Искусство Германии в Узбекистане

Выпуск №1 • 406

Камола Акилова

Германия на протяжении многих веков являлась крупным самобытным культурным центром Европы, оказывая влияние на развитие искусства в разных странах. Классическое немецкое изобразительное искусство пополнило мировую сокровищницу шедевров искусства произведениями таких мастеров как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Каспар Давид Фридрих, Иоганн Фридрих Овербек, Петер фон Корнелиус и многие другие…..

Приобретшие «генетический код» в немецком искусстве смелый поиск, доминирование эксперимента, свобода художественного творчества, нахождение новых смысловых и художественных интерпретаций привычных тем и образов явились базой для рождения различных направлений авангардного искусства Германии в первой половине ХХ века, а затем уже направлений постмодернизма в современном искусстве.
Современное искусство Германии – порождение конкретного исторического контекста, определенных социальных и политических условий, художественной среды, менталитета, традиций и в то же время отказа от них.
В знакомстве узбекского зрителя с уникальным современным искусством Германии большую роль сыграли совместные выставки Института Гете (Ташкент) и Института связей с зарубежными странами (IFA), систематически организованные в г.Ташкенте на протяжении последних лет. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Германия является важным стратегическим партнером Узбекистана. Между нашими странами взаимоотношения развиваются в разных сферах: экономике, политике, культуре, образовании. Выставки Института Гете (Ташкент) и Института связей с зарубежными странами (IFA) стали той важной духовной составляющей, которая позволяет не только соприкоснуться с искусством, культурой, но и понять душу народа. Тем более, что на этих выставках были представлены мегазвезды не только немецкого искусства, но и в целом европейского авангарда и постмодерна. У каждого из них своя жизненная и творческая судьба, но у большинства из них она была неразрывным образом связана с драматической историей своей страны в ХХ веке. Каждый из художников, который был представлен на той или иной выставке, испытал душевный надлом, ощутил далеко не гармоничные взаимоотношения человека и окружающего мира, отсюда и вполне объяснимая социальная направленность творчества. У каждого из представленных художников в произведениях нашла отражение конкретная историческая эпоха: первая мировая война, послевоенное время, объединение Германии, которые своеобразно накладывали свой отпечаток на творческое самосознание художников.
Одной из первых выставок стала выставка известного немецкого графика Макса Эрнеста (Галерея изобразительного искусства Узбекистана, 2006г.), занимающего ключевые позиции в искусстве ХХ века. Оценка творчества Макса Эрнеста была дана американским куратором Нью-Йоркского музея современного искусства Уильямом Рубином: «В выдающемся разнообразии своих стилей и техник он является для сюрреализма и дадаизма тем же, что и Пикассо для искусства ХХ века в целом»(1). Мир Макса Эрнеста – это мир вымышленный, воображаемый, очень беспокойный, сюрреалистический с метаморфозами, деформированными формами, пропорциями и нереальными образами в виде птицеголовых людей, фантастических существ. На самом деле этот мир и его образы имеют глубокое значение. В этом состояла не только художественная, но и гражданская, человеческая позиция Макса Эрнеста, выступавшего против лицемерия, пошлости своей эпохи, жестокости военных лет. Работы Макса Эрнеста – это микст графических техник и коллажа, фроттажа, подручных материалов, передающие индивидуальное видение и концептуальное мышление великого мастера. Работы художника невозможно объяснить формальной логикой, их нужно почувствовать и осмыслить.
Выставка Герхарда Рихтера (Галерея изобразительного искусства Узбекистана, 2007г.) стала еще одним открытием немецкого искусства для узбекского зрителя. Герхард Рихтер, один из самых известных немецких художников, отразил в своей жизни и творчестве переломный момент в истории Германии. Переехав в 1961 году из ГДР в Дюссельдорф, Рихтер осознал, что помимо соцреализма в искусстве существуют другие феномены неформальной живописи. Он понял, что живопись может быть активным действием, «поиском реальности сегодняшнего дня». Что интересно, темы, сюжеты, образы Герхарда Рихтера не вписываются в готовые формулы и определения. Каждая представленная на выставке работа Герхарда Рихтера стала самостоятельным артефактом, наполненным глубоким смыслом. К примеру, своеобразно переданная история культуры в графической работе «Обзор», возможности абстрактного искусства, а вернее абстрактной концептуальности в живописных картинах, фотографии одной картины, картины-воспоминания, своеобразные топосы художника, существовавшие в искусстве прошлого в виде систем и конструкций – все направлено на активизацию ощущений, впечатлений, психологических импульсов в сознании зрителя. Творчество Герхарда Рихтера демонстрирует насколько еще не апробированы возможности современного искусства, и есть место для эксперимента. Причем, это не просто эксперимент ради эксперимента, а поиск наиболее оптимального средства выражения конкретного концепта.
Еще одна выставка – выставка известного немецкого графика и фотографа Альфреда Отто Вольфанга Шульце, больше известного под псевдонимом Вольс (Галерея изобразительного искусства Узбекистана, 2007г.). Как известно из истории искусств, горестные и карикатурные образы Вольса свидетельствуют о мучительно пережитом опыте отношений человека и мира. Вольс часто работал в состоянии, подобном трансу, выплескивая на полотно ассоциативные отражения своих ощущений и чувств.
Представленные в экспозиции фотографии Вольса поражали тем, что автор фотографировал случайное, ускользающее от внимания, искал необычные ракурсы и композиции, обнаруживал неожиданные взаимосвязи. Окружающая реальность словно уступает место некоему пространству, которое имеет право быть. В рисунках Вольса налицо «сюрреалистический принцип обыгрывания случайных и неожиданных сочетаний». Цель художника: выйти за пределы реальности, при этом оставляя реальные образы, знакомые зрителю. Он не изображает реальность, он собственным языком форм создает свою реальность.
Слово «Баухаус» на слуху не только у представителей творческой интеллигенции. Это высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919-1933годы), давшее искусству ХХ века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девизом Баухауса был слоган: “Новое единство искусства и технологии”. С деятельностью Баухауса связана деятельность таких мегазвезд архитектуры ХХ века как Вальтер Гропиус, Мисс Ван дер Роэ и другие.
Выставка «Фотографии Баухауса» (Галерея изобразительного искусства Узбекистана, 2008г.) приблизила достижения знаменитого арт-центра в области фотоискусства узбекскому зрителю в еще большей мере. Официально в Баухаусе отделение фотографии было открыто в 1929 году. И фотография понималась не в узком исключительно художественном смысле, а как важный визуальный импульс, возможность формотворчества, который должен был служить манифесту Баухауса, сформулированного еще знаменитым Вальтером Гропиусом: «Конечная цель всего изобразительного искусства – строительство»(2).
Двумя самыми знаменитыми фотохудожниками Баухауса были Ласло Мохой-Надь и Вальтер Петерханс, которые явно отличались по своим творческим направлениям. Ласло Мохой-Надь шел по пути эксперимента, инноваций, подхватывал витавшие в творческой атмосфере новые идеи. Вальтер Петерханс работал в жанре натюрморта, доводя его до совершенства. Представленные в экспозиции работы баухаусцев можно было классифицировать на автопортреты, здание Баухауса, портреты баухаусцев, предметный мир. Они продемонстрировали, насколько огромен потенциал современного фотоискусства, в котором могут доминировать формальные средства или преобладать игровая эстетика, фотография может служить интерпретации общественно значимых тем или превращаться в короткометражные киноповествования. А может быть и концептуальной. Именно в Баухаусе возник термин «фотопластика», который подразумевал изощренное комбинирование многочисленных фотоэлементов в целостное произведение. На выставке были представлены работы Херберта Байера, выполненные в этом стиле. Сам Х. Байер так пояснял определение «фотопластика»: «Это понятие ввел Мохой-Надь, чтобы подчеркнуть пластические характеристики фотографии. Здесь оно используется применительно к органическим и геометрическим формам, помещенным в естественную и фантастическую среду»(3). Можно воспринять какие-то фотографии Баухауса, можно не принять, но бесспорным остается одно: фотографии Баухауса демонстрируют свободу творческого эксперимента, свободу мышления и высокое художественное качество. Они заложили содержательно-мировоззренческие и формально-пластические основы для развития современного мирового фотоискусства.
Значительным событием в культурной жизни Узбекистана стало открытие выставки всемирно известного немецкого художника Гюнтера Юккера «Страдающий человек. Четырнадцать способов утешения», как и сам приезд художника в Ташкент. Как известно, Гюнтер Юккер организовал более 140 персональных экспозиций-акций, участвовал более чем в 400 выставках. Как было отмечено специалистами, работы Г. Юккера сочетают созерцание, медитацию и интуитивное просветление духа, призванные направить взгляд зрителя в “сердцевину мира”, с активным вовлечением его в игру с произведениями художника. Г. Юккер творит беспредметный мир, проявляющий себя в символах, обладающих высокой степенью чувственной реальности и огромным собственно художественным, пластическим воздействием.
Четырнадцать объектов, экспонированных на выставке «Страдающий человек. Четырнадцать способов утешения», представили «внутренний портрет художника, в котором он передает свое видение жизни и страданий, анализирует опыт, регистрирует чувства и пытается в тонкой символике показать основные силы, движущие реальностью – агрессию, ранения, разрушения, которое он встречает примирительными жестами, источающими покой и утешение» (4). То, что объектов было выбрано 14, это тоже не случайно, так как ассоциируется с четырнадцатью стояниями на крестном пути в воспоминание о страстях Христовых.
Зрители, посетившие выставку, восприняли ее как исповедь души известного художника, неким предостережением для человечества в необходимости оберегать все человеческое. Выставка Гюнтера Юккера была направлена на интерактивный диалог со зрителем. В нее помимо объектов вошли многочисленные фотографии, видеофильм, который представил зрителю художника в действии, наносящего раны и эти же раны перевязывающего. Как сказал сам художник, истоки его творчества находятся не в искусстве, а за его пределами. Его работы – это формулирование чувственного понимания того, каким образом в экзистенциальной форме получает выражение жизненный опыт.
Выставка Гюнтера Юккера потрясла не только необычностью представленных артефактов, а скорее заложенностью в них глубокой философской предпосылкой и собственно «лабораторией» создания работ, неординарным мышлением автора, его своеобразной рефлексией на события, происходящие в окружающем мире. Что интересно, в формировании Гюнтера Юккера как самобытного художника сыграли свою роль не только конкретные историко-политические условия или эстетика европейского постмодернизма, но и путешествия художника по миру, изучение христианства, иудаизма, индийской философии, даосизма, дзенбуддизма, индуизма, которые художник называет «пока еще живыми формами культурной и духовной действительности этого мира» (5).
Также значительным событием в культурной жизни Узбекистана стало знакомство с персональной выставкой одного из выдающихся художников ХХ века Отто Дикса (Галерея изобразительного искусства, 2011г.). Вильгельм Генрих Отто Дикс – великий немецкий художник-экспрессионист и график, автор шокирующих, эмоционально напряженных картин и графический серий, посвященных войне, библейским сюжетам. На выставке были представлены принты художника 1920-24 годов, посвященные ужасам I-ой мировой войны. Смерть, насилие, нищета, ощущение апокалипсиса в работах Отто Дикса переданы в эстетике экспрессионизма. Не случайно, откровенность первого графического «военного» цикла художника на 50-и листах вызвала шок в немецком обществе. Работы потрясали своим откровением, изображением без прикрас всех ужасов войны, массового уничтожения людей, деградации человеческого сознания. Надо отметить, что немецкая графика всегда имела хорошие традиции экспрессивного самовыражения. Здесь можно вспомнить и работы Альбрехта Дюрера, Кете Кольвиц и многих других. Графические листы Отто Дикса поражают зрителя своим экспрессивным решением, отточенностью композиционных решений, сильным эмоциональным воздействием. Художник великолепно передал состояние периода 1-ой мировой войны и послевоенного времени. Не случайно 260 картин художника были сожжены в 1937г. в Берлине, так как нацисты в них увидели угрозу «для нормального возрождения нации».
Проекты Института Гете (Ташкент) и Института связей с зарубежными странами (IFA) дали возможность узбекском зрителю ознакомиться не только с классикой немецкого искусства ХХ века, но и современным немецким искусством. Выставка «Современное фотоискусство Германии» (Дворец творчества молодежи, 2010) можно сказать, взбудоражила узбекских фотохудожников, принадлежавших различным поколениям и стилистическим направлениям. Современный фото-арт Германии, как и везде, подразделяется на любительскую съемку, фоторепортаж, рекламную и фэшн-фотографию, фотодокументацию промышленных объектов – направление, которое еще в двадцатых годах ХХ века получило название «новая вещественность». При том, что фотоискусство в современном Узбекистане развивается достаточно интенсивно, данная выставка придала определенный импульс и задала новые векторы художественной самореализации для национальных художников. Экспозицию выставки составили работы известных современных немецких фотохудожников Дитера Аппельта, Анны и Бернарда Блюме, Томаса Флоршуетс, Юргена Клаука, Астрида Кляйна, Зигмара Польке, Клауса Ринке, Катарины Зивердинг. Несмотря на то, что они все являлись представителями разных поколений и стилей, их всех объединило то, что они хотели выразить, можно было выразить исключительно средствами фотоискусства, никакими другими визуальными средствами.
Мир произведений современного немецкого фото-арта включал в себя все: серии и панно, крупномасштабные изображения и средний формат, комбинации снимков и коллажи, химические процессы и так называемый «брак», тончайшие нюансы цвета, рекламные приемы. Все представленные работы как бы еще раз подтверждали мысль Мартина Киппенбергера: «Фотография как выразительное средство имеет моральное право будить мысль» (6).
Особо хотелось бы сказать о международной выставке видеоарта «Климат и искусство» (Дворец творчества молодежи 2010г.). Со стороны Гете института из Германии были приглашены известные художники в области видео-арта Ян Вербеек и Аки Наказава для проведения мастер-класса с молодыми художниками в Ташкенте. Проект носил региональный масштаб и объединил молодых видео-художников Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По завершении интенсивной практической части мастер-класса участники создали каждый в своей стране индивидуальные произведения видео-арта на тему взаимосвязи человека и обусловленной климатом культурной жизнью и традициями, другими словами привязанности человека к конкретному природному ландшафту. Надо признать, авторами были созданы интересные видеоролики, которые отличались не только актуальностью тематики, но и интересными решениями. Выставка носила передвижной характер и была показана после Ташкента, в Душанбе и Алматы. И надо отметить, что это вообще характерно для выставок Института Гете (Ташкент) и Института связей с зарубежными странами (IFA), которые странствуют, путешествуют по миру, знакомя разные страны и народы с уникальным искусством Германии.
Это лишь несколько основных выставочных проектов, которые были организованы Гете-Институтом и Институтом связей с зарубежными странами (IFA) в Ташкенте. Они дали возможность узбекскому зрителю воочию увидеть блестящие образцы искусства Германии ХХ века, познакомиться с творчеством всемирно известных немецких художников, внесших свой вклад в развитие европейского авангарда, постмодернизма. Но самое главное, они дали возможность соприкоснуться как зрителям, так и профессионалам к иным, нестандартным векторам творческого поиска, характерного для немецких художников. Да, это другое искусство, имеющее иной контекст, иную рефлексию на окружающий мир, и как следствие этого, иные образно-выразительные художественные средства, иные понятийные категории. Но, это искусство расширяет границы нашего мировоззрения, обогащает ощущения, открывает новые возможные интерпретации реальности. Выставки немецкого искусства оказали большое воздействие на художников и фотохудожников Узбекистана, на актуальное искусство, в особенности на творческую молодежь, придав импульсы их творчеству, расширив привычные диапазоны искусства.
И еще одна важная миссия этих выставок, они способствовали знакомству и укреплению межкультурного диалога между Узбекистаном и Германией, установлению контактов между творческими людьми, что только обогащает их и способствует дальнейшему сотрудничеству, рождению новых перспективных планов. Это стало возможным исключительно в период независимости страны, когда пришло осознание, что мы открыты миру, и мир открыт для нас.

Литература:
1. «Дадаизм и сюрреалистическое искусство». Нью-Йорк, 1968, с. 93
2. Каталог выставки «Фотографии Баухауса» на рус.яз. Т., 2008г., с. 8.
3. 3. Х.Байер. «Монография. Равенсбург, 1967г., с. 162
4. Из беседы Г.Юккера с Дитером Хонишем. 27 марта 1993г. Каталог выставки «Гюнтер Юккер. Страдающий человек». Т., 2009г., с. 2
5. Из каталога выставки «Гюнтер Юккер. Страдающий человек». Т., 2009г., с.14
6. Каталог «Фотоискусство». Штутгарт, 2002 с. 7

Pin It

Comments are closed.