Фестиваль «Навкирон Узбекистон» в аспекте молодежной культуры Узбекистана

Выпуск №4 • 1401

На современном этапе различные проблемы молодежной культуры актуализируются во всем мире, так как от духовных, мировоззренческих приоритетов молодежи зависит не только завтрашний день художественной культуры, но и будущее всех ценных достижений в различных сферах, созданных человечеством. Как отмечают специалисты, молодежная культура – это определенная культурная ниша, объединяющая людей по принципу возраста. И учет психологии возраста особо важен, так как «он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет». Молодежная культура, как отметил немецкий исследователь Л. Хаузер, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением».

Молодежь Узбекистана активно вовлечена в политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь страны. В этом процессе важную роль играют масштабные культурные акции, проводимые Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», в числе которых фестивали «Янги авлод», «Келажак овози», «Навкирон Узбекистон». Фестиваль «Навкирон Узбекистон» – 2012, который проводился в этом году в пятый раз, открылся в конце августа, накануне Дня независимости страны. Его соорганизаторы – Академия художеств Узбекистана и Дворец творчества молодежи.

За годы проведения Фестиваль превратился в долгожданный для творческой молодежи Узбекистана праздник, когда можно выставить свои работы, выполненные за последние два года в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурного и промышленного дизайна, актуального искусства. Для участников Фестиваля есть свой возрастной ценз: от 17 до 35 лет. Это студенты, которые должны обучаться в творческих вузах, и сформировавшиеся молодые авторы, имеющие профессиональное художественное образование. Фестиваль открыт также для молодых ремесленников, обучавшихся у мастеров старшего поколения по традиционной системе «устоз-шогирд». Подготовка к Фестивалю началась в мае 2012 г. сбором анкет участников, затем последовал прием работ, из которых экспертная комиссия отобрала произведения для экспозиции. В состав комиссии вошли известные художники, народные мастера, дизайнеры.

В настоящее время в распоряжении молодежи – прекрасный Дворец творчества в центре Ташкента, построенный в 2008 г. по инициативе главы государства в Год молодежи. Дворец располагает большими выставочными залами, специализированным оборудованием, студией звукозаписи, детскими студиями изобразительного и танцевального искусства, киноконцертным залом на 720 мест. Выезжая в разные страны ближнего и дальнего зарубежья, бывая на различных художественных мероприятиях, мы сегодня можем с уверенностью сказать, что подобного Дворца творчества молодежи нет ни в какой другой стране.

За 4 года работы Дворец творчества молодежи стал одним из ведущих культурных центров Узбекистана. В нем систематически проводятся республиканские и международные выставки, концерты, фестивали, Неделя искусств, творческие встречи, презентации. Это своеобразный перекресток различных направлений, тенденций современного искусства, его многочисленных видов и жанров, дающих импульсы новым творческим поискам нашей молодежи.

Число участников «Навкирон Узбекистон» постоянно растет. В экспозиции Фестиваля 2012 г., занимавшей практически весь Дворец творчества молодежи, было около 2 500 экспонатов. Это позволяет сделать вывод о том, что Фестиваль приобретает массовый характер.

Что касается качественных показателей Фестиваля, то здесь также необходимо отметить своеобразную эволюцию молодежного искусства Узбекистана. Безусловно, молодежь должна сохранить лучшие традиции культуры и развить их дальше. В то же время молодежная культура – это особое социальное, духовное пространство, имеющее свои ценности и культивирующее их. Молодежи свойственно создавать новую эстетическую картину мира. Она по-своему осмысляет эстетические качества мира, наполняя новым понятием старые понятия, такие как красота, вкус, идеал, образ, время и пространство. Современное молодежное искусство отличается своей игровой формой, указанием места и времени как «здесь и сейчас», театрализацией, карнавализацией.

Выставка Фестиваля начиналась с раздела архитектурно-дизайнерских проектов, продемонстрировавших смелые, неординарные идеи молодых дизайнеров. Это нашло отражение и в выборе тем, и в их пространственном воплощении. Проблемы городской среды, дизайна архитектурных сооружений являются актуальными во многих странах мира. Современная архитектурная школа Узбекистана, опирающаяся на уникальные многовековые традиции национального зодчества, отличается интересными творческими поисками и решениями. Подтверждением этого стали и работы таких молодых дизайнеров архитектурной среды, как Х. Закиров (дизайн и архитектурное решение лагеря «Бойчечак»), Д. Сорокина (дизайн-проект высшей школы хореографии), Д. Еремина (дизайн-проект игровой зоны в жилом комплексе г. Ташкента), А. Филяева (проект дизайна архитектурной среды экоцентра «Джейран» в Бухарской области), А. Стойченко (дизайн реконструкции витринно-пространственной среды центральной части города), А. Касьяненко (дизайн архитектурной среды парковой зоны в г. Ташкенте) и др.

Наиболее многочисленным был раздел станковой живописи от академического реализма до актуального искусства. Речь идет не только о конкретных работах, авторах и стилях, а о том, что они отражают художественное сознание современной творческой молодежи, то духовное пространство, которое ими создается и будет определяющим в искусстве завтрашнего дня.

Большая часть реалистических работ выполнена в жанре пейзажа, натюрморта, многие из них на хорошем профессиональном уровне. Авторы, в их числе Ш. Курбанов («Сельский пейзаж»), Ф. Умаров («Весна»), М. Холов («Гилон»), И. Алибеков («Ранняя весна») и др., смогли передать восхищение красотой родного края.

Искусство Востока сформировалось как целостная художественная система, один из важных формообразующих принципов которой – принцип декоративности, свидетельство чему – экспозиции Фестиваля, это узорочье, многоцветность, красочность, вычурность форм. В живописи Узбекистана декоративность изначально не была лишь пластическим средством, а являлась способом художественного отображения реальности, «спецификой национальной традиции» (1).

Лучшие традиции декоративной живописи продолжают работы «Великий шелковый путь» Д. Сохибова, «Узбекская хурма» Ш. Агзамходжаева, «Чувства» А. Файзуллина, «Невесомость», «Времена года» Е. Ляпиной, «Раздумье» Б. Сувонова, «Сестра» О. Аллабергенова. Проект «Цвет» группы «Круг И…», отражающий поиск художественных решений каждым автором конкретного цвета, дополнял перформанс, в котором были задействованы девушки, разрисованные в определенный цвет.

В творчестве молодых живописцев находит также отражение ассоциативно-метафорическая тенденция, появившаяся в изобразительном искусстве Узбекистана в 1970-е гг. К примеру, У. Саидов путем философского обобщения экспериментирует с такими известными идиомами, знаками традиционной культуры, как исрык (трава гармала), подкова, традиционная обувь. Проект «Противоположности» группы «Круг И…» был направлен на осмысление понятия «антитезы» каждым из ее участников: через противоположные образы современников, противопоставление цвета, контраст мужского и женского начал. Молодые живописцы пытаются расширить понятийные основы своего мировоззрения, находя им адекватные пластические решения. В целом для живописи молодых авторов характерен достаточно высокий уровень профессионализма. Однако, к сожалению, пока отсутствуют яркие лидеры. Для работ многих молодых живописцев характерно мелкотемье, отсутствие интересной сюжетной канвы, робкое экспериментаторство с цветом, композицией, ритмом, а главное – недостаточность сложившегося мировоззрения, собственного взгляда на мир.

Порадовал раздел графики выставки, тем более что в предыдущие годы на Фестивале практически отсутствовали работы молодых художников-графиков. Следует отметить их возросший профессиональный уровень как по тематике, так и пластическому исполнению. Несмотря на сложность образно-выразительной интерпретации через формат черно-белых соотношений, некоторым авторам удалось создать яркие, запоминающиеся композиции. В их числе работы «Родина» Дж. Рашидова, «Флора» А. Тулабоева, «Сарчашма», «Мостик» Б. Турдиева, «Разлука», «Род людской» С. Фармонова, «Портрет старика», «Портрет цыганки» Н. Абзаловой, «Чудики» У. Азимджановой и др.

Интересен был раздел скульптуры. Если четыре года назад в Фестивале принимали участие лишь 2 скульптора, то в этом году было представлено много интересных авторов и достаточно зрелых, творчески выполненных работ. Молодые скульпторы представили свои работы в разных направлениях современного искусства: реализме, авангарде, постмодернизме. Порадовали работы П. Макарова, творчески активного, ищущего молодого скульптора. Диапазон его пристрастий оказался достаточно широк: от традиционной скульптуры в шамоте до экспериментаторства в стиле конструктивизма. Несколько лет ведет свои поиски Ж. Анназаров. В его работах «Хорезмиец», «Владелица жемчужины» заметно его возросшее мастерство, тяга к ассоциативно-метафорическим аллегориям. Посредством символики передает свои чувства к любимому городу Б. Хакимов. Вечно притягателен для скульпторов образ женщины, который передали в символической форме в своих работах «Женский торс» Н. Негматов, «Возвышение» Г. Абдуллаева, «Фригия» Р. Абдуганиев.

Отрадно отметить, что скульптура развивается не только в г. Ташкенте, но и в других регионах страны. Так, на базе Кокандского художественного колледжа сформировалась творческая группа молодых скульпторов под руководством педагога А. Исанолиева. Образное звучание работ А. Исанолиева («Дойрист», «Мастона», «Будущее») и его ученика Ё. Мирзаакбарова строится на пластическом обыгрывании природных форм камня, обрабатывая который авторы добиваются выразительных силуэтов. Скульптуры «Грусть 1», «Грусть 2», «Машраб», «Мечта» Н. Негматова отличаются большей условностью. В целом молодые скульпторы пытаются насытить работы эмоционально-выразительным образным звучанием.

Порадовал зрителей и арт-критиков раздел фотоискусства, которое уже давно заняло свою нишу в культурной жизни страны. Молодые фотохудожники, представившие работы на Фестивале, доказали, что современное фотоискусство Узбекистана может быть не только репортажным, но и высокохудожественным, демонстрируя творческий подход к избранной теме, нужному ракурсу, композиции. Лаконичностью, тонким сочетанием черно-белых соотношений, эстетическим вкусом отличаются работы Н. Суннатовой и О. Хаджиевой. Фрагменты исторических городов Узбекистана, портретные типажи, элементы окружающей природы, которые варьируются в работах многих фотохудожников, не просто визуальная передача, а запоминающиеся образы, наполненные духовностью, эстетическим отображением жизни.

Молодежь всегда чувствительна к новым веяниям в современном искусстве. Особого внимания в творчестве молодых художников Узбекистана заслуживает актуальное искусство. Успешными выставочными проектами стали «Футляр» А. Ломанова, «Судьба драчуна» М. Гайбуллиной, в которых условным языком постмодерна выражены философские размышления авторов. Так, работа «Футляр» А. Ломанова, представленная в виде слона, стала емкой метафорой, как ничтожество может ощутить себя значимым и большим, если накинет на себя футляр. «Судьба драчуна» М. Габдуллиной представляет ладони с линиями жизни в виде веревок, развязывающихся по мере истечения времени… Привлек внимание зрителей и проект Д. Разикова «Манускрипт» о бесчисленном количестве рукописей, текстов, источников информационной культуры, не востребованных человеком. Люди прочитывают и осваивают лишь малую толику информации, большая же ее часть остается вне их поля зрения и осмысления. Неожиданна своим прочтением также инсталляция «В один миг» Н. Расулова.

Видео-арт – особый раздел выставки, который как специфический вид мультимедийного искусства за последние два года особенно распространен среди молодых художников. Находясь на стыке изобразительного искусства и кино, он позволяет художникам выразиться более полно. Представленный на Фестивале работами Т. Порошиной, Э. Деревенец, К. Икрамовой, А. Штенселя, М. Садыковой, К. Зуффаровой, В. Ким, К. Тюриной, Л. Шабаевой, видео-арт поражал своим тематическим, смысловым, стилистическим многообразием – от деталей конкретного предметного мира до идеи гармонии человека с природой.

Раздел декоративно-прикладного искусства был представлен молодыми авторами, работающими в области традиционных художественных ремесел и нетрадиционного искусства. В экспозиции доминировала керамика, выполненная в основном в нетрадиционном стиле, поскольку она приближена к изобразительному искусству, отличаясь свободой творческого поиска. В работах молодых керамистов З. Кадырова, О. Гуловой, Б. Турдиева, М. Максумовой, М. Бекназарова нашли отражение выразительность пластической формы, эксперименты с декором, желание в искусстве малых форм выразить абстрактные и символические категории: времена года, рождение, восточные песни, возрождение и т.д.

Высокий уровень профессионализма отличал и представителей золотошвейного искусства, бывшего в XIX в. в Бухаре прерогативой мужчин. Теперь оно вновь вернулось в их руки. Например, изделия К. Махаматова, в том числе ширма «Цветущий сад», отличавшиеся не только профессионализмом, знанием подлинных традиций древнего ремесла, но и тонким поэтическим чувством автора. Следует отметить и определенную «станковизацию» данного вида искусства. Панно «Звезда» К. Яхшибаевой, композиция «Махитобан», панно «Намоен» и «Сюзане» З. Джураевой как бы претендуют на равенство с картиной, будучи вставленными в рамы. При этом работы сохраняют основы материала, технологий, видов орнамента и зашива: гульдузи, заминдузи, пулякчадузи – и не просто повторяют традиции далекого прошлого, а несут в себе ощущение сегодняшнего дня. Молодые ремесленники благодаря политике государства, уделяющего большое внимание возрождению историко-культурного наследия, активно участвуют в возрождении забытых традиций, приобретая не только профессию, но и отражая свое мироощущение в том или ином древнем виде искусства.

Вышивка на Фестивале была представлена работами таких молодых мастериц, как Н. Мусаджанова и Д. Нарзуллаева. Этот вид традиционного ремесла, возрожденный за годы независимости в различных локальных центрах, находит свое отражение и в творчестве молодых.

В разделе нетрадиционного декоративно-прикладного искусства большую часть заняли гобелен и батик. Данные виды искусства также претерпевают процесс станковизации. В гобеленах Н. Кан, Т. Порошиной, Д. Бекчановой, Ш. Боситовой, как и в современной станковой живописи, широк и разнообразен тематический диапазон: известные сюжеты миниатюры, поэтические образы, пейзажи, такие состояния природы, как весна, рассвет и др. Многие работы решены в реалистически образном ключе или выполнены в абстрактно-метафорическом стиле. Несмотря на станковые решения, гобелены предназначены для декорирования интерьера. Они полны цвета и света и несут позитивную энергетику.

Созвучны гобеленам и батики молодых авторов. Сегодня батик используется не только в виде шарфов и в дизайне одежды, но также претендует на станковые композиции. Сюжетную канву работ, выполненных в батике, составляют как декоративные цветочные композиции, так и своя «драматургия»: жизнь городов, портретные образы и даже абстрактные композиции.

Фестиваль «Навкирон Узбекистон» продемонстрировал большой интерес молодых авторов к ювелирному искусству, миниатюре, резьбе по дереву, изготовлению кукол, традиционному ткачеству, художественной чеканке. Так, в миниатюре отчетливо выявляются две тенденции: сохранение традиционной стилистики и образов, сюжетов средневековой миниатюры и внесение в миниатюру современных тем. Ювелирные украшения М. и Б. Дадамухамедовых, Ф. Юсуповой, Б. Таирова, К. Кенжаевой, Х. Салахитдиновой и др. продемонстрировали высокий уровень мастерства молодых авторов, их стремление овладеть многовековой традицией и в то же время желание внести в нее что-то современное. Высок уровень ташкентской резьбы по дереву у Ш. Муратова. С. Шермухамедова, Т. Газиева, Б. Мавлонова. В ассортимент таких традиционных изделий, как резные столики, шкатулки, ляухи, пеналы, авторы вносят в определенной степени инновации: видоизменяют некоторые формы, пытаются синтезировать резьбу по дереву с лаковой миниатюрой, сохраняя при этом традиционные технологии и орнаментальный строй.

Самостоятельный раздел выставки был отведен для дизайна одежды – виду искусства, который благодаря различным масштабным проектам Фонда «Форум» получил хорошие импульсы для развития. Работы М. Магдиевой, М. Мирвохидовой, Д. Атаевой, Р. Шакировой, С. Ахмедовой, И. Махкамовой, Н. Субхановой, З. Кушаковой и многих других молодых модельеров продемонстрировали широкий диапазон творческих экспериментов. На выставке были представлены как коллекции, выполненные с использованием национальных тканей, аксессуаров и традиций, так и европейские по стилю работы.

В программу Фестиваля входили также мастер-классы таких известных художников и мастеров страны, как заслуженный деятель искусств Узбекистана скульптор Д. Рузыбаев, заслуженный деятель искусств Узбекистана, сценограф и живописец Ш. Абдумаликов, керамист А. Авакян, народный мастер Узбекистана академик АХ Уз Н. Холматов, график А. Мамаджанов. Интересным было и обсуждение экспозиции выставки, прошедшее в виде откровенной беседы, обмена мнениями, суждениями, размышлениями о современном искусстве, его проблемах и путях их решения. В нем приняли участие известные художники, народные мастера, дизайнеры, участники Фестиваля.

Фестиваль традиционного и современного искусства «Навкирон Узбекистон» – территория эксперимента, открытия новых имен, новых произведений молодежного искусства, для развития которого в независимом Узбекистане созданы все необходимые условия.

Литература

1. Акилова К. Б. Проблема интерпретации народного искусства в станковой живописи Узбекистана 1970 – 1980-х гг. Дисс. канд. искусствоведения. Ташкент, 1989.

 

Pin It

Comments are closed.