором и оркестром в полном составе.
Удивительно органичны в опере светлые праздничные образы и драматические. Именно такой, психологически напряженной, стала четвертая картина, в которой главной героине приходится преодолевать сложнейшие испытания судьбы. Известие о гибели мужа, осознание неизбежности разлуки порождают в душе Зульфии желание выстоять любой ценой, чтобы поднять на ноги и воспитать своих детей. Внутренний протест не дает поэтессе покоя, отчего драматизм действия набирает силу и приводит к сильнейшему эмоциональному потрясению: одолевающим ее видениям. Драматический монолог Зульфии, охваченной преследующим ее воспаленное воображение образом Хамида, звучит на фоне музыки, представляющей собой реквием – заупокойную мессу, исполнители которой облачены в черное одеяние. Контрастное сопоставление партии многоголосого хора «в черном» и одинокого голоса героини, бессильной перед силами судьбы, – кульминация действа, оказывающего неизгладимое впечатление на зрителя.
Несомненна удача композитора – сцены из народной жизни, а именно – картина весеннего праздника Навруз, сопровождаемая традиционными для этого дня песнями, танцами, играми, театральными представлениями масхарабозов, кызыкчи, канатоходцев. Неоднократно Абдуллаев обращался к теме празднования Навруза также в инструментальных сочинениях, например, во Втором фортепианном концерте «Напевы Навруза» (1989). В результате композитором создан «инструментальный театр» в фортепианных произведениях и концерте, традиции которого получили затем полноценное сценическое воплощение в опере «Садокат».
Покоряет зрителей исполнительский состав оперы, представленный в основном молодыми талантливыми певцами. На роль главной героини были утверждены Малика Норматова и Барно Исматуллаева, каждая из которых представила свою Зульфию: мягкую и сдержанную в интерпретации Норматовой и энергичную, эмоциональную в исполнении Исматуллаевой, которая сильным и полнозвучным тембром своего голоса усилила драматизм и внутренний накал в кульминационных частях оперы. В результате зрителю были представлены две различные трактовки образа поэтессы, каждая из которых – по-своему убедительна и интересна.
Душевно, искренне-эмоцинально сценическое воплощение образа Хамида Алимджана в исполнении Рустама Алимарданова, вокальная партия которого изобилует выразительными интонациями, наполненными чувством любви и нежности к Зульфие, в полной мере раскрытые в интерпретации певца. Удачен также дуэт главных героев оперы после их знакомства на празднике Навруз. Вдохновенный и жизненно правдивый образ влюбленных людей – наиболее трогательный эпизод оперы.
Художественно убедительны образы друзей Зульфии и Алимджана – поэтов Гафура Гуляма в исполнении Рахима Мирзакамалова и Ойбека в интерпретации Джабраила Идрисова. Оба артиста молоды, но уже достаточно опытные певцы. Они – лауреаты международных и республиканских конкурсов, неоднократно блиставшие на сцене театра в ведущих партиях отечественных и зарубежных опер. Для узбекской литературы и культуры деятельность Гафура Гуляма и Ойбека имеет большое значение как источник духовного просвещения, саморазвития. Мирзакамалов (Гафур Гулям) и Идрисов (Ойбек) настолько вжились в образы своих героев, что даже как бы внешне стали похожи на поэтов, отчего восприятие всех сцен с их участием напоминало эффект присутствия реальных героев. Оригинален и колоритен образ бахши в исполнении маститого оперного артиста Нурмахмата Мухамедова. Его герой – собирательный образ музыканта – певца и инструменталиста традиционной музыкальной культуры народов Средней Азии. Н. Мухамедову удалось так представить своего героя, что он органично вошел в городскую поэтическую среду и обогатил своим выступлением сценическое действо.
В сольных и ансамблевых номерах «Садокат» отразился многолетний опыт работы Р. Абдуллаева в области вокальной музыки – песен и романсов. Важная драматургическая роль в опере также отведена хорам, воспевающим картины весеннего праздника, еще более усиливая драматический накал в сцене реквиема (четвертая картина). Ярко раскрылся талант композитора-инструменталиста, перу которого принадлежит ряд сочинений как для большого симфонического оркестра, так и для камерных составов и инструментальных пьес. Все это отразилось на оркестровой ткани оперы, которая отличается, с одной стороны, сочными, колоритными красками, а с другой, – прозрачной фактурой, оттеняющей монологи героев. В кульминационных разделах оркестр – это полноценный участник действия, несущий большую эмоционально-выразительную нагрузку, важная роль в котором принадлежит его музыкальному руководителю и дирижеру Заслуженному деятелю искусств Узбекистана Фазлиддину Якубжанову.
Следует также отметить прекрасно выполненные декорации к спектаклю, визуально обогащающие произведение. Это, например, сцена в библиотеке, где высокие книжные стеллажи буквально поглощают утонченную Зульфию, и праздничные гуляния среди расцветающих деревьев, залитых солнечным светом, а также огненные вспышки, символизирующие военные действия и т. д. Надо сказать, что постановочным коллективом проведена колоссальная работа, в результате которой спектакль получился ярким и оригинальным. В сценическом воплощении оперы «Садокат» вместе с композитором принимал участие сценарист и режиссер-постановщик Ф. Сафаров, а также музыкальный руководитель и дирижер Заслуженный деятель искусств Узбекистана Ф. Якубжанов, главный хормейстер – Народный артист Узбекистана С. Шадманов и хормейстер Н. Куприянова, художник-постановщик, Заслуженный деятель культуры Узбекистана З. Ботиров, дизайнер костюмов Л. Палванова, балетмейстер – Народный артист Узбекистана К. Муминов. В результате такая команда профессионалов музыкального и театрального искусств воплотила на сцене замысел композитора, а опера «Садокат» обрела успех у зрителей, заняв достойное место среди лучших опер мирового масштаба, постановка которых осуществляется в столичном театре.

Pin It

Comments are closed.