Вопросы развития современного изобразительного искусства Каракалпакстана

Выпуск №4 • 1439

14 сентября 2013 г. Каракалпакским отделением Академии художеств Узбекистана совместно с журналом «SAN’AT» был проведен круглый стол, посвященный вопросам развития в Каракалпакстане современного изобразительного искусства, проблемы которого в целом волнуют многих специалистов, работающих в этой сфере. Круглый стол – очередное мероприятие творческих работников в цепочке встреч, направленных на решение актуальных задач в развитии искусства Узбекистана. 

Работу круглого стола вела доктор искусствоведения Камола Акилова: «Данный круглый стол посвящен вопросам развития современного изобразительного искусства Каракалпакстана. Предложение провести круглый стол в Нукусе наши художники и искусствоведы встретили с большим интересом. Потому что изобразительное искусство Каракалпакстана имеет свои особенные черты, я бы сказала, черты национального своеобразия, национального мироощущения, и привлекает внимание своими необычными темами и особенным колоритом. У каракалпакского народа древняя история, и, соответственно, прекрасное наследие, вбирающее в себя декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, традиционную музыку и др. Когда говорят «Каракалпакстан», то одним из брендов его культуры и искусства предстает уникальная коллекция Госу-дарственного музея искусств им. И.В. Савицкого, который известен во всем мире. Каждый регион в Узбекистане в своем искусстве сохраняет или пытается сохранить своеобразные культурные традиции. Возникает вопрос: насколько мы сохраняем свои культурные традиции и готовы ли интегрироваться в современное мировое искусство? Сохранение национальной идентичности в эпоху постмодерна – это одна из актуальных, притом достаточно сложных, проблем. Начать наше обсуждение я хотела бы с предоставления слова Народному художнику Узбекистана, академику Академии художеств Узбекистана Джавлону Умарбекову».
Джавлон Умарбеков: «Проблемы, которые поднимаются на нашей встрече, актуальны. Спасибо ее организаторам, которые стараются объединить творческих людей, потому что мы несколько разобщены. Причин много – большие расстояния, проблемы жизненные и служебные, а художнику постоянно следует общаться с людьми, так же занимающимися творческой работой в разных регионах, каждый из которых уникален. Что мешает нашему развитию? Может, определенный спад в развитии искусства, происходящий по одной причине – нет интереса к учебе! Когда училось наше поколение, мы постоянно ходили на этюды, носили свои этюдники, ящики, альбомы по городу, в пригородах и гордились, что мы – художники. Сейчас нигде не видно студентов, которые ходили бы с папкой или этюдником. Они стесняются работать в толпе или на улице. А как можно научиться писать и любить природу, если не работать над собой? Это уже вопрос пропаганды. Журнал «SAN’AT» пытается пропагандировать новости в искусстве, знакомить с новыми именами авторов, публикует и проблематичные статьи. Однако этого недостаточно.
Искусство должно развиваться постоянно, несмотря ни на какие затруднения. Например, в трудные 1920-е – 1930-е гг. возникли новые течения в художественном мире, появились новые художники – авангардисты. «Черный квадрат» К. Малевича, например, был в центре внимания знатоков искусства всего мира. Традиционное искусство Средней Азии привлекает многих художников. К нам приезжали талантливые мастера со всех концов страны, становясь потом нашими национальными авторами. Они видели искусство изнутри, чувствовали его всей душой, это был не экзотический интерес, а именно проникновение всем существом. Работы П. Бенькова, А. Волкова, Усто Мумина никогда не перепутаешь с работами других художников, ибо они уникальны и глубоко национальны. У каракалпаков богатое наследие традиционного искусства, однако это не отражено в экспозиции выставочного зала Музея Каракалпакского отделения АХ Уз. Французские импрессионисты брали темы и колорит в восточном искусстве, вашим художникам не надо разбрасываться! Как-то на выставке я видел работу одного каракалпакского художника – там человек держит рыбу. Все просто и ясно. Это работа Сапарова – в ней ничего лишнего, чудесная работа! Работайте самостоятельно и не подражайте другим. Студенты могут получить образование где угодно, но работать следует, придерживаясь традиций».
Камола Акилова: «В формировании художественного сознания большое значение имеет прежде всего природный ландшафт, который закрепляет своеобразный генетический код посредством образов, сюжетов, мотивов, знаков и символов. То есть, по сути, природный ландшафт находится в тесной взаимосвязи с культурным ландшафтом. Говоря о культурном ландшафте Каракалпакстана, конечно же, невозможно не упомянуть Госу-дарственный музей искусств РК имени И.В. Савицкого, знакомство с уникальной коллекцией которого оказывает большое и плодотворное воздействие на каракалпакских художников. Слово Маринике Бабаназаровой».
Мариника Бабаназарова, директор Госу-дарственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого: «Джавлон-ака коснулся многих проблем и интересных тем, глубоко затронув те струнки души, которые подпитывают всех сидящих в этом зале и тех, кто вносит по мере своих сил вклад в развитие или в продолжение традиций каракалпакского изобразительного искусства. Верно отметила Камола Балтабаевна роль Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, названного в честь И.В. Савицкого – знаменитого художника, внесшего огромный вклад в формирование нашей национальной школы изобразительного искусства. И.В.Савицкий тонко чувствовал нашу землю, любил ее, и мы всегда проводим аналогию Поль Гоген – Таити, Игорь Савицкий – Каракалпакстан, край суровый по своим природным свойствам, к которым добавились сейчас экологические проблемы, но именно этот край вдохновлял Игоря Витальевича, когда он создавал свои произведения, посвященные природе Каракалпакии. Он очень любил эту землю, обращая внимание каракалпакских художников на ее особенности. Наша земля богата древними памятниками, своим особым ландшафтом и древней культурой, а наш музей – генофонд этой культуры, хранилище народных ценностей.
Мы живем в эпоху перемен. Эпоху рыночной экономики, пытаясь поддерживать художников с помощью художественных магазинов, каких-то других форм работы, стараясь сохранить художественную школу. Мы проводим выставки наших художников, пропагандируем народное искусство. Недавно, например, предоставили наш зал для проведения персональной выставки двум молодым художникам – нашему земляку Саидбеку Сабирбаеву и Гайрату Ибрагимову из Ташкента. Это тоже попытка музея поддержать наших художников, помочь им формироваться и идти вперед. Пропагандируя искусство, мы выезжаем с нашим проектом «Музей на колесах» в сельские школы. Считаю полезной сегодняшнюю встречу за круглым столом, спасибо ее организаторам. Такие встречи важны не только для художников и тех, кто связан с искусством, но и для чиновников, которые должны оказать соответствующую поддержку нам и нашим проблемам».
Камола Акилова: «В последние годы восстанавливаются творческие связи между регионами. Академия художеств Узбекистана систематически организовывает передвижные выставки, мастер-классы, различные встречи с художниками в областях. Культурная жизнь должна быть насыщенной и интересной не только в центре, но и в регионах. Это очень важно не только для культурного процесса, но и для воспитания молодежи. К примеру, недавно в выставочном зале Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана для молодых художников были организованы мастер-классы с участием Л. Ибрагимова, Б. Джалалова, А. Аллаберганова, Ф. Ахмадалиева – наших известных художников, мастеров живописи. Сегодня очередной мастер-класс проведет академик Джавлон Умарбеков. Это своеобразный формат общения между художниками, поколениями, направлениями, который просто необходим для развития искусства».
Атахон Аллаберганов, академик АХ Уз (Хорезмская область) отметил: «Действительно, корни каракалпакских традиций уходят в глубокую древность, их своеобразные виды – налицо. Чтобы отразить это своеобразие в произведениях мастеров искусства, нужно работать четко и сосредоточенно. Уровень подготовки нынешних студентов слабый по сравнению с выучкой студентов нашего времени. Они, не изучая основы изобразительного искусства, пытаются открывать новые пути реализации своего творчества. Многие из них не чувствуют цвета. У авангардистов, например, есть четкий рисунок и поразительное чувство цвета. Молодые художники должны изучать цвет в природе, в окружающем мире. Не надо искать легкого пути, невозможно достичь цели, не понимая сути задачи».
Тамара Уразимова, кандидат искусствоведения, преподаватель Нукусского педагогического института имени Ажинияза: «Изобразительное искусство Каракалпакстана – явление молодое. Оно прошло несколько этапов в своем развитии и не до конца себя раскрыло. Мне бы хотелось остановиться на одном из таких этапов.
В искусстве конца ХХ в. происходили изменения, которые проявлялись не только и не столько в том, что и как отражает искусство. Действие переломного периода сказалось на общем состоянии искусства, которое теряло на исторических рубежах старую и обретало новую почву для своего развития. В этот период многие художники, растерявшись, перестали работать, и лишь немногие, изначально в своем творчестве ориентированные на вековые национальные традиции, продолжали творить, используя в своем творчестве мотивы прикладного искусства. Другие обращались к «примитиву» сюжета и живописно-пластических форм. Происходила глубинная интерпретация как форм народного искусства, так и его содержания.
Прошлое как объект художественного осмысления, несомненно, стал безусловной ценностью для всех видов искусства. Поэтому правильным будет выделить этот аспект отношения к традиционному художественному наследию в качестве доминирующего в характеристике изобразительного искусства Каракалпакстана. Например, Кыдырбай Саипов нашел свою национальную тему именно в передаче каракалпакской природы, реально сделав большой шаг вперед. Сегодня изобразительное искусство Каракалпакстана как художественное явление во многом инертно. Наиболее значимые минусы в его развитии – поверхностное отношение к поиску и выбору темы, и как следствие – отсутствие полного объема и глубины передачи реального мира. В произведениях отдельных художников доминирует стереотип, своеобразный шаблон изображения, переходящего из одного произведения в другое.
«Растерянность» художников, возможно, нужно рассматривать как перерыв, который они взяли в преддверии большого старта. Таким образом, наиболее трудной задачей, стоящей перед художником, находящимся в активной творческой форме, по-прежнему является создание такого образа мира, который бы точно отражал его чувства восторга, любви и удивления от соприкосновения с природой, с людьми, с бесконечным миром. В то же время проблема взаимосвязи нового, современного и актуального всегда будет оставаться на повестке дня изобразительного искусства».
Джавлон Умарбеков, касаясь высказывания Тамары Уразимовой, отметил: «О школе. Пиросмани был маляром. Он рисовал везде, у него не было учителей, красок, кистей и прочих. Но у него была душа, он любил свой народ, свою землю. И он рисовал то, что видел, чувствовал душой и сердцем. Вот о чем речь. Вы говорите, что нет темы, а вокруг – сплошь и рядом темы для картин. Природа, земля, традиции, наконец Арал. Такой вот парадокс получается – все перед глазами, а художники не знают, о чем писать».
Айзада Нурымбетова, дизайнер национальных костюмов: «Художники всегда – в поиске нового. Им нужно вдохновение. Надо чаще экспонировать свои произведения на различных выставках. Скоро в Муйнаке будет экологический фестиваль, вы все можете принять в нем участие».
Камола Акилова: «Я думаю, что в рамках 7-й Ташкентской международной Биеннале современного искусства вполне можно организовать выставку современного изобразительного искусства Каракалпакстана в Ташкенте. Это может быть отдельный выставочный проект, знакомящий зрителей Ташкента и зарубежных гостей Биеннале не только с творчеством каракалпакских художников, но и в целом с регионом, его своеобразной культурой и традициями».
Женис Лепесов, художник-педагог, Заслуженный наставник молодежи Узбекистана: «Специализированная школа при Каракалпакском отделении Академии художеств Узбекистана имеет множество достижений, но у нее немало и проблем. У нас учатся талантливые дети, но не хватает квалифицированных педагогов, материалов для обучения, нет хороших, качественных красок, бумаги и кистей. Приходится пользоваться тем, что доступно. Многие талантливые дети живут в отдаленных местах, они мало информированы об изобразительном искусстве, мы не в состоянии привлекать их к учебе в нашу школу, поскольку родителям трудно им помогать материально. В последнее время учеников нашей школы почти никуда не приглашают, дети волнуются, они хотят принимать участие в различных конкурсах, выставках, демонстрировать свое мастерство. Они интересуются, почему не участвуют на международных конкурсах, как это было раньше. Если возможно, мы просим помощи и содействия в этой, казалось бы, банальной, но важной для нас проблеме».
Камола Акилова: «Я приглашаю ваших детей, молодежь участвовать на различных детских и молодежных выставках, которые мы устраиваем во Дворце творчества молодежи в Ташкенте. Кроме того, подавайте заявки для участия в Международной биеналле детского рисунка и в других конкурсах, которые организовываются в Ташкенте и в других городах. Мы, конечно же, будем стараться помогать вашим детям, которым следует прививать с раннего возраста любовь к искусству, умение восторгаться красотой окружающего мира. Впечатления от увиденного в детстве остаются в памяти на всю жизнь. Пусть не все дети станут художниками, но чувство прекрасного, которое они откроют для себя в детстве, дух творчества и созидания будет сопровождать их всю жизнь».
Сарсен Байбосинов, художник: «Оставшееся в памяти и прочувствованное человеком, действительно запечатлевается на долгие годы. Наше народное искусство уникально, оно и отразилось в произведениях многих авторов. Школа наша – особенная, она была и есть сейчас. Просто сегодня, возможно, не всегда в творчестве присутствуют такие понятия, как любовь и доброта, именно те показатели, которые чувствовались в работах художников недалекого прошлого. Времена меняются, каждое время диктует свой порядок. Возможно, в прошлом, когда бурно развивалось наше искусство, художники чувствовали всестороннюю поддержку и интерес. Но сегодня молодые художники немного растеряны, это пройдет, потому что мы все видим перемены, происходящие в последние годы, ощутим и приток новых сил, появление новых имен талантливых мастеров, каракалпакское изобразительное искусство пополняется их произведениями в новой интерпретации».
Абадан Сапарова, композитор, директор Каракалпакского отделения республиканского Фонда «Золотое наследие» («Олтин мерос»): «Наш фонд постоянно сотрудничает с творческими людьми. Среди них много женщин, работающих в сфере искусства. Мы всегда стараемся сохранять традиции, достижения школ, обычаи, и даже элементы народной вышивки мы используем в отделке современных костюмов. Узбекские композиторы и деятели искусств всегда держались вместе. В этом году мы тесно сотрудничаем с Каракалпакским отделением Академии художеств Узбекистана, принимаем участие в проводимых ими мероприятиях, с радостью делимся с ними своими впечатлениями и идеями. Мы предложили художникам написать портреты женщин современного Каракалпакстана, работающих в сфере культуры, искусства, науки и образования. Ко Дню 8 марта в здании Государственного музыкально-драматического театра им. Бердаха была организована замечательная выставка «Мир прекрасного», где присутствовали и художники, и героини их полотен. Наши художники многому могут научить талантливую молодежь. Возможно, следовало бы открыть специальное учебное заведение или художественный колледж для их профессиональной подготовки».
Зафара Алиева, кандидат искусствоведения: «Исторически каракалпаки не имели изобразительных видов искусства, что, видимо, было проявлением специфики ментальности. Сейчас прикладное искусство народа тесно связано с абстрактным способом выражения, взращенным на почве наблюдений за природой. Условность и стилизация изображения, т.е. орнаментальная схема, позволяет выражать сущность мироустройства, обеспечивать эмоциональный комфорт, наконец, удовлетворять эстетические потребности человека. Высокий уровень мастерства создателей произведений искусства обеспечивал разнообразие форм, орнаментально-цветового решения. Удивительны произведения старинной вышивки, ювелирного искусства, ковроткачества, резьбы по дереву, а популярность и «узнаваемость» символики узоров в этнической среде обеспечивали им вариативность и многовековую устойчивость. Народное мастерство – концептуальный кладезь для развития изобразительного искусства, но следует изучать его содержание, стараясь не только прочувствовать, но и осознать его суть. В народном искусстве аккумулирован творческий опыт, который возможно адаптировать и успешно применять в современных условиях, трансформируя в ключе нового формообразования.
Абстрактная форма выразительности наблюдается и в каракалпакском устном народном творчестве, отличающемся большой ролью метафоры, наполненной пафосом и динамичностью сюжетов, мистическими персонажами и т.д. Оно всегда выступало столпом художественной культуры народа, демонстрируя многообразие образов и тем, представляя самобытность этноса.
Проследить путь адаптации народных традиций в изобразительном искусстве можно на примере формирования каракалпакской скульптуры. С 1960-х гг. дерево остается излюбленным материалом ваяния скульпторов, его доступность, пластические и фактурные качества не случайно традиционно ценились и использовались народными мастерами. Дерево было материалом для изготовления музыкальных инструментов, бытовой утвари, сундуков, арбы, юрты и т.д. Генетическая память не позволила угаснуть ремеслу обработки дерева, которое в ХХ в. трансформировалось в каракалпакскую скульптуру. В поисках образа та же память приводила скульпторов в эпическое русло, привлекая внимание к сюжетам о древних степных идолах-истуканах. Необозримая ширь в воплощении пластических идей выявляла в декоративном и устном народном творчестве ассоциативно-метафорическую линию формообразования, решение философской темы. Это целое направление в каракалпакской скульптуре, сформировавшееся в самом начале, и если здесь оно укрепилось, то в каракалпакской живописи его позиции заметно слабее.
Каракалпакстан богат талантливыми художниками, которые формировали школу и у которых можно перенять опыт, в их числе Ж. Куттымуратов, А. Шпаде, Б. Серекеев, Ж. Лепесов, С. Байбосынов, замечательный дизайнер Г. Ембергенова, народный мастер А. Нурымбетова. Хочу поделиться впечатлением о недавней защите дипломной работы выпускника Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада – Б. Серекеева-младшего, создавшего серию композиций под общим названием «Арал – боль моя», где на двух полотнах реалистично изображено «кладбище кораблей» на бывшем дне моря. Это – скорее сюрреалистический пейзаж. Добиваясь пластической выразительности, автор применил такую сложную технику, как смешивание масляных красок, акрила, пигмента и натурального песка, грубый контраст гладких плоскостей и крупного пастозного мазка. Большие массы то выступают угрожающими силуэтами, то дробятся, словно издавая скрежет ржавого металла. Ощущается чувство дисгармонии мира, драматическое восприятие жизни. В них – убедительное проявление формы мрачных «инсталляций». Третья композиция «Арал – моя надежда» метафорично иллюстрирует упования народа, упорно ждущего прихода большой воды. «Светлый» сюжет трактован поэтикой образа молодой женщины, ожидающей рождения ребенка. Нота оптимизма звучит в колорите и фактуре полотна, написанного почти жидким маслом. Это образ источника и символ продолжения жизни, несмотря ни на что».
Жолдас Турдымуратов: «На круглый стол сегодня собрались многие деятели культуры республики. Я хочу отметить, что будущее нашего искусства во многом зависит от тех мастеров, которые в свое время получили знания от своих учителей. Однако сейчас многие художники почему-то не хотят работать в школах, чтобы передавать свои знания и опыт грядущему поколению. Я думаю, что это неправильно. У нас всегда были отношения устоз – шогирд, наставник – ученик. Вчерашние ученики, в свою очередь, должны становиться учителями – таков закон любого развития. Если кто-то считает устаревшими эти программы, то нужно разрабатывать новые, более доступные концепции художественного образования, более тесно общаться с молодежью, изучать их интересы, помогать им осваивать все виды и жанры искусства».
Серекеев Базарбай, художник-живописец, лауреат Государственной премии им. Бердаха, Заслуженный деятель искусства Каракалпакстана: «Сейчас я вспомнил один эпизод. Еще в 80-х годах прошлого века несколько художников были отправлены на работу на пленэре в Кусканатау. Но мне тогда пришлось ехать одному. Я там работал несколько дней и привез 10 работ. И.В. Савицкий похвалил меня и закупил все эти работы для музея. Таким образом он меня поддержал и морально, и материально. Я был очень благодарен ему и полон желания работать еще лучше. Он тогда посоветовал мне уезжать и работать на долгий срок, причем одному, чтобы работать вдохновенно. С тех пор я так и делаю. Если все делать уверенно и с большим желанием, тогда многое получится. Думаю, что все учителя должны давать своим ученикам хорошие уроки, чтобы готовить себе достойную смену».
Хожаметова Перуза, кандидат наук, искусствовед: «Я как художник и сотрудник Музея им. И.В. Савицкого, хочу здесь затронуть несколько вопросов. Во-первых, отметить, что в свое время и Музей, и современное изобразительное искусство Каракалпакстана имели быстрый темп развития, благодаря, как уже здесь отмечалось, энергии и настойчивости Игоря Витальевича Савицкого, который помогал непосредственно каракалпакским художникам не только своим советом, приобретением и закупкой картин, но и острой критикой, особенно в начальный период формирования и развития музея. Во-вторых, особо хотелось бы упомянуть о специализированной школе искусств. Я считаю, что ученики этой школы, как и других художественных заведений – наше завтрашнее будущее, наши профессиональные кадры. И как бы нам ни было трудно, об их подготовке мы должны думать уже сегодня. В-третьих, желательно более активно пропагандировать художественную культуру и искус-ство Узбекистана в более широком масштабе, в т. ч. межрегиональных и международных связей, обмена опытом среди художников, искусствоведов и музеев. Эта встреча сегодня рассматривается руководством Академии художеств Узбекистана, и мы рассчитываем, что наши предложения будут реализованы».
Камола Акилова: «Совершенно очевидно, что на современном этапе необходимо активизировать диалог культур. Причем он также может иметь совершенно различные форматы. Я вспомнила, что несколько лет назад были творческие обмены художниками средствами народной дипломатии. Так, американские художники приезжали к нам и жили в домах узбекских художников, а, соответственно, наши художники в Америке, жили у них дома. Результатом такого общения стали совместные выставки узбекских и американских художников, которые были показаны в Ташкенте и Вашингтоне. Я думаю, что такие двусторонние взаимосвязи можно наладить и впредь, в частности с каракалпакскими художниками».
Райхан Сапарова, Народная артистка Узбекистана: «Я, как представитель театрального искусства, знаю, что театр не может работать без художников, работы которых в театре во многом обеспечивают успех театральной постановки. Театр – это очаг взаимодействия разных видов искусства – сценических работ, пения, музыки, хореографии, драматургии, грима, костюма, сценографии и т. д. Ведь именно театр может полноценно показать историю, культуру народа».
Алпысбай Султанов, главный редактор каракалпакского журнала «Саният» («Искусство»): «Основатель нашего журнала Жоллыбай Изентаев – известный художник, талантливый мастер кисти, Народный художник Узбекистана, многие годы возглавлявший Каракалпакское отделение АХ Уз. Первым главным редактором журнала был А. Реимов. Сначала у «Саният» была большая поддержка. Но сегодня редакции очень нелегко осуществлять задуманное из-за финансовых затруднений – мало подписчиков, оформление журнала не всегда соответствует его содержанию и назначению. Поскольку журнал об искусстве, он должен быть красивым, но у нас плохая полиграфическая база, а хорошая нам не по карману».
Гульбахор Изентаева, председатель Каракалпакского отделения АХ Уз: «На сегодняшний день основными приоритетными направлениями деятельности Академии художеств Узбекистана, как отметил в одном из своих выступлений академик Акмаль Нуридинов, являются художественное образование, выставочно-творческая, научно-исследовательская деятельность, и работа по изучению и пропаганде искусства Узбекистана.
C целью поддержки и развития художественного образования Каракалпакское отделение АХ Уз проводит совместные мероприятия – выставки, конкурсы, фестивали, мастер-классы и встречи с участием признанных мастеров искусства в таких учебных заведениях, как Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, Нукусский государственный колледж культуры и искусства. Специализированная школа искусств Республики Каракалпакстан при Академии художеств Узбекистана в этом году была включена в государственную программу, и в Нукусе началось строительство нового здания школы, в которой будут учиться талантливые дети не только Нукуса, но и таких отдаленных районов республики, как Муйнакский, Тахтакупырский, Шоманайский и др.
В целях поддержки художественных навыков и укрепления знаний, взаимообмена опытом и общения профессиональных художников Каракалпакское отделение выработало целый ряд мер и предложений, которые, надеюсь, помогут усовершенствовать творческий процесс в деле подготовки кадров и дальнейшем развитии всех видов национального искусства Каракалпакстана».
Камола Акилова: «В настоящее время художественное образование в республике Каракалпакстан, как и во всей стране, требует серьезного внимания в процессе формирования современного каракалпакского национального искусства. От того, как мы будем выполнять эти задачи, зависит будущее каракалпакской школы национального изобразительного и прикладного искусства, развития культуры в целом. Самое главное, мы должны осознавать, что студенты и учащиеся в вузах и художественных школах должны получать не только знания и профессиональные навыки, но мы должны прививать современной молодежи чувства патриотизма, любви и гордости за свою страну. Им нужно знать несколько языков, уметь адаптироваться в современном информационном пространстве.
Я благодарю всех участников нашего круглого стола за идеи и предложения. Творчество деятелей каракалпакского искусства всегда было в центре внимания специалистов, общественности, руководства страны. И то, что в этом году Государственная премия в области культуры и искусства была вручена уроженцу каракалпакской земли Народному художнику Узбекистана, академику АХ Уз Жоллыбаю Изентаеву – это не только признание его больших заслуг перед Родиной в деле сохранения и развития художественной культуры каракалпакского народа, но и проявление заботы, внимания государства к искусству и культуре всего каракалпакского народа».

Круглый стол в Нукусе прошел в обстановке заинтересованности, бурного обсуждения волнующих вопросов, взаимного обмена идеями и планами, что немаловажно для дальнейшего развития современного изобразительного искусства Узбекистана.

Pin It

Comments are closed.