В музыке – гармония, красота, вечность

Выпуск №4 • 1574

Композитор Дилором Амануллаева – профессор, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, заведующая кафедрой «эстрадное пение» Государственной консерватории Узбекистана – хорошо известна узбекскому народу. Ее песни внесли в развитие узбекской эстрады внушительный вклад. Песня Д. Амануллаевой – это мини-спектакль, песня-монолог, душевная исповедь человека, который делится своими переживаниями.
В разнообразии жанров творчества композитора определенное место занимает «легкая» музыка, хотя внимание музыкальной среды Узбекистана привлекает симфонизм, проявляющийся в каждом сочинении автора. Это и неудивительно, поскольку она училась у таких известных композиторов, как Б. Зейдман, Р. Вильданов, Т. Курбанов. До появления первой эстрадной песни в творческом багаже Д. Ама-нуллаевой были “Сюита для струнных, ударных и фортепьяно” в 5 частях, циклы для фортепиано “Самаркандские картины”, “Детский альбом”, сонаты, романсы, два квартета для струнных инструментов, камерная симфония, симфония № 1 и «блестящий» фортепианный концерт.
В марте 1990 г. для участия в конкурсе на лучшую песню о Наврузе Д. Амануллаева написала песню «Сумалак» (на стихи П. Мумина), которая заняла второе место (первое место осталось открытым). Ведущие певцы узбекской эстрады, присутствующие на репетициях этой песни, стали обращаться к композитору за новыми сочинениями. Это и явилось точкой отсчета творческого взлета композитора Д. Амануллаевой. В том же году ею были написаны три песни: «Болича» (на стихи поэта-современника У. Жамола) в ритме аруз, со сложной вокальной партией; и на стихи У. Азима «Ёмғир ёғди» и «Сиз ёққансиз», пронизанные глубоким драматизмом, где слова и музыка, переплетаясь, выстраиваются в единое целое. «Ёмғир ёғди» – первая работа Д. Амануллаевой как аранжировщика. Но песни эти тогда еще не были спеты. Только в 1991 г. после знакомства композитора с В. Барамыковым и К. Раззаковой они сразу же обрели популярность.
С этого момента, казалось, песни писались уже сами собой, в их числе детские циклы «Топишмоқ қўшиқлар» в 2-х частях (на стихи П. Му-мина) и «Алифбе қўшиқлари»; эстрадные романсы на газели Надиры «Ёр керак ошиққа» и «Жахондин кеч», песни «Икки дарахт», «Мен сени ҳеч кимга бермайман», «Саратон» и др. В этих песнях – широкий спектр жанров: монолог-размышление, мечтательный вальс, романтическая баллада (1, с.208).
Песни, специально написанные для певицы К. Раззаковой, наталкивали слушателя на автобиографичность, где образ женщины проявляется в разных ипостасях: то она веселая, игривая, то печальная, встревоженная. А это требует от певицы высокого исполнительского мастерства. Одновременно с эстрадными песнями автор создавала и произведения академического характера. Так, ею была сделана обработка 6 народных турецких песен для народного оркестра «Согдиана», созданы романс «Сенсиз» (на стихи Б.Байкабулова) для голоса и камерного оркестра (для М. Раззаковой), 5-частная симфония для хора «Кўнгил соҳили» (на стихи С. Саида), цикл для хора «Хайём рубоилари» (в 5-ти частях), пьеса для фортепиано «Звезды Улугбека» (2, с.19). Творческий тандем с певицей К. Раззаковой способствовал популяризации песен композитора, несмотря на разногласия с ее педагогом композитором Т. Курбановым, который не приветствовал песенное творчество своей ученицы. Он считал нерациональной трату сил симфониста на песни. Но многие наставники, в том числе С. Юдаков, М. Левиев, Д. Зокиров, М. Насимов, Н. Хасанов, поддержали ее, подчеркивая, что «симфония, концерты – для узкого круга слушателей, а написать песню, которая бы задела струны души каждого человека, чтобы народ ее запел – это очень сложно». А слова М. Левиева были как предсказание: «Дочка, симфонии не принесут признание народа. Пиши песни, они принесут тебе счастье! За песни скажут спасибо!».
С 2000 г. Д. Амануллаева работает в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре «эстрадного пения». Это уже творчество иного плана – учебное заведение превращается в творческую лабораторию композитора. Появляются песни, направленные специально на развитие профессионального потенциала студентов. Библиотека пополняется учебными пособиями, которые создает композитор. Уникальны создаваемые ею на этом этапе циклы эстрадно-джазовых вокализов – одного из главных элементов в обучении. Но до появления вокализов Д. Амануллаевой на кафедре исполнялись вокализы Г. Абта и Н. Зейдлера. Вокализы Д. Ама-нуллаевой отличались тем, что кроме технических навыков они вырабатывают у студентов жанрово-стилистическую ориентацию – это целостные произведения, где каждый номер – посвящение определенной личности. В них отражается стиль и особенности манеры пения того, кому они посвящались: М. Магомаев, И. Ак-баров, Т. Ханум, Б. Зейдман, Дж. Дас-сен, Далида, Ф. Синатра, Р. Вильданов, М. Джексон, Э. Пиаф, В. Мустафа-заде, Э. Фитцджеральд, Б. Закиров, Э. Пресли, У. Хьюстон и др.
Вокализ №6 (посвящение Тамаре Ханум), насыщенный национальным колоритом, создан в стиле фольк-поп. В то же время он отличается самобытностью, индивидуальностью Тамары Ханум. Синкопы, на которых основан ритмический рисунок вокализа, придают произведению танцевальный, игривый характер. Вокальная партия развивается динамично, короткими, поступенными фразами, что позволяет студенту развивать дыхательный аппарат. Вокализ рассчитан на студентов начальных курсов. Более сложен и технически, и эмоционально вокализ, посвященный памяти Ф. Синатры. Он передает «крунерский» (крунер – croon – «мурлыкать») стиль певца, требуя от исполнителя не только широкого дыхания и голосового диапазона, но и артистических способностей. Удивительно точно композитору удается минимальными выразительными средствами передать звучание симфонического оркестра. Иначе звучит джазовый вокализ (№22), посвященный памяти Вагифа Мустафа-заде. Сложный тональный план (a-moll – b-moll – a-moll), ритмическая структура аккордов, частые отклонения от основной тональности в вокальной партии требуют от исполнителя определенной подготовки. Вокализ рекомендован для исполнения на заключительном курсе бакалавриата.
Посвящение Батыру Закирову (вокализ №25) – один из наиболее ярких. Будучи лично знакомой с основоположником узбекской эстрады, композитор выразила глубокую симпатию к творчеству певца и к тому времени, в которое он творил. Популярный ритм эстрадных песен 70-х – Bossa nova, использованный в вокализе, передает дух эпохи. Образная сфера композиции открывает картинки прогулки на старом трамвае по улицам Ташкента 1970-х.
Вокализы создавались композитором в разных условиях: иногда – под впечатлением сообщения о чьей-то кончине, иногда – после прослушивания песни или – после ярких впечатлений от дальних поездок.Так, вокализ № 19 в стиле соул, посвященный Майклу Джексону, был написан спустя некоторое время после его смерти.
Наиболее сложным в процессе сочинения оказался вокализ – № 23 – памяти Уитни Хьюстон. Композитор работала над ним 3 месяца. Результат – сложный тональный план (G-dur – D-dur – G-dur), 3-х частная форма, насыщенная фактура, голосовой диапазон, ритмический рисунок, модуляции, оркестровое звучание. Произведение очень сложное даже для магистров. Певец должен продемонстрировать не только технические возможности голоса, но и присущие У. Хьюстон драматизм и высокий артистизм. Автобиографический вокализ № 12 был создан в день рождения композитора. Эмоциональная сфера его – светлая меланхолия. Мелодия, которая передается от голоса к фортепиано, придает вокализу «воздушность», легкость, что требует от исполнителя навыков мелкой моторики голоса, подвижности гортани.
Анализ творчества композитора показывает, что они отличаются высокой художественной ценностью, вбирающей в себя драматизм и симфонизм. Сейчас автор готовится к изданию 25 вокализов. Кроме того, эстрадно-джазовые вокализы композитора Д. Амануллаевой включают методические рекомендации к каждому из них. В работе со студентами Д. Амануллаевой-педагогу удалось найти тот ключ в отношениях между Наставником и учеником, когда последний ему полностью доверяет.

Pin It

Comments are closed.